20:07
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 октября 2009

Только успешный научит успеху

Гостями нашей традиционной рубрики «За чашкой чая» на этот раз стали ректор Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова Нина АНИСЬКИНА и заведующая кафедрой государственного и муниципального управления академии Елена ПЛАСТИНИНА. Разговор, естественно, начался с предстоящих кардинальных изменений в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). – В чем суть грядущих преобразований в сфере ДПО, в разработке которых ваша академия принимала самое деятельное участие?   

Нина Аниськина: Изменения связаны с тем, что в ближайшее время Министерство образования и науки выпустит новый документ – «Типовое положение об учреждении ДПО». В нем сделан акцент на том, что ДПО – это обеспечение экономики компетенциями. Он поднимает статус программ ДПО, подчеркивает значимость принципа «обучение через всю жизнь» и, конечно, усиливает роль учреждений ДПО. Специалисты академии активно участвовали в разработке документа, и практически все наши предложения были приняты. Стоит добавить, что документ узаконивает и новые подходы к обучению: аудиторные часы заменяются на контактные, официально вводится накопительная система программных модулей. С принятием «Типового положения» изменится минимальная продолжительность программ ДПО. К краткосрочному повышению квалификации будет относиться обучение по программам продолжительностью от 18 до 72 часов. Сейчас это относится только к обучению госслужащих. С 73 до 500 часов включительно – повышение квалификации, которое подтверждается свидетельством государственного образца. Но главное – программы становятся не просто короче, а концентрированнее и интенсивнее. Все шире применяются игровые формы обучения, тренинги, «круглые столы». «Типовое положение» оговаривает и подготовку рабочих, и внутрифирменное обучение, которым на государственном уровне никто не занимался с 1991 года.

– Это практическое преломление новшеств. А в чем идеология перемен?

Нина Аниськина: Известно, что хорошо работает тот, кто успевает за изменениями в жизни и профессии. Но меняться надо грамотно. Мы стараемся не только следить за новациями, но и прогнозировать изменения на рынке труда. Именно поэтому, кстати, мы и участвуем в законотворческой деятельности. Уже сейчас, до принятия документа, мы работаем в его идеологии.

Елена Пластинина: Добавлю, что мы ушли от понятия «образование», заменив его на более емкое – «развитие персонала». Это стремление быть на шаг впереди формирующихся тенденций, влиять на бизнеспроцессы, анализируя основные тренды. Можно даже сказать, что это создание новых перспективных тенденций.

– А как обстоит дело с переподготовкой кадров, что в кризисные времена особенно актуально?

Нина Аниськина: Пока для руководителей на первый план вышло опережающее обучение, направленное на сохранение персонала предприятий. Но, реализуя эти программы, мы уже видим точки опоры для проектов по сокращению производственных затрат, формированию управленческого резерва и рабочей элиты.

Одна из новаций на злобу дня – программы ДПО с присвоением квалификации (более 1000 часов). Это не классическое второе высшее образование, а его практикоориентированный аналог. Накопив необходимое количество коротких модулей, имеющих самостоятельную ценность, можно получить сначала диплом о профессиональной переподготовке, а затем новую квалификацию. Важное отличие: классическое базовое образование консервативно, а вот его надстройка в виде ДПО должна быть гибкой, поскольку потребности предприятий, организаций, учреждений всегда меняются. Платить же они готовы только за то, что им крайне необходимо. И наши программы должны быть четко ориентированы на потребителя.

– На какие наработки вы опираетесь в своей работе?

Нина Аниськина: Мы последователи инновационной школы Вячеслава Дудченко. Под его руководством в восьмидесятых годах здесь шел беспрестанный творческий поиск. Именно это и стало нашим конкурентным преимуществом, оцененным нашими слушателями в постсоветское время. Сейчас мы и на рынке крепко на ногах стоим, и в Рособразовании на хорошем счету. В год мы готовим 1000 преподавателей вузов в рамках госзаказа Рособразования. Это очень хороший показатель. Всего же повышают квалификацию в стенах нашей академии около 7,5 тысячи человек ежегодно.

– Какие сферы вашей деятельности вызывают наибольший интерес работодателей? В чем особенности вашего подхода к обучению? 

Елена Пластинина: Наша работа – во многом «езда в неизведанное», мы должны уметь работать «с колес». Пожелания слушателей могут меняться в считанные дни. Кроме того, у нас, в отличие от классического образования, программы ориентированы на острые, проблемные вопросы. По сути, это не только учебные, но одновременно и консалтинговые программы. Все программы построены как проекты.

– Наверняка есть и сложности в подборе кадров для вашей академии. Какие навыки необходимы преподавателям?

Нина Аниськина: У нас, как правило, не выдерживают те, кто не «нюхал» практики. Наши преподаватели уже стали брендами. Скажем, в области государственных и муниципальных закупок наши преподаватели Елена Пластинина и Татьяна Ерофеева в верхних строчках российских рейтингов, обойдя даже столичных мэтров из Высшей школы экономики. Именно поэтому заказчики программ хотят, чтобы с ними работал тот или иной определенный преподаватель нашей академии. Это, согласитесь, дорогого стоит.

– Есть ли профессии, которые стали еще более востребованными, несмотря на кризис, или которые удержали свои позиции на рынке труда?

– Практика показывает, что работодателям требуются менеджеры по развитию персонала, системные инженеры, специалисты в области компьютерной графики и Webдизайна, менеджеры по качеству управления организацией. У топ­менеджеров очень популярна программа МВА, особенно предлагаемые нами специализации. Пользуется спросом и повышение квалификации в этих областях, особенно подготовка персонала для внедрения интегрированных систем менеджмента. С этими проектами мы всю страну объехали. Стоит отметить, что проектный подход к обучению все больше привлекает работодателей. Он помогает работнику осознать свои профессиональные проблемы, выработать методы и средства их решения и повысить результативность своей деятельности. Например, организационноуправленческие решения позволили ОАО «Автодизель» за несколько месяцев более чем в 3 раза снизить «точку безубыточности». Но этого еще недостаточно, и предприятие, направляя на обучение специалистов, попавших в группу риска, поставило им задачу проработать проекты по снижению производственных потерь, по совершенствованию складской логистики, по оптимизации процессов. Конечно, есть и неблагоприятные рыночные реалии, но все же главный бич нашей экономики – низкая производительность труда. Поэтому управленческая подготовка руководителей среднего и нижнего звена, направленная на решение этой проблемы, сегодня актуальна как никогда.

– В этих условиях особенно остро встают вопросы качества – и продукции, и управления…

Нина Аниськина: Гарантировать качество продукции, не занимаясь качеством управления, нельзя. Сейчас международные стандарты ИСО на системы управления качеством очень популярны и у нас в стране. В 2001 году мы организовали обучение за рубежом первой российской группы по системам экологического менеджмента. И вот, познакомившись с европейским опытом, соединив его с инновационными методами, создали собственную технологию разработки и внедрения интегрированных систем менеджмента в процессе обучения управленческих команд. Такие проекты обходятся заказчикам намного дешевле, чем последовательное обучение и консультирование, традиционно применяемые как российскими, так и иностранными компаниями.

– В чем секрет успеха на рынке дополнительного профессионального образования?

Нина Аниськина: Считаю, что начинать нужно с себя: неуспешный человек не может учить, как стать успешным. По такому пути наш коллектив и идет, демонстрируя существенные результаты. Технологию качественного менеджмента, которую мы предлагаем клиентам, сначала испытали на себе. Она уже много лет обеспечивает академии устойчивый рост. Используя ее, мы добились того, что в этом кризисном году финансовые результаты у нас лучше, чем в 2008 году. Практика показала, что эта технология одинаково хорошо применима и в вузах, и в промышленности, хотя, конечно, с учетом специфики. Секрет успеха, наверное, в том, что в академии есть молодая творческая команда и система менеджмента работает. В этом убедились и наши деловые партнеры, круг которых постоянно расширяется.

Автор: Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать