Зоопарк для всех
Демонстрационно-учебный центр «Ковчег», расположенный на территории Ярославского зоопарка, в самом ближайшем будущем откроет новые образовательные проекты. О том, какими будут грядущие перемены, поведала заведующая «Ковчегом» кандидат биологических наук Елена АНАШКИНА.– Елена Николаевна, насколько известно, вы пришли в зоопарк совсем недавно. Почему пригласили именно вас?– Меня выбрали с целью развития «Ковчега» как образовательного центра. Конечно, в определенной степени образовательным центром он уже являлся: любое общение с животными чемуто человека учит. Даже то, что вы узнали, как называется зверек, делает вас более эрудированным. Но этого всетаки недостаточно, мы собираемся усилить обучающий момент, хотим сделать «Ковчег» понастоящему учебнообразовательным центром. Планируем читать лекции, в том числе детям, будем заниматься не только содержанием и кормлением животных, но и наукой, и многим другим.
– Планов у вас много, но все ли они сегодня осуществимы?
– Осуществимы. Смею заверить, «Ковчег» – единственный центр в России, которому это по силам. У нас все в полном порядке с материальным обеспечением, само здание учебного центра новое, современное. Его строили, ориентируясь на европейский стандарт.
– Вы упоминали, что будете читать лекции, в том числе людям с ограниченными возможностями, но учебные классы в «Ковчеге» располагаются на третьем этаже.
– Для тех, кому сложно подниматься по лестницам, у нас есть пандусы и лифт. Занятия для разных групп людей будем проводить поразному: для слабослышащих – одним образом, для незрячих – другим. Сейчас как раз подбираем персонал для работы с такими людьми. Тянуть долго с тем, чтобы запустить данный проект, мы не станем. Начнем работать с июля: люди с ограниченными возможностями не должны быть оторваны от мира и сидеть дома.
– Подобная работа гдето ведется?
– В России нет. Эти программы очень сложные. На днях к нам приезжал директор Мюнхенского зоопарка, крупнейшего в Европе, и, кстати, удивлялся нашей инициативе: немцы подобную работу планируют запустить только со следующего года и их методика находится еще на стадии разработки. В том, что касается работы с людьми с ограниченными возможностями, мы с мюнхенцами планируем сотрудничать особенно тесно: обмениваться методиками, учитывать наработки друг друга.
– Подобная деятельность не заменит ли работу с обычными школьниками?
– Нет, конечно. В течение учебного года каждый ярославский школьник получит возможность 12 раза совершенно бесплатно побывать в центре «Ковчег» и послушать наших специалистов. У нас имеется свой автобус, так что даже на дорогу тратиться не придется. От данной формы работы выигрывают и школьные учителя: у них появляется возможность «проиллюстрировать» некоторые темы из учебника благодаря животным зоопарка. Кстати, для самих преподавателей планируем устраивать всевозможные семинары и учебные курсы.
– Например?
– Например, «Организация уголка живой природы в школе или в детском саду». Раньше во многих учреждениях дошкольного и школьного образования имелись свои уголки природы, но сегодня их число уменьшилось. И, на мой взгляд, зря, ведь именно экологическое образование нравственно ориентировано как никакое другое. Сегодня в каждой школе есть если не живой уголок, то растения, аквариум и т.д. Это следует развивать, чтобы с детства ребенок учился любить и беречь братьев наших меньших. Даже президент Медведев в одной своей речи отмечал, что нужно большое внимание уделять экологическому образованию школьников.
– В школьных уголках живой природы обычно разводят различные экзотические растения и не менее экзотичных животных: мадагаскарских тараканов, например. А как сделать так, чтобы ребенок полюбил родную землю?
– Как один из разрабатываемых нашими специалистами вариантов работы – экологический туризм, создание экскурсионных троп за территорией зоопарка. Что они собой представляют? Это разнообразные маршруты по прилегающим лесам и полям, по которым учитель проводит учеников, по ходу следования показывая растения и животных. Учитель не только будет давать интересную информацию об окружающих флоре и фауне, но расскажет, как правильно развести костер, как переправляться через реку. Первые такие туристические тропы начнут функционировать уже этим летом, а на следующий год мы собираемся наладить работу с летними лагерями. Как именно? Организуем их на базе зоопарка.
– Слышал, что вы хотите уделить внимание не только экологическому образованию детей, но и духовному – планируете открыть воскресную школу. С одной стороны, религиозная беседа, а с другой – научные знания. Не возникнет ли противоречий?
– Взаимодействие экологического образования и религиозного вполне допустимо. Что одно, что другое – оба ставят перед собой цель нравственного воспитания: в одном случае через веру в Бога, в другом – через осознание того, что мы должны находиться в единстве с природой. У нас, к слову, немало батюшек, которые имеют биологическое, естественнонаучное или медицинское образование. Как видите, оно вовсе не противоречит вере в Бога. В религиозном воспитании акцент делается на нравственность. А это как раз то, что прежде всего должны освоить дети.
– Неподалеку от здания «Ковчега» расположена небольшая театральная площадка. Собираетесь устраивать спектакли?
– Да. Это направление нашей деятельности называется «Уличный театр». Театр стартует в августе. Это работа аниматоров, главный принцип которой «развлекать, образовывая». Переодетые в костюмы зверушек студенты будут рассредоточены по территории зоопарка, но в намеченное время они собирутся на сцене и покажут небольшой спектакль из жизни животных. В качестве актеров собираемся задействовать студентов нашего педагогического университета с естественногеографического факультета. Почему для этой работы не пригласили ребят из театрального института? Еще успеем. На самом деле зоопарк уже подписал договоры о сотрудничестве со многими вузами города.
– Вопрос от наших читателей: у работников зоопарка после продолжительного общения с животными возникают проблемы общения с людьми?
– Что здесь имеется в виду?
– То, что люди становятся менее общительными, замыкаются в себе.
– Наоборот, животные помогают раскрепоститься! Это научный факт. Нередко общаться с другими людьми человек учится именно с помощью того или иного животного. В медицине даже термин такой есть – анималотерапия, лечение с помощью животного. У нас в зоопарке был следующий случай. Пришла к нам восьмилетняя девочка с родителями. На голове у малышки платочек повязан, ведет себя экспрессивно: бегает от одной экспозиции к другой, руками машет. Но молчит. Дали ей в руки хорька подержать, а она расплакалась и вдруг стала лепетать: «Какой зверек хороший». Я смотрю: родители ее тоже плачут. Выяснилось, что после курса химиотерапии девочка уже полгода ни с кем не разговаривала: лежала несчастная дома, испытывая сильную боль. А здесь – заговорила! Ушла малышка спокойным, умиротворенным человеком, перегладив напоследок всех животных. Я считаю, что даже после одного такого случая можно смело сказать, что зоопарк открылся не зря.
– Планируете ли вы заниматься анималотерапией целенаправленно?
– Да, планируем. Потому что нуждающиеся в этом действительно есть. К нам часто приезжают люди с ограниченными возможностями, которым такая деятельность была бы полезной. На Западе подобная форма общения с животными развита широко: в госпиталях, где много пожилых людей, специально заводят кошек и собак, чтобы было с кем пациентам общаться, чтобы нашелся хоть ктото, кто смог бы выслушать старого человека. Животные – очень внимательные слушатели, а их энергия ободряет.
– Животные в зоопарке активно размножаются, будете ли вы продавать их или дарить в уже упомянутые школьные уголки живой природы?
– Со временем, думаю, да. Спрос на наших зверьков должен возникнуть, это несомненно: уже сегодня люди спрашивают, можно ли приобрести хомячка или морскую свинку. В отличие от тех же зоомагазинов, потомство, выведенное у нас, гарантированно здоровое, проверенное лучшими специалистами. Оно правильно выведено и выкормлено. Но прежде предстоит решить организационноправовые вопросы.
Другие новости раздела «Общество»





Комментарии