01:28
суббота,
14 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 августа 2007

Когда тишина – сигнал тревоги

Немало зрителей пришли на кордодром в пойме Которосли, чтобы посмотреть, как более 120 спортсменов из России, Эстонии, Швеции, Германии, США и других стран запускают свои автомодели. 10-й чемпионат мира и 56-й чемпионат Европы по автомодельному спорту стал, безусловно, громким событием для Ярославля.
              
              
       От визга свирепых кордовых «болидов» дети закрывают уши руками, собаки спасаются бегством, поддавшись инстинкту самосохранения. А тем временем петербургский автомоделист Андрей Викторович Усанов попивает чаек из самовара, поставленного неподалеку от входа на кордодром.
       – Ну а что мне шум?.. – удивляется «звукоустойчивый» автомоделист. – Я ведь работаю инженером-испытателем авиационных двигателей. Шум для меня – как родная стихия!..
       Андрей Викторович сам изготовил свою модель с объемом двигателя 2,5 куб. см. Он называет ее своим ребенком и даже не помышляет о том, что ее можно продать. Хотя и понимает спортсменов, делающих модели на продажу, чтобы окупить расходы на изготовление своей собственной.
       – Месяц назад моя модель принесла мне серебряную медаль на международных соревнованиях в Эстонии. В них также участвовали автомоделисты из Германии, Швейцарии, Италии, – говорит Андрей Викторович. – С июня стало легче получить визу. А так надо было планировать поездку за три-четыре месяца. Отправить запрос, чтобы прислали приглашения, найти компаньонов, купить билеты… А кто знает, может, у тебя через три-четыре месяца планы изменятся?..
       …136 км/ч, 154 км/ч, 166 км/ч… Металлическая «оса», становясь почти невидимой, молниеносным вихрем мчится по бетонному кольцу. 500 метров не более чем за 50 секунд – кровь леденеет в жилах, а уши наполняются адским жужжанием.
       – Я лично проверял акустические способности кордодрома. Резонатор настраивается на режим работы двигателя. Если снять резонатор, сила звука составит около 140 децибел, а этот показатель находится за болевым пределом. При использовании резонатора сила звука вблизи трассы оценивается в 120 децибел, на расстоянии около трехсот метров – меньше 40 децибел, – обнадеживает президент Федерации автомодельного спорта России Владимир Андреевич Кригер. – Так что ничего общего с «Формулой-1», где зрителям приходится покупать клапаны для ушей! Правда, некоторые автомоделисты с особенно чувствительным слухом все же надевают наушники.
       …На 10-м чемпионате мира и 56-м чемпионате Европы соревновались только кордовые модели. Хотя также существуют радиоуправляемые и трассовые мини-автомобили. Кордовые «болиды» созданы, чтобы бить один рекорд скорости за другим. В зависимости от объема двигателя они делятся на пять классов. Самый мощный двигатель имеет объем 10 куб. см и сообщает модели скорость до 340 км/ч.
       Нильс Бьорк, Эрик Фалк, Гуалтьеро Пико… Асы автомоделизма соревновались на одном из самых современных в мире кордодромов. Оборудование, с достоинством выдержавшее уже шестнадцать соревнований, позволяет фиксировать скорость модели с высокой точностью.
       – На кордодроме установлен электронный блок, который фиксирует время прохождения модели. Также используются цифровые индикаторы, которые показывают скорость движения модели, электронные часы, датчики рядом с трассой. Сигналы обрабатываются в электронном блоке и поступают в компьютер, где находится база данных всех участников, – объясняет судья и автор программного обеспечения кордодрома Игорь Андреевич Кригер.
       …Автомоделист-раскрутчик наблюдает за прожорливым до метанола и касторки «детищем» техники из самого эпицентра звукового круговорота. Почувствовав, что модель набрала необходимую скорость, спортсмен дает сигнал, и начинается отсчет зачетных восьми кругов.
       – При раскручивании спортсмен должен чувствовать модель. Она соединена с центром круга всего-навсего одной кордовой нитью – стальной проволокой диаметром от 0,9 до 2 миллиметров. Нужно контролировать нить, иначе модель перевернется и соскочит с дистанции. Нужно когда следует «подорвать» модель, т.е. сделать всплеск амплитуды, – делится опытом украинский гонщик Валерий Николаевич Тетляшов. – Раскрутчик должен уметь вывести модель на нужный режим, в котором включается резонансная труба. Она дает дополнительную мощность двигателю. В общем, раскручивание модели, как и ее проектирование и изготовление, – искусство, которому нужно обучаться годами.
       Последние «короли кордодрома» отжжужали в шестом часу вечера. Стало непривычно тихо и, наверное, поэтому немного тревожно. Литовский автомоделист Линас Адамавичус снял-таки свои наушники, с которыми не расставался целый день. Аккуратные немцы принялись убирать со стола запчасти и остатки обеда.
       Титул чемпиона мира был присужден сборной Швеции, а чемпионами Европы стали эстонцы. И все же довольнее всех был президент Европейской федерации автомобильного спорта Пауль Отто Штробель. «Россия – любовь моя!..» – просиял энергичный спортсмен.
       Александра СМОЛЯР
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать