06:07
четверг,
19 сентября 2024 г.
11.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 июля 2009

Человек, воспитанный «Москвичом»

Ярославец Сергей Левочкин создал музей старинных автомобилей. В детстве у каждого ребенка был заветный уголок, куда он убегал залечивать свои душевные раны. У одного это был сарай, у другого – чердак. У маленького Сережки вторым домом стал заброшенный «Москвич-400». Чуть дома буря, мальчик убегал за гаражи и отсиживался внутри старенькой легковушки.В роли автостарьевщикаВ четырнадцать лет Сергей впервые сел за руль. С ватагой друзей ночью угоняли дворовые машины, катались на них, а потом привозили и ставили на место. Пацану больше всего нравилось ездить на грузовике «ГАЗ-51». За все ночные поездки их ни разу не остановили гаишники.   

Любили устраивать «летучего голландца»: у асфальтоукладчика соединяли провода аккумулятора и пускали его в медленное безводительское «плавание».

Прошли годы, Левочкин окончил школу, стал работать то тут, то там. Пришла перестройка. Денег ни у кого не было, а стартовать в бизнесе без машины нелегко. И повадились ярославские начинающие бизнесмены скупать старую технику.

Наняли Левочкина, который в роли автостарьевщика ходил по городу и собирал за копейки «трупы» автомобилей. Какието были почти целые, не хватало только одной детали, чтобы «оживить» машину. Иногда приходилось из нескольких грузовиков собирать один. Сергей выполнял заказы для нескольких фирм.

Как-то один из заказчиков отказался брать у Левочкина купленную за свои деньги машину. Так волею недобросовест­
ного клиента ярославец стал владельцем первого экземпляра своей коллекции. Им по совпадению оказался так горячо любимый в раннем детстве «ГАЗ51». И страсть коллекционера в Левочкине разожглась. Он затем купил «ЗИЛ157», «ЗИС130», и понеслось… Очень скоро в его распоряжении собралось около тридцати машин: одна из первых моделей ЛАЗа, грузинский тягач «Колхида», «ГАЗ651», внедорожник «ЗАЗ969», «ЗИЛ157КВ», «КАЗ68В», пожарная машина «ГАЗ51», автобус на шасси «ГАЗ55», тонар­прицеп для сбора макулатуры. Не забыл Сергей и автомобиль своего дет­ства – «Москвич400».

Самый старый в его коллекции – немецкий автомобиль 1936 года выпуска «Вандерер».

Блуждающие авто

Разместить три десятка машин – занятие хлопотное. Личной автостоянки и гаражного кооператива у Сергея не было. Поэтому снимал деревянные дома с большими огородами на окраинах Ярославля. И те машины, что похуже, ставил там. А те, что способны были передвигаться самостоятельно, оставлял во дворах домов. Стоит себе машина, естьпить не просит. Жители дома думают, что это когото из соседей. А за ней приглядывает кто­нибудь из знакомых Левочкина, живущих неподалеку. Придет, стекла помоет, под капотом покопается для виду и уходит. Через 2 – 3 недели перегоняли машину в другое место. И так круглый год.

Периодически приходилось менять место жительства, поскольку соседи начинали выказывать признаки недовольства подпольной автомастерской. Приходили странные, с точки зрения мещанствующих жителей окраины, люди, что­то целый день стучали в огороде.

Удивительно, но ремонт машин был делом не особо хлопотным. Запчастей для машины хватало. Модель уже давно сняли с производства, а запчасти все выпускали и выпускали. Да зачастую деталь от одной машины подходила к другой. К Сергею тогда стали прибиваться мальчишки. Дети знакомых, друзей, просто любопытные. Но самое трудное начиналось, когда приходило время испытания машины. На учете она не состоит, техосмотр ею не пройден, выехать на дорогу нельзя. Вот и играли в конспираторов. Базировались тогда на улице Урочской. Около дома идет дорога. Люди становились  с рацией по обеим ее концам и смотрели, чтобы ГАИ не нагрянуло. На этой дороге и получали машины путевку в жизнь.

Вторая жизнь машин

В 1998 году у коллекционера наступил второй этап развития дела реконструкции ретро­автомобилей. К нему в команду пришли молодые ребята: Михаил Кабанов, два Александра Порыгин и Шилов. Это уже не уличные мальчишки – студенты. Михаил вообще на автомехе в политехе учился. Попробовали узаконить покупку автомобилей. Михаил приобрел «ЛиАЗ» и даже решили зарегистрировать его в ГАИ. У ребят возникло желание сделать из всей коллекции автомобильный музей, устраивать шоу, возить за деньги всех желающих.

Стали ходить по властным структурам, писали Ельцину, потом Путину, но везде натыкались на стену непонимания. И тут очень удачно встретился исполнительный директор мышкинского народного музея Николай Лушин.

Он пригласил ребят посетить Мышкин в День города. Ярославцы поехали на трех машинах, чем вызвали небывалый фурор среди местных жителей и гостей райцентра. Потом на фестиваль старинной техники в Мышкин Левочкин и компания ездили три года подряд. А тут и киношники подоспели. Узнали, что в Ярославле есть старая техника, и давай снимать ее то в одном фильме, то в другом. Из всех фильмов с автомобилями Левочкина Сергею очень понравились «Подкидной» и «Петя по дороге в царствие небесное».

У коллекционеров появились первые деньги. Тутто и наступил раскол. Левочкин – фанат автомобилей – считал, что все деньги надо вкладывать в покупку новых машин, в ремонт старых. А ребята хотели пожить своей жизнью.

Слава, приобретенная на фестивалях и киносъемках, оказалась недолговечной. Люди в Ярославле узнавали любителей старины, улыбались, но дальше улыбок дело не шло. Сколько раз Левочкин и компания просили выделить для автоклуба бесплатно хоть какой­то клочок земли, но ему объясняли цену вопроса, и на этом все заканчивалось.

А энтузиасты ждали, что после их выхода в свет все наладится и дело будет развиваться. И когда этого не случилось, то несколько скисли. А потом пришла взрослая, нестуденческая жизнь со своими заботами. В общем, в команде назрел кризис, и Левочкин, чтобы спасти машины, решил их отдать в Мышкин.

С надеждой на 1000-летие

Прожив несколько лет без любимого увлечения, Левочкин стал скучать по технике. Ездил в Мышкин навещать своих четырехколесных «друзей». Руки уже постепенно стали просить работы с техникой. Вновь он стал подумывать об автомобильном музее. Ну не дело это, если в таком автомобильном городе, как Ярославль, который дал жизнь первому в стране автобусу, двухэтажному троллейбусу, восьмиколесному армейскому грузовику и многим другим машинам, не иметь своего автомузея. Благо что энтузиасты есть, им бы помочь только. А накануне тысячелетия Ярославля неплохо бы хоть не музей создать, а небольшую экспозицию. Вполне реально.

– Все не так просто. В нашем музее нет ни специалистов, ни площадей. Это же совершенно иная структура, нежели обычный музей. Свезти технику и оставить ее под открытым небом – это несерьезно. Я видел, как это устроено на Поклонной горе, – говорит директор музея истории города Владимир Извеков. – Там ее красят, ухаживают, на зиму консервируют. Может быть, энтузиаст и моторный завод на благо города найдут друг друга?!

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать