17:34
вторник,
23 апреля 2024 г.
12.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
30 декабря 2009

Судьба драндулета

В новом году в России начнется реализация проекта по приему в утиль автомобилей старше десяти лет. Но Ярославская область в число пилотных регионов пока не входит.Тачки без «прокачки»Гаражный кооператив, что на отшибе Брагина, напоминает кладбище старых автомобилей. Ржавые, лишившиеся некоторых деталей, машины теперь уже вряд ли куданибудь переберутся со своего «последнего причала», так и останутся гнить под дождем и снегом, морозами и зноем. Здесь есть и «старички», сошедшие с конвейера ВАЗа еще несколько десятилетий назад, и раритеты – «Волги», «Москвичи». Те машины, которые пережили своих хозяев и остались ненужными их потомкам, предпочитающим «Тойоты» и «Нисаны». Увы, но ни одной организации, специализирующейся на утилизации автомобилей, не нашлось. Есть одна фирмочка, которая оказывает услуги по утилизации бампера, – за некоторую плату. А куда девать остальную часть автомобиля?    

Чаще всего машину разбирают на запчасти. То, что можно продать на авторынках, – продают. Бэушные детали пользуются неплохим спросом.

По логике, заботу об утилизации старых машин должно взять на себя государство. Неважно каким образом – открытием ли государственных или муниципальных пунктов.

Заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Николай Постников признает, что проблема утилизации старых машин существует. Частично она решается за счет бомжей и прочих асоциальных элементов, которые разбирают старые драндулеты, отделяют металл от пластика и сдают его в пункты приема металла. Но это не выход.

Почем кубометр воздуха?

– В пункт приема металлолома машину сдавать невыгодно, – считает председатель Ярославского общества автомобилистов Сергей Терехин. – Ведь помимо металла в машине есть пластик, резина, отделочные материалы, на агрегатах – следы технических жидкостей. Все это необходимо отделить от металла, а это трудоемкая и дорогостоящая процедура, ею заниматься желающих нет. В объеме автомобиля основную долю занимает воздух – это пространство салона, багажника, моторного отсека, поэтому в результате утилизации на выходе получается не так уж и много сырья. Вспомните, когда по телевизору показывают процесс утилизации, под пресс заезжает автомобиль, а на выходе – небольшой брусочек.

Но репортажи об утилизации автомобилей, как правило, ведутся изза границы, из стран Европы или Америки. Там уже давно существует платная услуга – утилизация старых автомобилей.

А несколько месяцев назад в этих странах начала работать программа, по которой владельцам утилизируемых старых автомобилей выдают сертификаты на определенную сумму для покупки новых машин.

Эта мера дала замечательные результаты. Так, в Германии в июне продажи автомобилей выросли на сорок процентов по сравнению с июнем прошлого года, а в июле – на тридцать. Там за утилизацию старых машин выдают 2500 евро. А в США при обмене старого авто на новое можно получить 4500 долларов. Судя по всему, программа приглянулась американцам: выделенный на эти цели государством миллиард долларов закончился через десять дней. И уже в августе сенат США принял решение о выделении на программу по утилизации еще двух миллиардов долларов.

Таким образом, западный автопром, изрядно подкошенный кризисом, разразившимся осенью прошлого года, в этом году получил «допинг» от государства. Вроде бы довольны все. Автопромышленности дали дополнительный импульс к развитию. Автомобилисты смогли обновить машины, а чем новее автопарк, тем меньше аварийность и меньше вредных выхлопов в атмосферу. А вопросы экологии очень важны.

Хмуриться не надо, «Лада»

По пути спасения автопрома, показанному западными странами, решили пойти и в нашей стране. С 1 февраля 2010 года будет запущена программа по утилизации старых автомобилей. Владельцы машин старше 10 лет, которые сдадут ее на переработку, получат сертификат на пятьдесят тысяч рублей, для покупки нового автомобиля. Потратить сертификат можно на машины, которые у нас изготавливают, как например «Лады», и те, которые у нас лишь собирают – «Рено Логаны», «Форд Фокусы» и другие. На эти цели государство предполагает выделить десять миллиардов рублей, и программой смогут воспользоваться около 200 тысяч россиян.

– Пока что эта программа порождает множество вопросов, – говорит Сергей Терехин. – В каком состоянии нужно сдавать автомобиль? Должен ли автомобиль в момент утилизации стоять на учете в ГИБДД или его нужно предварительно снять? Если нужно утилизировать машину, стоящую на учете, возьмет ли на себя эту обязанность представитель фирмы, занимающейся переработкой автомобиля?

Еще один немаловажный вопрос касается жителей Ярославской области. Известно, что в льготную программу попали девятнадцать областей, среди которых нет Ярославской. Но у нас найдутся те, кто захочет воспользоваться программой и приобрести автомобиль на пятьдесят тысяч дешевле суммы, заявленной на ценнике. Неужели ярославцы окажутся дискриминированы по региональному признаку? Или нам можно будет перевезти свой драндулет в соседнюю область, например, в Московскую и там прикупить новую машину? Пока что ответа на эти вопросы нет.

Но уже сейчас понятно, что программа по утилизации даст простор еще одному виду мошенничества. Наверняка найдутся дилеры, которые отправятся по селам и весям и начнут скупать за копейки старые, ржавеющие в гараже автомобили. А потом через утилизационные пункты выручать сертификаты и обналичивать их или приобретать на них товар для реализации.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать