04:03
суббота,
27 июля 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 марта 2010

Эдуард ДЯДЮРА: Я от музыки не устаю

Недавно в филармонии с Ярославским симфоническим оркестром выступил Эдуард ДЯДЮРА. Это был третий визит в наш город известного российского дирижера. Он сразу покорил ярославскую публику артистизмом, дирижерской манерой, мощной энергетикой и великолепной мануальной техникой. Эдуард Дядюра окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу хорового и оперно-симфонического дирижирования, работал хормейстером капеллы им. А. Юрлова, в оркестрах именитых дирижеров Марка Горенштейна и Юрия Симонова. В настоящее время Эдуард Дядюра – приглашенный дирижер Калининградского оркестра и Днепропетровского оперного театра. Он много гастролирует по городам России и за рубежом. Для ярославской публики дирижер подготовил цикл концертов в честь тысячелетия нашего города. – Эдуард Александрович, вы уже третий раз приезжаете в наш город. Ваши впечатления о нем?

– Я очень полюбил этот старинный город. Мне нравятся его архитектура, вид красивых церквей. Здесь я испытываю ощущение древнерусского города и всякий раз, приезжая сюда, получаю удовольствие. В этот приезд я побывал в Толгском монастыре. Впечатления колоссальные.

– Вы верующий человек?

– По возможности хожу в церковь. Я бывал в Киево-Печерской и Троице-­Сергиевой лаврах. В этих святых, намоленных местах я впитываю атмосферу, которая дает мне силы и помогает в творчестве.

– Вы гастролируете по всему миру. Чем различается публика в разных странах?

– Самая теплая публика – российская. Педантичные немцы и на музыку так же реагируют – сухо, сдержанно. От них не услышишь «браво». А вот американцы очень шумно выражают свои эмоции, могут свистеть и топать ногами. Итальянская публика – теплая, страстная, эмоциональная.

– В нашем городе вы исполнили Шестую «Патетическую» симфонию Чайковского. Когда смолк последний аккорд, в зале на несколько секунд воцарилась тишина и только после раздались аплодисменты. Не везде эта пауза выдерживается. В нашем зале получилось!

– Шестая «Патетическая» Чайковского – это симфония смерти. Прослушав ее, публика должна выйти из состояния трагизма музыки. Если кто­то сразу начал аплодировать, значит, он не проникся духом произведения, либо музыканты и дирижер не смогли заворожить слушателей. Я надеялся на паузу, и она получилась. В этом большая заслуга оркестра. Я должен отметить: ярославский оркестр – очень яркий и эмоциональный. Я не испытывал трудности, чтобы завести музыкантов эмоционально. Они играют с отдачей, отчего я получаю большое удовольствие.

– Отличается менталитет наших музыкантов от западных?

– Там в профессиональных оркестрах играют музыканты высочайшего класса, которые ценят свое место, ведь на него за дверью стоит очередь. Они понимают, что, если сыграют фальшиво или допустят какие­то вольности в поведении, их уволят. Они дорожат своей профессией, работой и заработком. Получая большую зарплату, они понимают, что эти деньги должны быть отработаны. К сожалению, наши музыканты зарабатывают мало. И только истинные патриоты отдаются музыке полностью. Не должно быть так: если я получаю 15 тысяч рублей, то играю плохо, если 30 тысяч – хорошо. Это недопустимое мышление. Честный, добросовестный музыкант будет всегда играть хорошо.

– У Феллини есть фильм под названием «Репетиция оркестра». Там показано, как музыканты симфонического оркестра, недовольные требованиями дирижера, превращаются во взбунтовавшуюся толпу, а репетиция становится диким безумием. Какими качествами должен обладать дирижер, чтобы не допустить хаоса? Какая форма управления оркестром наиболее эффективна: диктаторская или демократическая?

– Чтобы не допустить неуправляемой стихии, дирижер должен быть психологом, философом. А форма управления, безусловно, диктаторская! Дисциплина в оркестре должна быть железная, полное подчинение воле дирижера. Тогда оркестр будет иметь должный уровень исполнительского мастерства. При этом дирижер должен любить музыкантов как своих детей. Как их воспитаешь, какую любовь им дашь, такова будет и отдача. Я стараюсь довести до каждого оркестранта свой замысел. Дирижер – это художник, а музыканты – краски. Художник, смешивая краски, импровизируя цветом, рисует свое художественное полотно.

– Как вы попали в мир музыки?

– У наших соседей было пианино, и когда я к ним приходил, то сразу же шел к инструменту и что­то подбирал. Бабушка, заметив это, подарила мне пианино и привела в музыкальную школу. Кроме музыки я занимался каратэ, дзюдо, легкой атлетикой, играл в футбол и даже хотел стать футболистом. К счастью, меня не отдали в футбольную школу, хотя я подавал надежды. А еще я с детства любил хоровую музыку, в 20 лет попал в хоровую капеллу имени Юрлова. А когда миланский театр «Ла Скала» привез в Москву «Реквием» Верди под управлением Риккардо Мутти, я настолько вдохновился страстной, темпераментной энергетикой этого знаменитого дирижера, что решил посвятить себя дирижированию. Мне посчастливилось работать в оркестре нашего выдающегося дирижера Юрия Симонова. Он научил меня жестам, мимике, четкой пластике рук. Я считаю, что Симонов – один из лучших в мире мануальных дирижеров.

– Как вы отдыхаете от музыки?

– Я от музыки не отдыхаю, потому что от нее не устаю. 

– А семья у вас на каком месте?

– На втором, но жена и дочь не обижаются, относятся с пониманием.

– Детское увлечение футболом не прошло?

– До сих пор я играю в футбол как любитель, болею за сборную России. У меня есть флаг, шарф, дудка. На матчи я беру с собой жену, дочь. Они просто смотрят, а я получаю от игры адреналин, заряжаюсь энергией. Когда футболист забивает гол и многотысячная масса зрителей начинает радоваться, кричать, дудеть, это вызывает у меня восторг. 

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать