01:47
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 января 2010

Охота за деталями

В течение месяца в историко-архитектурном музее-заповеднике в Спасском монастыре работала выставка деталей Ярославля. Детали – это маленькие, но очень любопытные элементы, фрагменты зданий, дорог, найденные и сфотографированные Яном Левиным.От хобби – к выставкеКоллекция Яна Левина уникальна. Мимо ее элементов мы проходим каждый день, но мало кто из нас их замечает. Памятные знаки, гербы, фигуры, прочие детали. А за каждой – долгая история, и разгадывать ее Яну доставляет особое удовольствие.   

– Сначала я собирал детали просто так, для себя, – рассказывает Ян. – Потом их набралось довольно много, и друзья начали уговаривать, что неплохо было бы коллекцию обнародовать. И весной прошлого года я начал размещать детали на Ярпортале, пошли отзывы. Были и те, кто подключился к поиску деталей.

А весной этого года Ян часть своей коллекции обобщил в книге, которую так и назвал – «Сто деталей Ярославля». Эта книга и легла в основу выставки в музее­заповеднике. «Сто деталей Ярославля попали в руки куратору выставки Екатерине Змеевой. На презентации выставки она охарактеризовала увлечение Яна как «альтернативный взгляд на город, его историю, людей, культуру».

«Деталь – штучка маленькая, ее почти не видно, они, детальки, ежегодно тают, но ежегодно и появляются, сами по себе они может и мало что значат, но вкупе они создают незабываемую атмосферу, прекрасный культурный срез той или иной эпохи. Они – кусочек прошлого, который можно потрогать, посмотреть, осязать… Как же хочется сохранить хоть те крохотные, маленькие кусочки большого пазла под названием «Город», пусть хотя бы на фото, ведь никакой гарантии, что такие кусочки проживут еще хотя бы год, ведь они не памятники федерального значения, они – ДЕТАЛИ. Современный житель спешит по делам по улице мимо таких деталей, он занят, у него нет времени рассмотреть, да что там рассмотреть – просто заметить их. Порой нужно лишь поднять голову или посмотреть под ноги, но все мы настолько заняты, что не получается сделать даже этого. Это не хорошо и не плохо, это просто факт, но я надеюсь, что мне удастся выхватить, вырвать из общего современного контекста такие детальки, сохранить их для своих детей и, может быть, открыть современникам», – написал Ян.

Тайна ржавого рельса

У Яна особый взгляд. Еще будучи подростком, Ян начал обращать внимание на детали. Сейчас ему уже трудно вспомнить ту самую, с которой началось его увлечение. В старших классах ему нравилась история, и, окончив школу, молодой человек решил стать историком. Да, он не стал школьным учителем. Но эта профессия помогает Яну узнать историю и происхождение каждой «маленькой штучки», понять, в чем ее ценность для города.

– За каждой деталькой может скрываться что­то интересное, – говорит Левин. – Например, на улице Советской рядом с домом № 8 есть канализационный люк с любопытным гербом – перекрещенные топор и якорь. И надпись «СССР». Что означает эта эмблема? Я начал выяснять, и открылись очень любопытные факты. Оказывается, якорь символизировал речные и морские пути сообщения. Топор же – сухопутные, их ремонт. Когдато эмблемой железных дорог были не привычные нам крылышки, а топор. Соседний же дом – тот, который находится на углу улиц Советской и Кедрова, желтый, с барышней, – когда­то относился к железнодорожному ведомству. А у железнодорожников была своя телефонная сеть. Так вот, этот люк обеспечивал доступ ремонтным работникам к ведомственной телефонной сети и был сооружен в первые десятилетия СССР.

Практически весь центр Ярославля Яну известен, его детали есть в коллекции. Какие-то находки можно совершить лишь на окраине в исторических слободах, например, Тверицах, на Красном Перекопе, в Норском. Одна из последних находок была совершена в Филине.

Друг Яна, знающий о хобби приятеля, обнаружил неподалеку от станции рельс. Вероятно, когда­то он подпирал деревянный столб, но дерево сгнило, а никому не нужный рельс остался ржаветь. И ничем бы он не был примечательным, если бы не особое клеймо на нем. Там значилось «К. з. кн Белосельскаго ХI м­ца 1891 года». Яну стало интересно, что же обозначает надпись. Он полез в Интернет, и оттуда почерпнул все необходимые сведения. Оказывается, рельс «родом» с Южного Урала. Там в городе Усть­Катав был завод, на котором до революции производили рельсы, принадлежал он семье Белосельских­Белозерских, известному в России роду. И надпись на клейме означает «катавские заводы князя Белосельского», а выпущен рельс был в ноябре 1891 года. Когда и каким образом рельс попал в Ярославль, установить не удалось. Зато теперь он, отреставрированный, в три раза укороченный, стал одним из экспонатов выставки.

Атмосфера древнего города

Обычно информацию об истории той или иной детали Ян ищет в Интернете или консультируется у знакомых историков. Но порой и Всемирная паутина бывает бессильна в поиске ответов на многие вопросы. Например, так и осталось загадкой, что означает герб с диагональной лентой. Такой герб украшает здание Гостиного двора на Комсомольской улице, встречается он на домах Волжской набережной.

Самые любопытные детали в коллекции Яна относятся к дореволюционным временам. Самые многочисленные – к временам социализма. Именно период двадцатых–сороковых годов прошлого века считает Левин самым интересным в культуре СССР. Есть и современные. А попадаются просто курьезные – например, забор из одинаковых, ровнехонько установленных лыж, который коллекционер запечатлел в одном из частных секторов Ярославля.

Каким же представляется Ярославль через все эти детали? Более всего к городу подходит определение «мещанский». Ведь любовь к разного рода милым финтифлюшечкам и свидетельствует о мещанском подходе, образе мысли и жизни наших предков.

Сейчас, конечно, мещанское отношение давно в прошлом. А вместе с ним утратилась и любовь к деталькам – ведь они не получают того бережного отношения, которого заслуживают. И безжалостное время делает свое черное дело – они разрушаются, исчезают.

– Да, о бережном отношении к деталям остается лишь мечтать. Когда я бываю за границей, в странах Европы, меня всегда поражает то бережное отношение, с которым люди относятся к деталям, считают их частью своей истории, культуры, – сокрушается Ян. – Для меня город предстает через детали, как через пазлы. Когда они собраны в правильном порядке, картина одна. Но стоит их поменять местами, какие­то из них разрушить, как картина меняется полностью, до неузнаваемости. Например, что изменится, если снести маленький старенький домик и на его месте возвести новый? Да ничего! А если снести много старых домов? Потеряется сама атмосфера древнего города.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать