03:27
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 августа 2009

Чтобы костюмчик сидел

        Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований МУ «ЦИОМСИ» по распоряжению первого заместителя мэра Ярославля Владимира Слепцова провел комплексное социологическое исследование проблемы внешнего вида школьников и школьного стиля одежды.         Кризис, ностальгия или необходимость?         Проблема школьной формы сегодня актуальна. Всего в городе действует 106 общеобразовательных школ, в которых на данный момент обучается почти 50 тысяч человек. И разумеется, далеко не все учащиеся носят такую одежду, которая одновременно устраивала бы и учителей, и родителей. Конечно, в ряде ярославских школ имеются некоторые ограничения на ношение спортивной формы, где-то нельзя оголять живот и щеголять пирсинговым пупком, а где-то практикуется деловой стиль одежды. Но таких образовательных мест на территории нашего города не больше 40% от общего числа.

          Собственно, зачем сегодня нужна школьная форма? Только ли как зримое отображение ностальгии по советскому прошлому? Или это каприз учительского цеха? Не то и не другое! Идея ввести школьную форму по мнению социологов мотивирована следующими посылами:

-  Ничто не должно отвлекать молодежь от учебы. Зачастую на уроках перешептываются не на предмет теории относительности, а по поводу модной «Машкиной блузки».
-  Наличие формы размоет границы между бедными и богатыми, никто не станет мутузить друг друга или высмеивать из­за разницы во вкусах.
-  Школьная форма способна притупить гиперсексуализацию современной молодежи.
-  Дорогие атрибуты одежды перестанут компенсировать отсутствие достижений в сферах образования, спорта и в человеческих отношениях.
-  Дети перестанут ходить в школу в той же одежде, в которой потели на дискотеках или расслаблялись во дворах, значит, санитарно­гигиеническая обстановка в школе улучшится. 
-  Форма оставит лишь одну область для соревнований: знания. Она создаст необходимый фон, настрой на получение знаний, повысит успеваемость, приучит к деловому стилю одежды, что, безусловно, станет актуально в период взросления.

        Какой он, идеальный костюм?

        В то время как 92,5% детей вполне устраивает нынешнее «форменное безобразие», родители и учителя в большинстве своем отрицательно воспринимают отсутствие формы для школьников. Среди учителей позиции неприятия свободного стиля придерживаются 68,1% опрошенных, среди родителей, бабушек и дедушек – 49,8% (рис. 1).

       Большая часть родителей, примерно 60,0% опрошенных, считают, что введение единых требований к форме одежды школьников – мера необходимая. При этом как учителя, так и родители склоняются к мысли о введении единой форменной одежды именно в рамках каждой отдельной школы. В том числе наиболее целесообразным учителя и родители считают введение единых норм для одежды учащихся начальной школы.

         Наиболее позитивный отклик в среде опрошенных учителей и родителей получила идея введения сразу трех комплектов форменной одежды, которые отличались бы друг от друга цветом и фасоном (рис. 2). Ярославцы считают, что сегодня в школах нет возможности вернуться к «шитью», популярному в советские годы. Этого мнения придерживаются более 65% опрошенных, мотивируя свою позицию тем, что «старая форма вышла из моды», «она непрактичная и неудобная», «безликая, мрачная и скучная».

         В то же время часть горожан считает, что существовавшую в СССР форму можно оставить, но при условии, если изменить расцветку: сделать ее синей или другого спокойного цвета (серой или голубой, дополнить различными «теплыми тонами»).

         В целом в качестве основных требований к новой форме ярославцы выделили ее цвет (рис. 3): 29,1% опрошенных хотят видеть школьников в синей форме, реже в темной или черной одежде – 23,5%. В то же время 9,7% респондентов отмечают, что главное требование к одежде – ее простота и «невызывающий внешний вид».

        Наиболее характерным предложением по работе с внешним видом школьников оказалось введение делового классического костюма, причем как для мальчиков, так и для девочек. Какие детали к основным элементам одежды школьника опрошенные отнесли, свидетельствует таблица 1.

       Затраты на гардероб

        Доминирующая часть «родительского цеха» утверждает, что покупает школьную одежду ребенку по мере необходимости. Преимущественно подобным образом поступают люди с низким уровнем достатка. Более трети ярославцев обновляют детский гардероб ежегодно перед первым сентября – 38,4%. Только родители с наивысшим уровнем достатка (от 15 до 30 тысяч рублей в месяц) приобретают одежду своему ребенку почти ежемесячно, но таких среди опрошенных крайне незначительное число – 1,7%.

         Стоит отметить, что по заявлению самих детей большинство школьников меняют одежду, в которой они ходят в школу, с регулярностью 1 – 2 раза в неделю – 39,5%.

        По мере загрязнения одежды переодеваются в основном учащиеся 5 – 7­х классов – 35,9%. Отдают предпочтение смене внешнего вида на ежедневной основе преимущественно девушки и школьники старших классов – 45,1%. В целом меняют одежду, в которой посещают учебное заведение, каждый день 27,8% учеников начиная с пятого класса.

         В то же время 15,9% ярославских родителей утверждают, что ежегодно тратят на одежду ребенка не более 2000 рублей. Обычно это люди с низким уровнем благосостояния. Несколько более высокую сумму – 3000 рублей – тратят 12,9% горожан. Примерно одинаковое число – 11,2% и 11,5% опрошенных – утверждают, что тратят на одежду ребенка ежегодно от 3000 до 5000 рублей. Обычно это представители категории среднего и высокого уровня достатка.

         Основная масса родителей готова затратить на один комплект одежды, отвечающий школьному стилю, не более 2000 рублей – 42,9%. Родители же, чьи дети учатся в 8 – 9­х классах, готовы потратить не более 3000 рублей – 25,8%. В целом готовы приобрести за такую сумму один комплект одежды 16,6% ярославцев. Несколько меньший процент горожан – 15,9% – готовы потратить на форму не более 1000 рублей.

Можно сделать следующие выводы:
– Большая часть опрошенных согласилась с тем, что школьная форма необходима.
– Ярославская семья готова потратить не более 2000 рублей на одежду для школьника.
– Комплект одежды должен стоить не более 1200 – 1300 рублей.
– Модели одежды должны быть различны по цвету и фасону, учитывать сезонность.

        Как возможный ответ на вопрос, где же, собственно, взять дешевую и привлекательную форму, ряд ярославских семей предложил организовать пошив одежды в специализированных ателье с выделением дотаций из городского бюджета. Стоит упомянуть и еще одну креативную идею – введение лейбла, своеобразного фирменного знака в дизайне формы, который станет отличать ученика одной школы от другой.

         – Самое важное из того, что может дать ребенку школьная форма, – это умение и привычка носить то, что принято носить в современном деловом мире, – отмечает руководитель городского центра изучения общественного мнения и социологических исследований МУ «ЦИОМСИ» Татьяна Румянцева. – А то обычно ребенок отучится в школе и в университете, пойдет на работу, а он не то что галстук завязать не может, так даже в костюме смотрится как-то угловато. Ему в нем неудобно, потому что носить костюм ему непривычно! Законодатели деловой моды – японцы и англичане – уже доказали всему миру эффективность применения в образовании делового стиля, за ними последовала Европа и даже США, где вообще до недавнего времени не обращали внимания на то, во что одевается их молодежь. То, как и во что одевается ребенок в школе, самым непосредственным образом отразится на том, кем он станет и чего добьется в будущем. Отсутствие добротной школьной формы может негативно сказаться на становлении социального статуса.

Автор: Владислав КУКРЕШ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать