00:48
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 марта 2007

За $ 2000 - в казенный дом

Ужас проснуться однажды утром не у себя дома, в своей постели, а на казенной койке дома-интерната для престарелых и инвалидов пережили жительницы Красноперекопского района Тамара Сергеевна Кочешкова и ее дочь Елена. Они стали жертвами маскировавшихся под легальное агентство недвижимости квартирных мошенников, отнимавших жилье у одиноких людей и выбрасывавших прежних хозяев на улицу.

Пустая лавочка у подъезда

Поначалу внезапное исчезновение семьи Кочешковых из их малосемейной квартиры в доме № 24 по ул. Институтской мало кого взволновало. Только ленивый не слышал, что Кочешковы надумали меняться. По правде сказать, их особенно не отговаривали от переезда из микрорайона у «Арены-2000» на Липовую гору. Санитарное состояние их жилья давно стало притчей во языцех. Почти слепая и недужная Тамара Сергеевна, передвигалась с трудом и, судя по всему, махнула рукой на уборку квартиры.

Возможно, кто-то даже вздохнул с облегчением, когда после ремонта в малосемейку въехали совершенно другие люди.

...Хочешь выжить в суетливом, иррациональном и хаотичном мире современного мегаполиса? Постарайся, чтобы как можно больше людей не могли без тебя обойтись. Не получается стать незаменимым - хотя бы создай у окружающих представление, что ты - не пустое место. Потому что, когда они совершенно перестанут тебя замечать, - ты пропал!

Не по этой ли причине многие жертвы квартирных мошенников тихо и незаметно становились бомжами? К счастью для Кочешковых, нашелся неравнодушный человек, которому их отсутствие с самого начала показалось странным.

- Я жила с ними в одном доме, - рассказывает заместитель начальника отдела социальной защиты населения и труда администрации Красноперекопского района Елена Викторовна Аншукова. - Моя квартира - на третьем этаже, их - на первом.

Елена Викторовна знала о любви Кочешковой-старшей к посиделкам на лавочке у подъезда. И опустевшая лавочка пробудила в ней смутную тревогу. Тревога усилилась, когда инвалид первой группы по зрению Тамара Сергеевна и ее страдающая инсулинозависимой формой сахарного диабета дочь не получили вовремя положенных им денежных выплат, от которых раньше никогда не отказывались.

Кочешковых начали искать.

Казенная койка «Из первых рук»

И вдруг они нашлись сами.
- К нам приехал врач из Толбухинской участковой больницы Ярославского района, - вспоминает начальник сектора социальной помощи Красноперекопского отдела соцзащиты Елена Борисовна Грибкова. - Он сказал, что Тамара Сергеевна и Елена уже несколько месяцев находятся у них, в отделении сестринского ухода.

Это такие палаты, куда привозят немощных и больных, за которыми некому дома ухаживать. По словам доктора, обе женщины изъявили желание перебраться на постоянное жительство в Туношонский дом-интернат. Больница, содействуя им, собирает необходимые документы.

Елена Борисовна сказала этому человеку, что хочет сама услышать добровольное согласие инвалидов на помещение их в дом-интернат. И в свое личное время на общественном транспорте поехала в эту больницу.

Мать и дочь в один голос жаловались, что их обманули. Обещали переезд в новую квартиру. А вместо этого сначала держали в комнате в Брагине под присмотром некой супружеской пары. А потом привезли в маленькую больничку в пригороде и начали готовить в дом-интернат. Но в казенный дом Кочешковы совсем не хотели!

- Я предложила им в присутствии нескольких свидетелей подписать заявление в милицию и прокуратуру, - говорит Елена Грибкова.

- Следствие доказало, что тогдашний директор агентства недвижимости «Из первых рук» Ирина Кокорева предложила Кочешковым обменять их квартиру на ул. Институтской на квартиру во Фрунзенском районе без указания точного адреса, - сообщил заместитель прокурора Красноперекопского района Владимир Бовыкин. - А до переезда временно пожить в квартире дома № 31 по ул. Панина. Те согласились.

Вскоре к Тамаре Сергеевне привезли нотариуса Фураева. Кочешкова думала, что подписывает документы на обмен. На самом деле нотариус удостоверил право директора агентства недвижимости продать квартиру на ул. Институтской.

- Перед подписанием юридических документов я разъяснил доверителю значение каждого из них, а она лично их прочитала, - заявил в ходе расследования нотариус.

Лично прочитала! Да для нее еще десять лет назад почти что погас божий свет. Она и ходит-то, как ежик в тумане!
Позднее тот же нотариус удостоверил отказ Кошечковой-младшей от участия в приватизации.

Как только квартира на ул. Институтской была продана, агентство недвижимости «Из первых рук» вышвырнуло Кочешковых из их временного пристанища на ул. Панина. Они оказались в Толбухинской участковой больнице Ярославского района.

Спонсорская помощь за человека

Главный врач этой больницы Игорь Лагузов на суде рассказал, что к нему обратился знакомый с просьбой поместить в больницу двух женщин-инвалидов для последующего оформления в дом-интернат. Медицинский работник согласился сделать это за 2000 долларов, но с тем, чтобы все документы были в порядке.

Доставленные в больницу инвалиды нуждались в медицинской помощи, у них было выявлено множество заболеваний. «Кочешковы говорили, что их привезли насильно, но он не верил, так как сначала многие так говорят, а потом привыкают». (Цитата из протокола судебного заседания.)

Оказанная больнице спонсорская помощь в размере 2000 долларов документально оформлена не была. Несмотря на это, большая ее часть ушла на нужды больницы: ремонт канализации, запчасти для машины и иные неотложные хозяйственные нужды.

Когда благодаря принципиальной чиновнице отдела социальной защиты населения Красноперекопского района Елене Борисовне Грибковой под ногами «черных риелторов» загорелась земля, Лагузов сообщил тем о заявлении в милицию. Они вчетвером пришли в палату Кочешковых . После этого дежурная медсестра под диктовку одного из мошенников написала заявление, что инвалиды ни к агентству недвижимости, ни к больнице претензий не имеют.

Это заявление, по словам главврача, Кочешковы подписали без давления на них.

В августе прошлого года вступил в силу приговор Кировского суда, согласно которому Игорь Лагузов признан виновным и приговорен к трем годам лишения свободы условно.
Сейчас он продолжает работать главврачом той же самой больницы.

- А я и не знал о приговоре, - удивляет начальник отдела социальной защиты населения, труда и здравоохранения Ярославского муниципального района Валерий Черников.

Коттедж в Карачихе

Директор агентства «Из первых рук» Ирина Кокорева и ее коллега Иван Шиличев осуждены к семи и восьми годам лишения свободы соответственно. Их подручные Саргсян и Шемякина - к пяти годам условно.

- Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда 15 февраля рассмотрела и оставила в силе решение Красноперекопского районного суда, согласно которому осужденные обязаны выплатить Кочешковым 830 тысяч рублей - стоимость отнятой обманным путем квартиры, - сообщил помощник прокурора Красноперекопского района Дмитрий Драчев.

Удостоверявший сделки нотариус Фураев решением суда за нарушение профессиональных обязанностей в прошлом году лишен лицензии.

Значит ли это, что справедливость восторжествовала?

Мать и дочь Кочешковы все-таки попали в Туношонский дом-интернат. А куда им деваться? Квартира-то давно продана! Казенный дом светит и некоторым другим жертвам мошенников. Ведь их переселяли из благоустроенных квартир в коммунальные комнаты, причем без официальной регистрации, а значит, с перспективой в любой момент вылететь вон.
Уже сейчас сумма признанных судом законными материальных претензий к двум главным фигурантам уголовного дела перевалила за 3,5 миллиона рублей. И это еще не все иски.

Но собственности у них судебные приставы не обнаружили. Ни земли. Ни автомобилей. Ни недвижимости. Потерпевшие возрадовались было, узнав, что у Кокоревой есть внушительного вида коттедж в Карачихе. Но выяснилось, что он записан на ее несовершеннолетнего сына.

Наше уголовное законодательство вообще крайне слабо мотивирует преступников возмещать причиненный ими ущерб. И это - один из главных российских парадоксов. Особенно сейчас, когда все большее распространение получает так называемая «юридическая преступность». Для захвата собственности вместо ножа и кастета все чаще используются нотариально удостоверенные волеизъявления и даже решения суда. Не только предприятие, но и отдельный человек может подвергнуться «юридической» атаке высоколобых, образованных, поднаторевших в отъеме чужого добра «хищников» в дорогих костюмах и при галстуках.

Быть может, «лом» в виде реальной необходимости стопроцентно возместить ущерб сможет их остановить?
Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать