05:58
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 сентября 2009

Мечты сбываются

Танцевальный ансамбль ДК судостроителей «Эллинг» – одна из культурных изюминок Ярославля, в частности Фрунзенского района. Несмотря на то, что «Эллинг» самодеятельный, а не профессиональный ансамбль, он вполне может считаться школой. Школой танца, дружбы. В 2007 году ансамбль отметил свой 20-летний юбилей. Но и после этого рубежа коллектив не прекращает творческих поисков.Из Североморска – в Ярославль Нина и Николай Кузьмины появились в Ярославле в 1981 году. Они приехали сюда на гастроли из Североморска. Талантливых танцоров заметили ярославские деятели культуры и пригласили поработать хореографами в одном из местных коллективов. А с годами появилась возможность создать собственный танцевальный ансамбль. Это была давняя мечта танцоров, и Николай с Ниной пошли искать подходящее место. Выбор пал на клуб завода судостроителей (ныне – Дом культуры судостроителей). В Ярославле, городе древней русской культуры, развивалась самодеятельная творческая русская народная тематика, а североморские танцоры привезли с собой лихие морские танцы. И в Клубе судостроителей они оказались очень даже в тему.

Для жителей Дядькова танцевальный ансамбль был в новинку. В клубе существовал небольшой танцевальный кружок, но он имел целью общее развитие детей. Кузьмины поставили куда большую задачу – создать большой самодеятельный коллектив, который мог бы соперничать с профессиональными ансамблями.

Ансамбль создавался не сразу, не в один день. Кузьмины брали в ансамбль всех желающих без каких­либо конкурсов. И, что интересно, у них все начинали танцевать – толстые, неуклюжие, с полным отсутствием слуха. Не говоря уже о настоящих звездочках, которые впоследствии связали свою жизнь с профессиональными танцами. Через несколько лет в городе загремел танцевальный ансамбль Клуба судостроителей с необычным для ярославского уха морским названием «Эллинг», означающим место постройки корабля. Постепенно в ансамбле собралось более двухсот детей от 7 до 18 лет. Шел 1987 год.

– Какое же это было счастливое время! – в лице Николая Кузьмина отражаются и радость, и грусть одновременно. – Хотя и трудностей было много. Например, не было даже места для занятий – ни танцевального класса, ни большой сцены. Но именно в это трудное время становления наш коллектив стал настоящей семьей – дружной, творческой, увлеченной.

Первый успех

Через два года, в 1989­м, «Эллинг» впервые выехал за границу – в Польшу, на международный танцевальный фестиваль. К тому времени ансамбль уже стал одним из ведущих коллективов области, лауреатом городских и областных конкурсов, носил звание образцово­творческого коллектива. После первой заграничной поездки «Эллинг» стали приглашать на международные фестивали и конкурсы постоянно – ансамбль прекрасно представлял отечественную хореографию на культурных мероприятиях любого уровня. Германия, Англия, Сирия, США, Финляндия, Франция, Катар, Бахрейн, Вьетнам… В некоторых странах «Эллинг» просто покорил публику – в Англии и Франции, например, наши танцоры стали просто завсегдатаями. И не только задорные, профессионально поставленные танцы изумляли иностранцев – их удивляли отношения в коллективе. Однажды в Бахрейне почтенный араб принял «Эллинг» за семью. «У меня самого много детей, – озадаченно сказал он, – но такого количества детей я еще не встречал. Как вам это удалось?» В тот раз в Бахрейн «эллинговцы» ездили в составе 30 человек.

– Мы и в самом деле были семьей, – рассказывает Николай Кузьмин. – Танец – это ведь не просто пришел, отрепетировал и ушел. Танец – это маленькая жизнь. Его надо продумать до нюансов – костюмов, музыкальных переходов, спецэффектов. Это сложный творческий процесс, и хорошего танца, затрагивающего душу, одной техникой, не добиться. Надо, чтобы танцоры сжились в танце, начали совместно чувствовать, творить. Тогда этот общий дух захватывает и зрителя. Вы бы слышали аплодисменты, которыми нас встречали на танцевальных площадках мира!

Даже профессиональные танцевальные коллективы уступали «Эллингу» первые места. Конечно! Ведь общий дух сплачивал ребят не только в танце. Вместе они играли в футбол, трудились на субботниках, гуляли друг у друга на свадьбах. Николай с Ниной были уже не просто хореографами коллектива – их можно было считать педагогами.

– Многие из наших ребят, – говорит Николай Кузьмин, – позанимавшись в «Эллинге», связали с танцем жизнь и ушли танцевать в профессиональные ансамбли. Другие так и остались с нами в «Эллинге» – им не нужна профессиональная карьера танцора. Но и тех, и других танец, хореография изменили навсегда. Понимаете, когда ребенок, который ничего не знал, не умел, с которым родителям заниматься было некогда, вдруг начинает танцевать, он меняется на глазах. И это непередаваемое чувство. Он начинает правильно ходить, держать осанку, начинает замечать, во что одет, у него появляется чувство собственного достоинства. И можно быть уверенным, что он больше не остановится в развитии. Он не пойдет в подворотню пить пиво, курить. Ему это уже не интересно – его увлек собственный творческий рост. Родители, когда видят своих детей на сцене, удивляются: «Ой, а я думала, что мой Петька просто двоечник. А он вон как танцует!» В 2002 году Николай с Ниной получили почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». В 2007 году на Дельфийских играх в Ярославле «Эллинг» завоевал бронзовую медаль. А ведь у него были достойные соперники – профессиональные танцевальные коллективы из хореографических училищ, училищ культуры, театральных вузов со всей страны! В том же 2007 году ансамбль получил золотую медаль и Гран­при первого Международного фестиваля­конкурса «Радуга Сабантуя» в Набережных Челнах. А в следующем, 2008 году, завоевал Гран­при на региональном фестивале «Танцуй, Ярославия». Ну кто не мечтал о таком оглушительном успехе?

Кризис – начало нового подъема

Но не все так просто. С каждым годом успех дается самодеятельным коллективам все труднее. В советские времена самодеятельные коллективы выступали постоянно. Они гремели не только в своих родных городах, но и по всей стране,  даже за рубежом. Их выступления демонстрировались по телевидению. Сейчас многие самодеятельные коллективы практически лишены площадок для выступлений. И в родных городах их постепенно забывают, несмотря на все фестивальные успехи и международные награды. Да и международные площадки становятся большой редкостью.

– В последнее время мы выступаем все реже, – говорит Николай Кузьмин. – Хорошо, если два­три раза в год. Площадки для выступлений коллективы ищут сами. Теоретически можно ездить и по стране, и по миру. Но сейчас любую поездку надо оплачивать. А ведь мы еще сами шьем себе костюмы, заказываем транспорт. Мне говорят: «Зарабатывайте деньги в ресторанах, на свадьбах, корпоративных вечеринках». Да, мы можем танцевать любую программу – и русские народные танцы, и морские, и этнические, и современные. Но если самодеятельность превратить в бизнес, она умрет. Такие случаи уже были. Самодеятельность служит другим целям, и они не носят коммерческий характер. Это развитие детей, взрослых, повышение культурного, физического уровня населения.

Но творческий кризис может стать и началом нового цикла в деятельности самодеятельных коллективов. И их руководители предлагают свои идеи.

– В последние годы на наши городские праздники было принято приглашать московских шоу­див, – говорит Николай Кузьмин. – Но в Ярославле есть свои прекрасные танцоры и певцы, которые не хуже заезжих звезд. Они и дешевле, и гораздо больше заинтересованы в результате. Их можно использовать на самых разнообразных площадках – на различных межрегиональных форумах, праздниках. Вот был День военно­десантных войск. Почему бы не устроить нашим десантникам настоящий праздник? Многие ярославские ансамбли танцуют военные танцы – можно было бы объединить их усилия и устроить для наших десантников большой концерт, чтобы они почувствовали, что город гордится ими, их ратным делом. Да мало ли в Ярославле проводится праздников, зарубежные гости приезжают. Так почему бы не показать мастерство наших народных коллективов? Для иностранных делегаций это будет зрелище, которого они еще не видели.

И действительно, мода на собственные творческие находки и возможности в последнее время возвращается. Может быть, дело в кризисе. Как бы то ни было, но людям снова становится интересно создать и показать что­то свое, а не платить деньги за чужое.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать