22 августа 2007
Русский ответ импортным мюзиклам
Театр под руководством Надежды БАБКИНОЙ «Русская песня» на фестивале «Преображение» выступил в неожиданном для себя и ярославских зрителей качестве – показал музыкально-драматический спектакль «Ковано колесо». Уже днем любопытствующие толпились вокруг деревянных подмостков, установленных перед звонницей в музее-заповеднике. На подмостках, под палящим августовским солнышком, Надежда Бабкина и участники ансамбля «Русская песня» репетировали премьерный спектакль «Ковано колесо». Взмокшая от жары, духоты и творческого перенапряжения Бабкина, стоя на авансцене, вносила последние коррективы в движения своих подопечных, добиваясь полной синхронности.
К вечеру, к началу премьеры, дождь избавил город от жары. А заодно привнес в спектакль под открытым небом неожиданный колорит. Сидящая перед сценой в ожидании начала публика на первый раскат грома отреагировала по-театральному просто: «О! Первый звонок!» После третьего раската грома, как и полагается, начался спектакль.
– Колесо – это жизненный круг, по которому мы все идем, – рассказывает о спектакле Надежда БАБКИНА. – Спорим с судьбой и опять возвращаемся в нее. Спектакль для нас – новый шаг. Я не хочу его называть модным иностранным словом «мюзикл». Но и говорить «сказание» тоже как-то могу. Я просто точно знаю, что это спектакль, который называется «Ковано колесо». А жанр мы все равно придумаем. Мы покопаемся в каких-то словарях, найдем что-то такое русское.
– Надежда Георгиевна, а как возникла идея поставить музыкальный спектакль?
– Однажды, на тысячелетие крещения Руси, мы попытались не просто спеть песни, а как-то неожиданно их театрализовать. Я тогда ходила к духовенству, спрашивала, могу ли я так делать: проследить через песню историю от язычества и принятия христианства на Руси до нашего времени? Конечно, никакой поддержки я не получала. Но все равно была убеждена, что подобная постановка – дело правильное, и меня ничто не сломило.
И вдруг в стране появились всякого рода мюзиклы. И все повалили их ставить. На эти мюзиклы приглашали американцев, англичан. Тратили на их постановки бешеные деньги. Но все эти мюзиклы – повторение бесконечно избитых тем, однажды уже кем-то сыгранных на Бродвее. А я все думала: ну неужели у нас нет тем для разговора?! Неужели у нас нет своей информации, почему мы все время должны гнаться за чужим?! Неужели мы такие нищие духовно?! И я отвечала себе: конечно, нет! И однажды волею судеб встретилась с режиссером Александром Федоровым. Мы поговорили с Сашей, и он окунулся в постановку нашего спектакля. Но я спросила: а где мы его покажем? Саша ответил, что каждое лето ездит в Ярославль на фестиваль «Преображение». И тогда мы решили премьеру спектакля показать на этом замечательном фестивале.
– Про что получилось «Ковано колесо»?
– Происходит все в отдельно взятой деревне – гулянья и все такое прочее. Среди мужиков появяется один, у которого и девки-то никогда не было! А девки собираются и говорят ему: «Ну чего ты, совсем нецелованный? Вставай в круг, мы тебя научим!» Он пошел в круг. А ему девчонку подкинули туда: давай, знакомься. Шутка шуткой, а они понравились друг другу! И тут Судьба начала с ними играть штуку: не успели даже поцеловаться толком, а она их уже и разлучила. Он страдает: ждать надо. И девчонка понимает, что надо ждать. И они встретятся, обязательно встретятся. Но только при одном условии: если очень сильно в это веруют. Каждый артист в спектакле играет свою судьбу. Там есть сцены безумные совершенно!
– Как ярославцы относились к репетициям спектакля на открытом воздухе?
– Вчера на репетиции подошла ко мне одна женщина и сказала, указывая на мой коллектив: «Вы их не ругайте, они такие хорошие!». А я так обалдела, что и говорю: «Да я их и не ругаю!» «Нет, – она продолжает, – вы очень строгая, вы очень жесткая. Уж не ругайте их». Я спрашиваю: «А у вас есть опыт работы с творческим коллективом?» Она отвечает: «Да, я учительница в музыкальной школе. За пятнадцать лет работы поставила много музыкальных спектаклей». Я ей: «Вы извините меня, конечно. Но у нас с вами задачи немного отличаются. У меня масштаб несколько иной. И если я буду мягкая, дела никакого не будет». Я мягкая, когда все закончилось. Тогда я улыбаюсь, радуюсь, кайфую, до потолка прыгаю. Но пока работа не сделана, я мягкой быть не могу. Меня заставила жизнь быть требовательной к себе и к другим. Руководителем быть не просто. Это ответственность. Ежедневная».
– И каков руководитель Надежда Бабкина?
– Наш театр в Москве я ремонтирую, по возможности, сама. И приобретаю все сама. Потому что выбить у казначейства копейку на разные порошки – это не реально. Поэтому когда ко мне приходят друзья, они говорят: «Ты, Бабкина, ненормальная, зачем тебе все это надо. На эти деньги ты могла бы отдыхать где-нибудь в Италии, Испании, на Канарах». Я отвечаю: я на дачу по Ленинградскому шоссе съездить не могу, мне соседи возят мои яблоки: у меня там яблони – белый налив. Зато у меня в театре чистенько, уютненько. Ко мне гости приходят: сразу им и бараночки, и сушечки. Гости даже уходить не хотят. Вот это самое главное, потому что вот это и есть жизнь.
– Сейчас настоящее засилье поп-культуры. Как вы в ней находите свое место?
– Я вынуждена соблюдать рамки формата для того, чтобы выживать самой и кормить весь коллектив. Но я стараюсь делать так, чтобы это было хотя бы не пошло. Пусть это будет модно, современно, но ведь народная-то тема звучит! Текст народный звучит, я его не меняю. Да, я его «одену» в модненький костюмчик. Ну и что – это замечательно! Если ты выходишь на сцену, ты должен думать, какое поле информации сегодня существует, в каком веке ты живешь. Бороться с этим бессмысленно, надо принять все как есть, переболеть. Поэтому я отношусь к современной эстраде терпеливо. Укоров совести у меня нет никаких абсолютно. Я делаю это радостно и вижу, что людям это тоже нравится.
Да, каждая страна опирается на свои национальные особенности. И только двадцать процентов, а то и пять, в культуре «гостевые» – для иностранцев. У нас же случился перекос – только пять процентов самобытных. Это неправильно. И пока мы сами будем к себе относиться так, к нам весь мир будет так же относиться. Но ситуация, похоже, начинает меняться. Вот сейчас набрали очередную «Фабрику звезд». Руководство канала позвонило мне и пригласило меня вести мастер-класс по фольклору.
– Кто из вашей семьи приехал в Ярославль на фестиваль?
– Вся моя семья здесь. Сын Данила вместе с невестой Таней. У них 28 сентября будет свадьба. Сын ей очень красиво делал предложение: пригласил в ресторан на ужин. Она ничего не заподозрила, сидела, как обычно, разговаривала. Вдруг предложил выйти замуж. В этот момент подошел молодой человек с огромным букетом нежных цветов и преподнес ей. Сын подарил кольцо. Девушка была поражена. И конечно, согласилась. У ней свадебным платьем будет сарафан в русском стиле и вышитая белым белая накидка. Сын мне сказал, что на свадьбе хочет соблюсти шлейф своей звездной мамы.
– И вы одобрили выбор сына?
– Да. Недавно Женя (Евгений Гор – авт.) пригласил меня, Данилу и Таню на отдых. И я увидела, как она к моему сыну относится. И сыну сказала: запомни, я всегда буду на женской стороне. Я вижу, как она тебя боготворит.
– А что вам самой позволяет выглядеть так молодо и красиво?
– Любовь!!! Я люблю себя, люблю жизнь, люблю людей. Именно в такой последовательности! Ну и люблю, когда один мужчина меня любит. И в этом я пребываю уже четвертый год!
– Колесо – это жизненный круг, по которому мы все идем, – рассказывает о спектакле Надежда БАБКИНА. – Спорим с судьбой и опять возвращаемся в нее. Спектакль для нас – новый шаг. Я не хочу его называть модным иностранным словом «мюзикл». Но и говорить «сказание» тоже как-то могу. Я просто точно знаю, что это спектакль, который называется «Ковано колесо». А жанр мы все равно придумаем. Мы покопаемся в каких-то словарях, найдем что-то такое русское.
– Надежда Георгиевна, а как возникла идея поставить музыкальный спектакль?
– Однажды, на тысячелетие крещения Руси, мы попытались не просто спеть песни, а как-то неожиданно их театрализовать. Я тогда ходила к духовенству, спрашивала, могу ли я так делать: проследить через песню историю от язычества и принятия христианства на Руси до нашего времени? Конечно, никакой поддержки я не получала. Но все равно была убеждена, что подобная постановка – дело правильное, и меня ничто не сломило.
И вдруг в стране появились всякого рода мюзиклы. И все повалили их ставить. На эти мюзиклы приглашали американцев, англичан. Тратили на их постановки бешеные деньги. Но все эти мюзиклы – повторение бесконечно избитых тем, однажды уже кем-то сыгранных на Бродвее. А я все думала: ну неужели у нас нет тем для разговора?! Неужели у нас нет своей информации, почему мы все время должны гнаться за чужим?! Неужели мы такие нищие духовно?! И я отвечала себе: конечно, нет! И однажды волею судеб встретилась с режиссером Александром Федоровым. Мы поговорили с Сашей, и он окунулся в постановку нашего спектакля. Но я спросила: а где мы его покажем? Саша ответил, что каждое лето ездит в Ярославль на фестиваль «Преображение». И тогда мы решили премьеру спектакля показать на этом замечательном фестивале.
– Про что получилось «Ковано колесо»?
– Происходит все в отдельно взятой деревне – гулянья и все такое прочее. Среди мужиков появяется один, у которого и девки-то никогда не было! А девки собираются и говорят ему: «Ну чего ты, совсем нецелованный? Вставай в круг, мы тебя научим!» Он пошел в круг. А ему девчонку подкинули туда: давай, знакомься. Шутка шуткой, а они понравились друг другу! И тут Судьба начала с ними играть штуку: не успели даже поцеловаться толком, а она их уже и разлучила. Он страдает: ждать надо. И девчонка понимает, что надо ждать. И они встретятся, обязательно встретятся. Но только при одном условии: если очень сильно в это веруют. Каждый артист в спектакле играет свою судьбу. Там есть сцены безумные совершенно!
– Как ярославцы относились к репетициям спектакля на открытом воздухе?
– Вчера на репетиции подошла ко мне одна женщина и сказала, указывая на мой коллектив: «Вы их не ругайте, они такие хорошие!». А я так обалдела, что и говорю: «Да я их и не ругаю!» «Нет, – она продолжает, – вы очень строгая, вы очень жесткая. Уж не ругайте их». Я спрашиваю: «А у вас есть опыт работы с творческим коллективом?» Она отвечает: «Да, я учительница в музыкальной школе. За пятнадцать лет работы поставила много музыкальных спектаклей». Я ей: «Вы извините меня, конечно. Но у нас с вами задачи немного отличаются. У меня масштаб несколько иной. И если я буду мягкая, дела никакого не будет». Я мягкая, когда все закончилось. Тогда я улыбаюсь, радуюсь, кайфую, до потолка прыгаю. Но пока работа не сделана, я мягкой быть не могу. Меня заставила жизнь быть требовательной к себе и к другим. Руководителем быть не просто. Это ответственность. Ежедневная».
– И каков руководитель Надежда Бабкина?
– Наш театр в Москве я ремонтирую, по возможности, сама. И приобретаю все сама. Потому что выбить у казначейства копейку на разные порошки – это не реально. Поэтому когда ко мне приходят друзья, они говорят: «Ты, Бабкина, ненормальная, зачем тебе все это надо. На эти деньги ты могла бы отдыхать где-нибудь в Италии, Испании, на Канарах». Я отвечаю: я на дачу по Ленинградскому шоссе съездить не могу, мне соседи возят мои яблоки: у меня там яблони – белый налив. Зато у меня в театре чистенько, уютненько. Ко мне гости приходят: сразу им и бараночки, и сушечки. Гости даже уходить не хотят. Вот это самое главное, потому что вот это и есть жизнь.
– Сейчас настоящее засилье поп-культуры. Как вы в ней находите свое место?
– Я вынуждена соблюдать рамки формата для того, чтобы выживать самой и кормить весь коллектив. Но я стараюсь делать так, чтобы это было хотя бы не пошло. Пусть это будет модно, современно, но ведь народная-то тема звучит! Текст народный звучит, я его не меняю. Да, я его «одену» в модненький костюмчик. Ну и что – это замечательно! Если ты выходишь на сцену, ты должен думать, какое поле информации сегодня существует, в каком веке ты живешь. Бороться с этим бессмысленно, надо принять все как есть, переболеть. Поэтому я отношусь к современной эстраде терпеливо. Укоров совести у меня нет никаких абсолютно. Я делаю это радостно и вижу, что людям это тоже нравится.
Да, каждая страна опирается на свои национальные особенности. И только двадцать процентов, а то и пять, в культуре «гостевые» – для иностранцев. У нас же случился перекос – только пять процентов самобытных. Это неправильно. И пока мы сами будем к себе относиться так, к нам весь мир будет так же относиться. Но ситуация, похоже, начинает меняться. Вот сейчас набрали очередную «Фабрику звезд». Руководство канала позвонило мне и пригласило меня вести мастер-класс по фольклору.
– Кто из вашей семьи приехал в Ярославль на фестиваль?
– Вся моя семья здесь. Сын Данила вместе с невестой Таней. У них 28 сентября будет свадьба. Сын ей очень красиво делал предложение: пригласил в ресторан на ужин. Она ничего не заподозрила, сидела, как обычно, разговаривала. Вдруг предложил выйти замуж. В этот момент подошел молодой человек с огромным букетом нежных цветов и преподнес ей. Сын подарил кольцо. Девушка была поражена. И конечно, согласилась. У ней свадебным платьем будет сарафан в русском стиле и вышитая белым белая накидка. Сын мне сказал, что на свадьбе хочет соблюсти шлейф своей звездной мамы.
– И вы одобрили выбор сына?
– Да. Недавно Женя (Евгений Гор – авт.) пригласил меня, Данилу и Таню на отдых. И я увидела, как она к моему сыну относится. И сыну сказала: запомни, я всегда буду на женской стороне. Я вижу, как она тебя боготворит.
– А что вам самой позволяет выглядеть так молодо и красиво?
– Любовь!!! Я люблю себя, люблю жизнь, люблю людей. Именно в такой последовательности! Ну и люблю, когда один мужчина меня любит. И в этом я пребываю уже четвертый год!
Автор: Ольга Скробина
Другие новости раздела «Общество»

Общество
15 июля 2025
Ярославцам вручили автомобили

Общество
17 июля 2025
Ярославцы стали лауреатами премии «Страну меняют люди»

Общество
16 июля 2025
На Геопортале Ярославской области начали создавать карту нарушений

Общество
16 июля 2025
В Ярославской области пресечена работа нелегального кол-центра

Общество
15 июля 2025
Ярославское правительство прокомментировало возможность размещения головного офиса ПСБ на месте стадиона «Шинник»

Общество
17 июля 2025
Жители Ярославской области передали неизвестным более 7 миллионов рублей для «декларирования доходов»
Комментарии