19:25
среда,
4 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 июня 2009

Командир армии лилипутов

Подполковник милиции обзавелся собственной армией.Это сейчас изготовление очередного, примерно тысяча первого миниатюрного солдатика Алексей Ступин начинает с изучения фундаментальных работ по военному мундиру заграничных историков. А самого первого воина он сделал в пять лет после прочтения сказки Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Маленькому Леше было так жалко солдатика, что он вырезал фигурку из бумаги и попытался его поставить. Бумажный солдатик вытягивался во фронт, но не хотел стоять и безвольно падал на стол.

– Он без подставки стоять не будет, вырежи из картона, – дала первый урок моделирования бабушка.

Классе в четвертом Алеша увидел у одноклассника целую армию солдат, вылепленных из пластилина.

– Научи, – попросил Ступин, а потом долгие годы лепил ужасных пластилиновых уродцев. К восьмому классу его энтузиазм почти угас: как­то несолидно было, люди в его возрасте пить-­курить начинали, а он все в игрушки играл.

И тут по телевизору показали сюжет про миниатюриста Петра Космолинского. Для Алексея это было откровением: оказывается, и взрослые люди могут в солдатики играть. Хобби было реабилитировано. Потом прочитал статью в журнале «Техника – молодежи» про миниатюрщика Александра Сомова, списался с ним. Старший товарищ прислал юному коллеге «масштабку» – схему пропорционального размещения фигуры.

После этого дело миниатюризации пошло семимильными шагами: стал отливать фигурки в гипсовых формах. Достал книжку венгра Барчаи «Пластическая анатомия» и делал маленьких человечков уже по­взрослому.

Предпочтение отдавал русской и французской армии 1812 года, поскольку на мальчишек того времени огромное влияние оказали фильмы «Эскадрон гусар летучих» и «Гусарская баллада». После восьмого класса пошел в ПТУ, а оттуда уже служить на флот. На три года из мира игрушечных солдатиков попал к реальным. Было не до миниатюр. Только уже ближе к дембелю мичман принес термопластику и попросил вылепить карикатурных матросов.

После олова, пластилина, картона это был значительный шаг вперед.

Как рождается солдат

ачинается все с детского приема вырезания на бумаге. Нарисованный человечек по контуру выстригается ножницами, а потом на этот бумажный профиль накладывается скелет из проволоки. Затем медная основа облекается в термопластик. Так появляется тело будущего солдата. Причем это уже тело с вылепленными мышцами, сделанными по всем правилам анатомии человека. После у человечка отпиливаются самодельной пилкой важные части тела, которые требуют более тщательной работы. Это, как правило, руки.

– Самое главное в фигуре, после амуниции и обмундирования, это лицо и кисти. Именно они придают фигурке характер. Посмотрите, как актеры старой школы играют кистями – это сильно дополняет образ! А итальянцы вообще разговаривают руками, – поясняет Алексей.

У Ступина, кстати, долго не получалось точно лепить кисти и лицо. И он пошел в Дом художника, чтобы у скульпторов научиться этому. Художник Михаил Бекетов согласился и помог миниатюрщику освоить искусство лепить голову и кисти рук.

А советы по лепке головы также давал один из лучших специалистов страны Андрей Блескин.

– У вас в художественном музее есть картины прекрасной школы ярославского портрета. Мне они очень помогли понять, как лепить лица у фигур, – порекомендовал мастер.

И конечно, своими секретами делились старейшины ярославского цеха военной миниатюры Михаил Коновалов и Олег Доможилов.

После того как фигурка вылепляется, ее надо «одеть». Самое трудное в таком деле – сделать складки одежды. Ровный, без единой шероховатости мундир создает впечатление нереалистичности, идеальности. Например, грубая ткань ложится более крупными и редкими складками. А тонкий материал «складируется» чаще. В художественных училищах даже целые курсы по драпировке тканей есть, а Ступину пришлось на практике осваивать. Наденет на себя или на близких одежду и смотрит, как она выгибается. На улицах и в транспорте постоянно приглядывался к одежде людей. Конечно, сейчас все носят ткани потоньше и фасоны другие, нежели военные мундиры двухсотлетней давности, но тут приходит на помощь место работы миниатюриста. Алексей несет службу к экспертно­криминалистическом центре УВД, и людей в форме там хватает.

Ступин – эксперт по оружию, поэтому в его миниатюрной работе холодное и огнестрельное оружие получается очень достоверно. Да и по долгу службы приходилось человеческую анатомию изучать более тщательно, и это тоже помогало в его хобби.

Вылепив все детали ткани, сырого солдата мастер отправляет в печку, где похожий на пластилин термопластик отвердевает и становится по внешнему виду, как пластмасса.

Потом уже делается раскраска – и солдатик готов!

Бритва из пилы…

Инструменты миниатюрщиков – это отдельная песня. Конечно, есть специальные наборы западных фирм, но цена их начинается от тысячи долларов, что для ярославских миниатюрщиков просто неприемлемо. Да и какие­то эти наборы неполные, неудобные. Поэтому каждый мастер выкручивается при помощи русской смекалки. Например, миниатюрную пилу Алексей сделал из половинки обычного бритвенного лезвия.

Какие-­то инструменты пришли из ювелирного дела, всякие пинцеты, зажимы, мини­сверла – из стоматологии. Но все равно каждый человек подгоняет под себя многие инструменты, а какие­то даже на заказ делают знакомые мастера.
Но самый главный инструмент – компьютер. Перед тем как начать работу, находится как можно больше изображений героев в Интернете. Конечно, всемирная сеть очень сильно облегчила работу миниатюрщиков. Раньше приходилось покупать дорогие книги с хорошими иллюстрациями, цена которых меньше тысячи рублей не бывала. А сейчас можно посещать виртуально заграничные музеи, смотреть странички исторических клубов, получать отсканированные фотографии мундиров из книг.

Что-то отрезал, что-то прибавил

У фигурок есть разные масштабы. Самый популярный был раньше 1:30, который стал главным стандартом для моделей еще с андерсеновских времен. Но в последние годы стал популярным другой масштаб – 1:35. Секрет его успеха прост: большинство моделей танков, автомобилей делаются в этом масштабе, а чтобы всю эту технику оживить солдатами, они должны быть с ней одних пропорций. У каждого масштаба, оказывается, своя история, судьба. Например, 1:48 используется при изготовлении самолетов, и фигурки летчиков делают именно в этом масштабе. А самый маленький масштаб – 1:72 – очень удобен для расположения на столе целой армии.

Но подполковнику больше нравится делать девятисантиметровых солдат. В таком размере лучше показать характер, лицо персонажа.

За всю жизнь он уже сделал более тысячи фигурок. Но Алексей делает не только воинов. Как­то один бизнесмен попросил сделать свою мини­скульптуру: человечек в деловом костюме с дипломатом. Приходилось делать лошадей, собак, но редко. Один из заказчичиков попросил изготовить немецкого капитана, которого потом распили и сделали из него формочку для отливки целой серии таких капитанчиков.

Как-­то даже пришлось проводить косметическую операцию. К Алексею попала заводская фигурка гвардейца кардинала Ришелье. И он недолго думая что­то отрезал, что­то прибавил и сделал из него королевского мушкетера. А у его друга была и вовсе «медицинская» операция. Накануне выставки у улана сломалась рука. И сделать новую человек уже не успевал. Так он взял и приделал повязку для руки, словно так и задумано было.

Модельная мода

В модельном деле есть свои вечно популярные периоды: война 1812 года, Древний Рим и Греция и Великая Отечественная война. Но среди этого иногда раздаются всплески. Вышел на экраны фильм «Крестоносцы», и тут же все загорелись модельками немецких рыцарей. Когда в Голливуде сняли в конце девяностых «Гладиатора», то все начали лепить гладиаторов. Странно, но вот «Адмирал Колчак» не вызвал особенного спроса на морские фигурки, хотя это направление очень редкое и их мало кто делает.

После выхода «Тараса Бульбы» уже появились первые заявки на казаков.

У Алексея сейчас период увлечения античностью и второй мировой войной.

– Очень хочется сделать кусочек из битвы IX века нашей эры, где римский полководец Эмилий Вар потерпел поражение. Во­первых, привлекает драматизм ситуации, когда лучшая в мире армия столкнулась с лучшей в мире толпой варваров. Во­вторых, сложность исполнения. Для миниатюрщика же очень сложно и интересно лепить фигурки из трех составляющих: тело, ткани и доспехи. Ведь каждое направление требует знания своих законов, и сочетание трех в одном очень интересно. В этой работе Алексей хочет применить уже привычный миниатюрореализм. Например, «состарить» одежду воинов, добавить на доспехах вмятин или царапин, а лицам придать следы усталости. Тогда воины будут выглядеть людьми со своей историей, а не жизнерадостными идеальными Барби.

Два года назад Алексей стал тесно сотрудничать с клубом военно­исторической миниатюры «Т­34» и под их влиянием увлекся историей Великой Отечественной войны.

Ступину хотелось бы попробовать сделать советских солдат периода  1941 – 1943 годов.

– Немецких у нас очень многие фирмы делают, а наших мало. Вот я и буду. Меня привлекает именно этот период, потому что он был самый тяжелый для советских войск и много характеров можно показать, – говорит Алексей.

Своего первого бойца времен ВОВ он сделал на выставку, посвященную обороне Брестской крепости, которая только что прошла в Городском выставочном зале им. Нужина.

Сейчас увлечение отца передалось сыну – маленький Андрей Ступин уже вертится у отцовского модельного стола и тоже начинает делать первые свои фигурки.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать