17:14
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 августа 2007

Русский ответ импортным мюзиклам

              Театр под руководством Надежды БАБКИНОЙ «Русская песня» на фестивале «Преображение» выступил в неожиданном для себя и ярославских зрителей качестве – показал музыкально-драматический спектакль «Ковано колесо».       Уже днем любопытствующие толпились вокруг деревянных подмостков, установленных перед звонницей в музее-заповеднике. На подмостках, под палящим августовским солнышком, Надежда Бабкина и участники ансамбля «Русская песня» репетировали премьерный спектакль «Ковано колесо». Взмокшая от жары, духоты и творческого перенапряжения Бабкина, стоя на авансцене, вносила последние коррективы в движения своих подопечных, добиваясь полной синхронности.      
К вечеру, к началу премьеры, дождь избавил город от жары. А заодно привнес в спектакль под открытым небом        неожиданный колорит. Сидящая перед сценой в ожидании начала публика на первый раскат грома отреагировала по-театральному просто: «О! Первый звонок!» После третьего раската грома, как и полагается, начался спектакль.
       – Колесо – это жизненный круг, по которому мы все идем, – рассказывает о спектакле Надежда БАБКИНА. – Спорим с судьбой и опять возвращаемся в нее. Спектакль для нас – новый шаг. Я не хочу его называть модным иностранным словом «мюзикл». Но и говорить «сказание» тоже как-то могу. Я просто точно знаю, что это спектакль, который называется «Ковано колесо». А жанр мы все равно придумаем. Мы покопаемся в каких-то словарях, найдем что-то такое русское.
       – Надежда Георгиевна, а как возникла идея поставить музыкальный спектакль?
       – Однажды, на тысячелетие крещения Руси, мы попытались не просто спеть песни, а как-то неожиданно их театрализовать. Я тогда ходила к духовенству, спрашивала, могу ли я так делать: проследить через песню историю от язычества и принятия христианства на Руси до нашего времени? Конечно, никакой поддержки я не получала. Но все равно была убеждена, что подобная постановка – дело правильное, и меня ничто не сломило.
       И вдруг в стране появились всякого рода мюзиклы. И все повалили их ставить. На эти мюзиклы приглашали американцев, англичан. Тратили на их постановки бешеные деньги. Но все эти мюзиклы – повторение бесконечно избитых тем, однажды уже кем-то сыгранных на Бродвее. А я все думала: ну неужели у нас нет тем для разговора?! Неужели у нас нет своей информации, почему мы все время должны гнаться за чужим?! Неужели мы такие нищие духовно?! И я отвечала себе: конечно, нет! И однажды волею судеб встретилась с режиссером Александром Федоровым. Мы поговорили с Сашей, и он окунулся в постановку нашего спектакля. Но я спросила: а где мы его покажем? Саша ответил, что каждое лето ездит в Ярославль на фестиваль «Преображение». И тогда мы решили премьеру спектакля показать на этом замечательном фестивале.
       – Про что получилось «Ковано колесо»?
       – Происходит все в отдельно взятой деревне – гулянья и все такое прочее. Среди мужиков появяется один, у которого и девки-то никогда не было! А девки собираются и говорят ему: «Ну чего ты, совсем нецелованный? Вставай в круг, мы тебя научим!» Он пошел в круг. А ему девчонку подкинули туда: давай, знакомься. Шутка шуткой, а они понравились друг другу! И тут Судьба начала с ними играть штуку: не успели даже поцеловаться толком, а она их уже и разлучила. Он страдает: ждать надо. И девчонка понимает, что надо ждать. И они встретятся, обязательно встретятся. Но только при одном условии: если очень сильно в это веруют. Каждый артист в спектакле играет свою судьбу. Там есть сцены безумные совершенно!
       – Как ярославцы относились к репетициям спектакля на открытом воздухе?
       – Вчера на репетиции подошла ко мне одна женщина и сказала, указывая на мой коллектив: «Вы их не ругайте, они такие хорошие!». А я так обалдела, что и говорю: «Да я их и не ругаю!» «Нет, – она продолжает, – вы очень строгая, вы очень жесткая. Уж не ругайте их». Я спрашиваю: «А у вас есть опыт работы с творческим коллективом?» Она отвечает: «Да, я учительница в музыкальной школе. За пятнадцать лет работы поставила много музыкальных спектаклей». Я ей: «Вы извините меня, конечно. Но у нас с вами задачи немного отличаются. У меня масштаб несколько иной. И если я буду мягкая, дела никакого не будет». Я мягкая, когда все закончилось. Тогда я улыбаюсь, радуюсь, кайфую, до потолка прыгаю. Но пока работа не сделана, я мягкой быть не могу. Меня заставила жизнь быть требовательной к себе и к другим. Руководителем быть не просто. Это ответственность. Ежедневная».
       – И каков руководитель Надежда Бабкина?
       – Наш театр в Москве я ремонтирую, по возможности, сама. И приобретаю все сама. Потому что выбить у казначейства копейку на разные порошки – это не реально. Поэтому когда ко мне приходят друзья, они говорят: «Ты, Бабкина, ненормальная, зачем тебе все это надо. На эти деньги ты могла бы отдыхать где-нибудь в Италии, Испании, на Канарах». Я отвечаю: я на дачу по Ленинградскому шоссе съездить не могу, мне соседи возят мои яблоки: у меня там яблони – белый налив. Зато у меня в театре чистенько, уютненько. Ко мне гости приходят: сразу им и бараночки, и сушечки. Гости даже уходить не хотят. Вот это самое главное, потому что вот это и есть жизнь.
       – Сейчас настоящее засилье поп-культуры. Как вы в ней находите свое место?
       – Я вынуждена соблюдать рамки формата для того, чтобы выживать самой и кормить весь коллектив. Но я стараюсь делать так, чтобы это было хотя бы не пошло. Пусть это будет модно, современно, но ведь народная-то тема звучит! Текст народный звучит, я его не меняю. Да, я его «одену» в модненький костюмчик. Ну и что – это замечательно! Если ты выходишь на сцену, ты должен думать, какое поле информации сегодня существует, в каком веке ты живешь. Бороться с этим бессмысленно, надо принять все как есть, переболеть. Поэтому я отношусь к современной эстраде терпеливо. Укоров совести у меня нет никаких абсолютно. Я делаю это радостно и вижу, что людям это тоже нравится.
       Да, каждая страна опирается на свои национальные особенности. И только двадцать процентов, а то и пять, в культуре «гостевые» – для иностранцев. У нас же случился перекос – только пять процентов самобытных. Это неправильно. И пока мы сами будем к себе относиться так, к нам весь мир будет так же относиться. Но ситуация, похоже, начинает меняться. Вот сейчас набрали очередную «Фабрику звезд». Руководство канала позвонило мне и пригласило меня вести мастер-класс по фольклору.
       – Кто из вашей семьи приехал в Ярославль на фестиваль?
       – Вся моя семья здесь. Сын Данила вместе с невестой Таней. У них 28 сентября будет свадьба. Сын ей очень красиво делал предложение: пригласил в ресторан на ужин. Она ничего не заподозрила, сидела, как обычно, разговаривала. Вдруг предложил выйти замуж. В этот момент подошел молодой человек с огромным букетом нежных цветов и преподнес ей. Сын подарил кольцо. Девушка была поражена. И конечно, согласилась. У ней свадебным платьем будет сарафан в русском стиле и вышитая белым белая накидка. Сын мне сказал, что на свадьбе хочет соблюсти шлейф своей звездной мамы.
       – И вы одобрили выбор сына?
       – Да. Недавно Женя (Евгений Гор – авт.) пригласил меня, Данилу и Таню на отдых. И я увидела, как она к моему сыну относится. И сыну сказала: запомни, я всегда буду на женской стороне. Я вижу, как она тебя боготворит.
       – А что вам самой позволяет выглядеть так молодо и красиво?
       – Любовь!!! Я люблю себя, люблю жизнь, люблю людей. Именно в такой последовательности! Ну и люблю, когда один мужчина меня любит. И в этом я пребываю уже четвертый год!
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать