02:43 Вторник, 4 Августа 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Как выращивали ядерные «тополя»

16 Декабря 2009
Наша страна испытала атомную бомбу 29 августа 1949 года, но, чтобы снабдить ее крыльями и превратить в ядерную ракету, потребовалось еще семь лет. Ярославец Виталий Дмитриевич Кукушкин участвовал практически во всех значимых событиях ракетно-ядерной эры. Взрыв № 25Серебряный медалист ярославской школы № 50 заканчивал в 1953 году Ленинградский политехнический институт. За полгода до защиты диплома по секретному постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в числе 900 студентов ведущих технических вузов страны он был призван в Вооруженные силы и зачислен слушателем 5­го курса Военной инженерной артиллерийской академии им. Дзержинского с присвоением воинского звания «техник­лейтенант». Стране тогда были нужны инженеры ракетно­ядерного оружия. После выпуска Кукушкин поехал служить на ракетный испытательный полигон в районе села Капустин Яр Астраханской области.

В Арзамасе­16 прошел четырехмесячные курсы по сборке центральной части ядерных зарядов и совместно со сборочной бригадой из Арзамаса­16 в феврале 1956 года участвовал в первом в истории пуске ядерной боеголовки ракетой 8К51. Ярославец единственный из всего полигона был допущен к испытаниям ядерной боеголовки.

Гайка маленькая – проблемы большие

Виталий Кукушкин имел прямой доступ к ракете. В его обязанности входили монтаж корпуса головной части ракеты с наконечником и стабилизатором и стыковка головной части с ракетой. Также он отвечал за герметичность и теплостойкость всех швов и стыков головной части ракеты 8К51. Буква «К» в названии означала, что ракета – носитель ядерного заряда.

Все уже было готово к первому пуску ракеты, и тут выясняется, что на одной из заглушек отсутствует маленькая контргайка. Если она свинтилась, то могла попасть на лопатки турбонасосного агрегата. После старта это могло грозить взрывом ракеты. Решили изменить горизонтальное положение восемнадцатиметровой ракеты на вертикальное. Авось тогда гаечка и скатится вниз, откуда ее можно будет достать.

Срочно ночью самолетом с подмосковного завода доставили соответствующую оснастку и с помощью десятитонного мостового крана приступили к установке ракеты на специальную подставку.

Виталий Кукушкин как раз и управлял этим краном.

Угол подъема ракеты был такой большой, что тележка с краном скользила по рельсам даже на включенных тормозах.

Ставили людей, чтобы они монтировками удерживали кран от перемещения. Все это происходило на высоте: все были привязаны веревками к конструкции. После этого стали осторожно обстукивать корпус в надежде, что гайка сама выпадет. Затем вручную повернули турбонасосный агрегат. Ничего. Аккуратненько подали сжатый воздух на лопатки турбины, раскрутили агрегат до больших оборотов. Никаких перебоев. Но рисковать не стали, и главный конструктор Сергей Королев принял решение заменить ракету № 001 на № 002, а забракованное изделие отправить на завод для поиска контргайки. Производители разобрали ее до винтиков, гайку не нашли, очевидно, забыли ее тогда прикрутить.

– Когда происходила доставка ядерного заряда с площадки, где производилась сборка ядерного заряда на стартовую площадку, я, как ответственный за эту операцию, находился в кабине стыковочной машины рядом с водителем. Впереди и позади нас двигались машины прикрытия с охраной, а вдоль всей бетонки на расстоянии около трех километров стояли с интервалом 25 – 30 метров солдаты оцепления с карабинами с примкнутыми штыками. Охрану на КПП и на вышках стартовой позиции осуществляли офицеры КГБ. Внизу у стыковочной машины находились с десяток генералов из разных ведомств. Правда, все они были очень предупредительны и старались не мешать действиям расчета, – вспоминает Виталий Дмитриевич.

Кино для Хрущева

Ракету запустить оказалось еще полдела, надо было показать всей стране и миру, что за оружие у нас есть. Через две недели после запуска открывался ХХ съезд КПСС, и его делегатам решили показать секретный документальный фильм о первом пуске ядерного заряда ракетой. Срочно нашли опытного режиссера, который раньше снимал художественный фильм «Белый клык» по роману Джека Лондона. Ярославец снимался в эпизодах, связанных с подготовкой головной части. Только Кукушкин остался один, поскольку специалисты из Арзамаса­16 уже уехали. Переодели людей из расчета в новые отутюженные комбинезоны – будут инженерами. Нашли пустой бракованной корпус головной части, покрасили его, нанесли маркировку. Режиссер хотел, чтобы как можно больше механизмов стыковочной машины крутилось и вертелось, поэтому запускали все, что только можно. Все это снималось не с первого дубля, и каждый раз техники отмывали начисто от смазки руки. Суровые мужики даже вынуждены были сделать себе маникюр, поскольку их руки показывали крупным планом и смазка под ногтями была недостойна облика советского человека. Свои кусочки фильма сняли за несколько дней, и к закрытию съезда делегаты увидели его. Многие участники тех событий получили потом ордена и медали. Кукушкин через полгода после первого запуска оказался в Арзамасе­16, где встретился с человеком, который выдавал секретную литературу и только за это получил одну из высших наград СССР – орден Трудового Красного Знамени. А ярославец и его коллеги получили лишь благодарности от своих непосредственных начальников.

Учебник для ракетчиков

Помимо участия в фильме Кукушкина, как и всех военных инженеров-испытателей, еще обязали писать книгу, точнее, учебник. Многое было впервые, и чтобы эти знания сохранить и по ним учить специалистов, Виталию поручили писать учебник по стыковочной машине. Чтобы он был полный, требовалось изучить даже установленную на машине промышленную холодильную установку.

– Приходилось ездить несколько раз на один из южных заводов, где производилась эта машина, полулегально вывозить оттуда чертежи, заказывать кальки, перефотографировать их, фотографировать узлы и детали машины, перерабатывать текст по нескольку раз, учитывая при этом, что учебное пособие носило гриф «совершенно секретно». Впоследствии, работая в войсках, приятно было видеть это богато иллюстрированное, очень хорошо изданное Воениздатом учебное пособие в руках у исполнителей, осваивающих эту технику, – вспоминает ярославец.

Прототипы Белок и Стрелок

Куя ядерный меч, военные думали и о космическом корабле. Одновременно с созданием ядерных ракет на полигоне проводились первые запуски собак в космос. Брали обычные серийные ракеты и выводили их на высоту в несколько сот километров,  потом из пустотелого корпуса головной части пиропатроном выбивался люк, а затем другим пиропатроном отстреливался герметичный контейнер с собачкой.

– Контейнер затем спускался на парашюте, и его, как правило, долго искали в степи на вертолетах. Мне приходилось участвовать в проверках работоспособности этой не очень еще совершенной системы автоматики по выбросу собачек из головной части. Иногда происходили сбои в очередности срабатывания пиропатронов, и тогда контейнер с содержимым оставался внутри. Хотя эти испытания и не освещались ни в то время, ни позже, но они дали медикам необходимый экспериментальный материал. Таким образом, эти безвестные «капъярские», то есть астраханские, собачки помогли впоследствии прославиться Стрелке и Белке, запущенным в космос с Байконура, – рассказал Виталий Кукушкин.

После Капустина Яра ярославец служил в селе Медведь в 1957 – 1958 годах в 72­й бригаде резерва Верховного главнокомандования начальником группы сборки головной части. Затем эту бригаду перевели в Калининградскую область и переименовали ее в 24­ю ракетную дивизию, которая и стала первой дивизией в истории ракетных войск стратегического назначения. В 1981 году он уволился из Вооруженных сил и стал преподавателем, получил ученую степень и звание. А в ноябре 2009 года отметил с супругой Анной Федоровной 50­летний юбилей супружеской жизни – золотую свадьбу.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Опрос

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама