10:30 Суббота, 15 Августа 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Экскурсовод особого назначения

8 Июля 2009
Среди богатых туристов пошла мода заказывать экскурсовода для маленькой компании из 2 – 3 человек, а то и вовсе для одного гостя города.  Особенности vip-туризма  раскрывает экскурсовод Мария АЛЕКСАНДРОВА.Клиент на своем теплоходе – Мы просим прислать гида, который способен гибко реагировать на меняющиеся запросы клиента, – написала в заявке на экскурсию небольшая, но очень богатая семья.

– Ну что, Маша, иди, и гусли не забудь прихватить, – смеялись коллеги по работе. И послали Александрову к очередному випу.

Она как будто создана для работы с богатыми клиентами. Молодая, симпатичная, с бездонными глазами и напичканная энергией по самую макушку. И в то же время уже имеет шестилетний опыт работы экскурсоводом, диплом исторического факультета ЯГПУ, курсы экскурсоводов и кандидатскую степень по теме градостроительства Ярославля.

– Мода на индивидуальные экскурсии пошла примерно в начале этого тысячелетия. Люди поездили по заграницам, увидели как там устроено и как вылизывают каждого клиента, и захотели получить это же у нас. Но туристический сервис России был скорее оружием массового «поражения», и тогда богатые россияне решились приплачивать за особое отношение к себе. И потом, как же извечное русское желание пофорсить или, говоря современным языком, попонтоваться: я такой крутой, что у меня даже экскурсовод  индивидуальный, – говорит Александрова.

На самом деле цена вопроса не очень велика. Проводишь ли ты экскурсию на сорок человек или на двоих – плата за это одинаковая: около тысячи рублей за три часа. Остальные расходы – билеты и автобус. Но вип­-персоны зачастую берут микроавтобус, который значительно дешевле большого автобуса для групп. Или и вовсе ездят на своих машинах или такси.

Первые вип-­клиенты Александровой приплыли в наш город на собственной яхте. Экскурсия была назначена на десять часов. Маша пришла вовремя, но еще часа два стояла на причале, поскольку заказчики хорошо погуляли накануне и спали. А будить их никто не решался. Капитан и матросы испуганно качали головой, когда ярославна в очередной раз просила разбудить хозяина.  Наконец в 12 часов випы проснулись, заплатили за ожидание и провели­таки запланированную прогулку. На поверку семья оказалась достаточно интеллигентная. Муж с женой, двое детишек и еще мужчина.

– Родственник, наверное, – решила Александрова.

Муж слушал все вполуха, зато жена задавала умные вопросы, дети оказались очень воспитанные и тоже с интересом внимали Машиным речам. Родственник стоял всегда рядом, но в некотором отдалении. Это оказался телохранитель.

Следующие клиенты уже походили на богатых людей гораздо больше – владельцы теплохода, который вез туристов.  Мужчина наслаждался своим положением и стремился его лишний раз подчеркнуть.

– Маша, скажите, а у вас часто бывают такие туристы? – спрашивал он, выделяя голосом предпоследнее слово.

– Какие, такие? Такие хорошие? – шутила девушка.

Когда экскурсия подходила к концу, Александрова сказала:

– Пойдемте к нашему теплоходу.

– Нет, девушка, это наш теплоход! – поправил ее хозяин судна и стал хвастаться, как он покрасил крышу и привел в порядок палубу своего теплохода. И очень удивился, когда через три часа Мария сказала, что экскурсия подходит к концу.  Никак не мог поверить, что его, особенного такого, променяют на других туристов.

На самом деле вип­клиенты совершенно не следят за временем. Они думают, что если гид индивидуальный, то он в твоем полном распоряжении целый день и будет выполнять любые капризы. И если люди в большой группе придерживаются графика экскурсовода и послушно переходят  от одного объекта к другому, то  важные туристы могут задержаться около какой­то церквушки и стоять там целый час, разглядывая понравившийся рисунок.

В новорусском стиле

Новорусского поведения, знакомого по анекдотам, среди Машиных клиентов не встретишь. Всетаки люди, которые выбрали для мест отдыха Россию, да еще и заказали индивидуального гида, отличаются от отдыхающих в Турции или на Бали русских туристов. Но даже среди них встречаются москвичи, чей  уровень воспитания несопоставим с размером зарплаты. Их смешат ярославские цены: «Ой, костюмы за пять тысяч рублей?! Давай сразу три возьмем. Даром ведь!». Очень удивляют приезжих москвичей поездки в такси за сто рублей и стоимость маршрутки.

Самые частые вопросы вип­туристов – где у вас можно попить хороший кофе и где золото продается. Москвичи привыкли у себя к иному качеству напитка, где чашка кофе может стоить, как обед в ярославском ресторане, и им не хватает этого вкуса. И скупают золотые украшения, потому что они здесь гораздо дешевле, чем в столице.

Иногда начинают  хамить, но не Маше, а Ярославлю: «Да ваше «Ярпиво» и пить не стоит, а «Шинник» – полное… И чего у вас так все обшарпано? Покрасить не могли что ли? Кругом одно старье – снести и новые здания построить!»

Другие, прочитав одну книгу историков Носовского и Фоменко, начинают учить экскурсовода: «Да, все вы не то говорите. На самом деле Ярославль был раньше Новгородом…»

Но кто действительно расстраивает и ведет себя по-новорусски – это дети випов. Очень часто дети кичатся богатством, которым обладают их родители, и начинают шиковать. Достают толстые пачки тысячерублевых купюр и демонстративно ими помахивают. Работницы музеев с их зарплатами чуть ли не за сердце от такого вида хватаются. Один раз мальчишки увидели лоток с разноцветными шариками-брелоками. Все стали выбирать, какой они хотят. А один юный толстосум назло всем скупил всю коробку, чтобы другим не досталось.

Визит кремлевских уборщиц 

Бывает, что в Ярославль приезжают с рабочим визитом начальники из Москвы. И тогда представители филиалов заказывают для них экскурсию по городу. Иногда просто, чтобы умаслить, а случается, что эти 3 – 4 часа прогулки босса нужны подчиненным для исправления недоделок.

Однажды приезжали большие начальники в погонах.  Умолчим про их ведомство, но очень им понравилось ездить по городу с ветерком. Запрещающие знаки, красный свет, ограничение скорости для них не существовало.

Был случай, когда приехали в город депутаты из другого региона. Вычитали на сайте стоимость заказа, заплатили, но их приехало на три человека больше. Категорически  не хотели доплачивать за этих троих. Сумма-то небольшая была – рублей 200 с каждого за входные билеты в музеи: «А мы не пойдем вовнутрь, будем снаружи ждать», – обидчиво сказали они. Так и стояли. И вроде не бедные люди, очень шикарно обедали в дорогом ресторане, а за билеты платить не хотели. Хотя, когда они кушали, то сидящему рядом экскурсоводу даже стакан чаю не предложили.

Несколько иначе себя вела помощник одного украинского депутата. В отличие от русских народных избранников, держалась скромно, хоть и остановилась в четырехзвездочном отеле и даже обедами экскурсовода кормила.

Забавная история была несколько лет назад, когда позвонили в агентство и сказали: «К вам едет делегация из Кремля». Встречали важных гостей по высшему разряду. Приехали почему-то только женщины. И вот во время посещения художественного музея женщины остановились и стали рассматривать картину с изображением Кремля: «Ой, какой он грязный, неубрано все. Нас там не хватает». Оказалось, что это были уборщицы из Кремля.

Как-то коллеги Маши сопровождали в Толгский монастырь и Константина Хабенского, и Татьяну Арно. «Главный дозорный всея Руси» был сдержанным, ставил свечки и вел себя набожно. А вот красавица-­блондинка очень удивила: держалась скромно, задавала умные вопросы и была скорее похожа на прилежную аспирантку, чем на сексбомбу голубого экрана. Один раз Маша была на экскурсии в музее «Музыка и время» Джона Мостославского. Тут подошла пара, попросила присоединиться. Оказалось, что это известный актер Владимир Стеклов с женой, а Маша его даже не узнала. И он так тихо прослушал всю экскурсию.

Молчать они не будут

Приезжие вип-­туристы разнообразия особого пока не ищут. Соглашаются на классическую трехчасовую экскурсию по городу по маршруту «церковь Ильи Пророка – Стрелка – Спасо-Преображенский монастырь (музей­-заповедник)». Когда Маша спрашивает, что вам хочется посмотреть, то обычный вип просит: «Покажите ваши храмы». Лишь пару раз кто­то хотел чегото особенного. Один мужчина желал увидеть завод, где делают пиво. Другой жаждал посмотреть Толчковскую церковь и Коровники. Приезжал как­то французский дирижер в филармонию. Вот с ним Маша находилась по необычным местам. Он и в Коровники зашел, и захотел взглянуть на Ярославль со стороны Тверицкой набережной.

Самое же интересное для туристов место – Успенский собор. Как только было принято решение его строить и начались раскопки, он тут же стал изюминкой любой экскурсии. Проводит Александрова туристов мимо огороженных забором раскопок и любой вип обязательно прокомментирует. Причем мнений  всего два. Первое – да, молодцы, храмы надо восстанавливать, это богоугодное дело. Другое – лучше бы больницу построили или еще что, чем очередную церковь строить. Но равнодушных храм не оставляет, даже еще недостроившись.

Объекты тысячелетия для випов вообще оказались весьма животрепещущей темой. Проводит Александрова экскурсию по центру города мимо  старого планетария. Его историю расскажет, а заодно и присоединит пару слов про новый планетарий – культурно­образовательный центр имени Терешковой. А про первую космонавтку кто только не слышал, и тут же люди желают высказаться.

Экскурсии с випами как раз отличаются еще тем, что в группе люди молча слушают гида и идут дальше. А привилегированный турист обязательно выскажет свое мнение, а экскурсовод должен его выслушать.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

От отпуска отказался из-за невозможности поехать за границу
4 (30.77%)

Провожу отпуск так и там, как и планировал
4 (30.77%)

Летом в отпуск не хожу
4 (30.77%)

Отдыхать летом - это святое. Но пришлось срочно искать вариант отдыха в России
1 (7.69%)

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама