14 февраля 2007
Идущий за мечтой
Известный российский кинорежиссер Вадим Клавдиевич Дербенев сейчас в Ярославле в театре имени Федора Волкова ставит лирическую комедию «Бульвар Удачи», премьера которой состоится в конце февраля. Дербенев известен по таким фильмам, как «Змеелов», «Тайна черных дроздов», по современным сериалам «На углу, у Патриарших», «Плата за любовь», который, кстати сказать, только что прошел по каналу НТМ. Но немногие знают, что Вадим Дербенев наш земляк и связь с Ярославлем никогда не терял. Ярославль и область часто использовал как съемочную площадку. А лет 20 назад купил дом под Ярославлем, куда часто приезжает. После окончания ВГИК Дербенев 12 лет проработал в Молдавии, с 1969 года работает на «Мосфильме», причем работает в самых разных жанрах.Нам удалось встретиться с Вадимом Дербеневым. Говорили и о превратностях судьбы, и о том, что молодым режиссерам сейчас, с одной стороны, значительно легче и проще, потому что возможностей больше. А с другой стороны - сложнее, потому что все коммерциализировано, телеканалы сами снимают сериалы, и в погоне за рейтингом идут на поводу у рынка. В большинстве случаев выход нового фильма перестает быть событием. У Вадима Дербенева настолько яркие и интересные воспоминания, что сразу захотелось познакомить с ними читателей.
Сбежать из Ярославля в Голливуд?!
Родился я 18 июня 1934 года в Ярославле, в роддоме на Волжской набережной. А жили мы в доме № 1 по проспекту Шмидта, ныне проспект Ленина. Хорошо помню, как во войну во время бомбежек - немцы летали бомбить железнодорожный мост через Волгу - мы убегали ночью в бомбоубежище, вход в которое находился у нас во дворе. Дом обегали с торца. Позднее мы переехали в Бутусовский поселок, я окончил школу № 44 и поехал поступать во ВГИК.
Любовь к кино мне привил мой отец Клавдий Михайлович Дербенев, потомственный ярославец, здесь жили и его отец, и его дед. Отец поменял в своей жизни много профессий. Хотя свое призвание видел в литературном труде, но смог полностью заняться писательством, только когда вышел на пенсию. Он издал несколько детективов - «Ошибочный адрес», «Неизвестные лица», «Зуб мамонта» - и был принят в Союз писателей СССР. А еще до революции мой отец со своим приятелем Анатолием Кутениным, впоследствии известным рыбинским актером, были увлечены кино и даже мечтали сбежать в Голливуд. Это им не удалось, но отец позднее увлекся фотографией и очень хорошо рисовал. Причем он умел схватывать подвижные образы - ему удавались портреты, бегущие кони. К сожалению, я так и не смог овладеть рисунком, но увлечение фотографией он нам с братом передал. Жили мы весьма скудно, в маленькой комнате коммунальной квартиры, где был длинный коридор на 16 семей, и наша фотолаборатория располагалась у нас в комнате под обеденным столом - мы там и пленки проявляли, и печатали. Еще отец очень любил природу, он был членом общества охотников, и мы исходили пешком все окрестности Ярославля. Особенно любили реку Шиголость с потрясающими заливными лугами. Там собирались огромные стаи уток, и нашей мечтой было как можно ближе к ним подкрасться. Отец нас с братом учил чувствовать природу и учил искусству фотографии.
Футбол или хореография? Только кино!
Однажды отец подарил мне книгу знаменитого режиссера Льва Кулешова «Вопросы кинорежиссуры», и я постепенно осознал, что хочу стать кинорежиссером. Хотя у меня были и другие увлечения - я неплохо играл в футбол и занимался хореографией в Ярославском дворце пионеров у замечательного педагога Константина Федоровича Сударкина. У меня были определенные успехи, я даже сольные номера исполнял. Мне всегда приятно вспоминать мои занятия балетом еще и потому, что в нашей студии у нас были первые романы, первые свидания - так получилось, что у нас было поровну девочек и мальчиков, мы назначали свидания на бульваре, за театром, на набережной, ходили на танцы в городские парки. Наше поколение в юношеском возрасте, поколение 50-х, все-таки было романтичным. К сожалению, я так и не овладел музыкальным инструментом, хотел освоить игру на гитаре, но не было в семье средств ни на инструмент, ни на педагога. А вот мое увлечение хореографией в дальнейшем позволило мне как режиссеру снимать фильмы-балеты. Я снял фильм «Балерина» - о Майе Плисецкой, балеты «Спартак», «Иван Грозный» и ряд других балетов с Юрием Григоровичем, «Жизнь в танце» - фильм-портрет о Лавровском, «Фантазия на тему Казанова» - хореография Михаила Лавровского.
А в футбол я играл в пионерском лагере и во дворе. Под Ярославлем, недалеко от Устья, был замечательный лагерь имени Ворошилова, позднее он стал называться «Орленок», я туда каждое лето ездил, и у нас была сильная футбольная команда, я был левым крайним нападающим. Потом и во дворе, в Бутусовском поселке, собрал футбольную команду. Когда я не был в лагере, меня все равно приглашали на футбольные матчи. Однажды, в день открытия лагерной смены, мы обыграли городскую юношескую футбольную команду «Торпедо» со счетом 2:1. Помню, как они на нас злились, они-то себя уже считали профессионалами, а мы были любителями.
Медкомиссию прошел за меня другой
После восьмого класса я съездил на разведку в Москву, во ВГИК, тем более что мои бабушка с дедушкой по маминой линии жили под Москвой, в Клязьме. Я посмотрел, кто поступает во ВГИК, и понял: в 18 лет поступать на режиссерский факультет слишком рано. В институт кино шли люди через другие профессии, уже имея жизненный и творческий опыт. Я понял, что больше готов к операторскому факультету. И стал целенаправленно заниматься. Окончил школу с серебряной медалью, поэтому сдавал только специальные дисциплины. Сдал успешно и фактически был зачислен. И тут произошла трагедия: медицинская комиссия, установив, что у меня близорукость минус 4, решила, что я не могу быть оператором. Очки я носил с 6-го класса, и никак не думал, что мне это может помешать. Я пытался доказать комиссии, что многие операторы в очках, что у кинокамеры есть поправка на диоптрии, что позволяет оператору вести съемку без очков. Главный врач комиссии была неумолима. Я был в полном отчаянии, мне не то что в Ярославль не хотелось возвращаться, жить не хотелось. И секретарь директора института, звали ее Нина Васильевна, видя мое отчаяние, решила мне помочь. Почему еще так строго отбирали в институт? Потому что был очень высокий конкурс, и много ребят приезжало из союзных республик по направлениям. У кого-то не хватало балла, у кого-то двух, и медкомиссия эти вопросы частично помогала решить. Так вот Нина Васильевна предложила, чтобы за меня на проверку к окулисту сходил другой парень, из «кандидатов с направлениями». Он был русский, но приехал из Литвы, только я ему должен был все о себе рассказать. Его звали Игорь, а Игорю за эту помощь пообещали преимущество при зачислении. Медкомиссия была уже не в институте, а в студенческом городке, и я его туда провожал, и все о себе рассказывал, рассказывал. Когда врач его проверила, с сомнением спросила: «А вы точно Дербенев?». Он говорит: «Да, конечно. А почему сомнения?» Врач сказала, что на прежней комиссии зрение было минус 4, а сейчас единица - так не бывает. А будущих операторов проверяют еще и на чувствительность к цвету, но с этим у нас с ним было в равной степени хорошо. Врач не мог доказать, что это не Дербенев, и справку все-таки дали, но написали, что в начале учебного года проверить еще раз. Мы принесли эту справку в институт, Нина Васильевна ее быстренько приобщили к делу, и меня приказом зачислили. Игоря тоже зачислили, и он поехал собирать вещи в Вильнюс и к началу занятий не вернулся. Как я в первые дни дрожал от страха: казалось, что сейчас откроется дверь и вызовут Дербенева проверять зрение. И это конец! Но никто не приходил. Учился я у замечательного мастера Бориса Волчека.
Лучшая операторская работа
В 1957 году я с отличием окончил ВГИК, и был направлен в Молдавию, на киностудию «Молдова-филм», где еще художественные фильмы не снимали, но готовились к этому. Первый художественный фильм «Атаман Кодр» мы сняли с режиссером Михаилом Каликом. Это была романтическая легенда о гайдуках в Бессарабии начала ХIХ века. Я много снимал с руки, камера была подвижная, было много погонь, скачек, подсечек, герои падали, сраженные пулями. Красивые костюмы, много буйной зелени, голубой Днестр и крепость на берегу. Фильм получился очень кассовый, мальчишки его смотрели раз по десять. Фильм был отправлен на Всесоюзный кинофестиваль, в котором участвовали все республики, и я получил премию за лучшую операторскую работу.
Вторая картина, снятая мной на киносутдии «Молдава-фильм», была иной - лирическая повесть «Колыбельная». Это рассказ о том, как отец, военный летчик, спустя 17 лет разыскивает свою дочь, родившуюся накануне войны. Он узнает, что часть грудных детей, вывезенных из роддома вместе с архивом, были спасены. Здесь уже от меня как от оператора требовалось пристальное внимание к лицу, глазам, жесту. За фильм «Колыбельная», который был отправлен на международный кинофестиваль в Локарно, и режиссер фильма Михаил Калик, и я были награждены орденами «Знак почета».
От апреля до осени
Знаковым в моей судьбе стал фильм «Человек идет за солнцем». Шестилетний мальчик узнает от взрослых, что земля круглая, и решает совершить путешествие вокруг земли, идти за солнцем. Очень простой сюжет - о добре и зле, о том, как выглядит мир глазами ребенка. Но в чем нас только не обвиняли! Даже похороны партии приписывали. Нас с режиссером спасло только то, что мы были беспартийными. А вот директора киностудии, замечательного человека Виктора Шевелова, фронтовика, разведчика, ушедшего в 18 лет на фронт, буквально уничтожили за то, что он разрешил нам снимать этот фильм. Он умер от сердечного приступа в 42 года. Бюро ЦК Молдавии четыре часа обсуждало это фильм, и решено было картину разрезать, чтобы сохранить красивые виды Кишенева для других фильмов. Мы с режиссером тайком вывезли копию в Москву. Союз кинематографистов за нас вступился. Картину посмотрела Фурцева, тогдашний министр культуры, и ее пустили в прокат. В Москве он шел в «Метрополе», стояли огромные очереди, в основном из интеллигенции. Это не шлягер, это фильм-размышление. Но в 1963 году началась борьба с формализмом и модернизмом, и фильм «Человек идет за солнцем» попал в список 20 запрещенных к показу. А вместе с ним в этот список попала и моя первая режиссерская работа «Путешествие в апрель», на которую меня благословил еще директор студии Виктор Шевелов: он знал, что моя мечта - стать режиссером, и верил в меня. В деревню приезжает на практику студент-журналист, и влюбляется в садовницу. Играл его молодой Саша Збруев. Меня обвиняли в том, что я оклеветал сельскую молодежь. Хотя на самом деле фильму были присущи окуджавские мотивы - молодой герой на все имеет свое мнение, не пасует перед традиционными авторитетами, может за себя постоять. Тираж фильма был уничтожен, а единственная копия сохранилась в Белых столбах - в Государственном кинохранилище. «Человек идет за солнцем» был реабилитирован только в конце 80-х годов, во время перестройки. Но и тогда, в 1963 году, я все равно пытался снимать, не поддавался отчаянию. И подошел к серьезной литературе. Взял удивительную повесть Иона Друце, которая была напечатана в журнале «Новый мир» у Твардовского, и поставил фильм «Последний месяц осени». Сюжет простой: 70-летний старик-молдаванин объезжает четырех своих сыновей, которые не откликнулись на телеграмму, что отец при смерти, и не приехали к нему в деревню. Пришла одна дочь. И старик хочет понять, что же он не так сделал, что в старости они со старухой остались одни.
И сегодня у народного артиста Вадима Дербенева большие творческие планы: фильм о сильной, преодолевающей жизненные невзгоды любви, а также создание остросюжетного романа, основанного на давних исторических событиях из жизни Ярославского княжества.
Автор: Ирина ВАГАНОВА
Другие новости раздела «Общество»
Общество
18 апреля 2024
Ярославцев предупредили о первой грозе
Общество
18 апреля 2024
На Которосльной набережной Ярославля временно ограничат остановку и стоянку транспорта
Общество
19 апреля 2024
В Ярославле трамвайное движение сформирует легкое метро
Общество
17 апреля 2024
Ярославские студенты провели экскурсию по улице Андропова
Общество
15 апреля 2024
Более 73 тысяч ярославцев проголосовали за парки для благоустройства на следующий год
Общество
16 апреля 2024
Объявлено о приеме макетов для граффити проекта «Будь ярче!» в Ярославской области
Комментарии