20:24 Среда, 14 Апреля 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Преображать себя и мир вокруг

22 Августа 2007
    С 15 по 19 августа в Ярославле прошли уникальные концерты классической и духовной музыки, незабываемые колокольные звоны. Так отпраздновал свое 15-летие международный фестиваль хоровой и колокольной музыки имени Евгения Колобова «Преображение».        Встречал «Виват»        Фестиваль «Преображение» открылся в музее-заповеднике под звон колоколов. Первой свои двери распахнула уникальная авторская выставка «Спасские соборы России». Величайший ансамбль Спасо-Преображенских монастырей Ярославля, Суздаля, Новгорода, Углича, Москвы и других русских городов представили посетителями фотографы Сергей Метелица, Михаил Тропин, Сергей Обух и Алексей Нитецкий. Божьи храмы гордо смотрели на посетителей сверху. В их каменных сводах не чувствовалось ни холода, ни неприступности. Наоборот, казалось, они заглядывают в душу, стараясь впустить в нее свет и умиротворение…
   
              Гармонично раскрыл суть выставки камерный ансамбль из

Нижнего Новгорода «Виват». Секстет, члены которого –

лауреаты многочисленных международных конкурсов в США,

Англии, Испании и других странах мира, исполнил фрагмент

хорового концерта на коронацию царя и утвердительную молитву

«Совет Превечный».
       – Мы постоянно участвуем в фестивале «Преображение», –

говорит солист ансамбля Александр Суханов. – В этом году мы

открывали праздник и закроем его на ночной колокольной

феерии. А в прошлом году «Виват» дал в Ярославле сольный

концерт.
       Колокольный Клондайк
       И вновь зазвучали колокола на ярославской звоннице.

Лучшие звонари России и Белоруссии приехали в Ярославль,

чтобы продемонстрировать свое божественное искусство.
       – Колокольные звоны сродни джазу – такие же

непредсказуемые и упоительные. Поэтому в работе звонарей

часто сочетаются традиционные приемы и творческие находки, –

считает постоянный участник фестиваля мастер-литейщик

Александр Лапшин. – Важно только выдерживать ритм и

сохранять рисунок игры.
       И вправду! Многие звонари – профессиональные музыканты,

которым не чужд джаз. Например, москвич Александр Горохов –

джазовый ударник, «широко известный в узких кругах»

любителей джазовой музыки. В то же время некоторые приходят

к этому занятию из весьма отдаленных областей. К примеру,

ярославский звонарь Андрей Федорычев, открывавший

нынешний фестиваль, по образованию историк. А сам Александр

Лапшин – доктор технических наук. Он отливает колокола с 1991

года, но на фестивале первый колокол весом 13 килограммов

отлил лишь в 1996 году. Сейчас это чудо-творение под названием

«Спасский» находится в коллекции Ярославского

музея-заповедника.
       – В зависимости от профиля, попросту формы, колокола

делятся на три вида: русские, немецкие и французские. Есть

также колокола для звона в храмах, для башенных часов. Все они

дают разное звучание, – рассказывает Александр Лапшин. –

Например, у русских колоколов наиболее выражен основной тон,

а также тон выше основного на малую терцию и октаву. В

немецком колоколе доминирует основной тон и квинта. Поэтому и

сами колокола в звонницах подбираются таким образом, чтобы

они располагались между собой в гармоничных музыкальных

интервалах.
       Оптимальный вариант для звонницы – 10 – 12 колоколов. Все

они из специальной бронзы, содержащей 80% меди и 20% олова.

Колокола массой до 50 килограммов отливают при температуре

1150 градусов. Более тяжелые колокола – при 1100 градусов.

Язык изготавливают из мягкой стали.
       На этот раз мастер-литейщик Лапшин представил на суд

ярославской публики звонницу собственного изготовления.

Девять колоколов от мала до велика завораживали прохожих

своим бесподобным звучанием, трогающим до глубины души.
       – Мы ходим на фестиваль с момента его открытия, – говорит

ценительница музыки ярославна Светлана Андреевна Бондарь. –

В детстве я жила в маленьком городке на Украине. Неподалеку от

нашего дома стояли три церкви, откуда всегда доносился

колокольный звон. Прошли годы… И когда 15 лет назад на

фестивале я вновь услышала звон колоколов, в моей душе что-то

всколыхнулось. И теперь каждый раз во время колокольных

концертов на глаза наворачиваются слезы.
       Музыка дворцов и храмов
       На концерте артисты ансамбля духовной музыки «Благовест»

предстали перед ярославской публикой в дворцовых нарядах

времен королевы Виктории. Женщины – в черных, расшитых

золотыми нитями платьях. Мужчины – в элегантных костюмах

точно такого же цвета. У каждого из них вокруг шеи обвиваются

белоснежные кружевные и кисейные жабо. Интересно, почему?
       – Большое место в репертуаре ансамбля занимает

западноевропейская средневековая музыка. Поэтому костюмы –

это стилизация под ту эпоху, – рассказывает заведующая

отделом древнерусской литературы музея-заповедника Ирина

Плишина. – На нынешнем концерте «Благовест» совмещает

русскую и европейскую богородичную музыку. Артисты исполнят

золотую коллекцию «Ave Maria» – молитву, вдохновившую в

свое время таких композиторов, как Рахманинов, Висков,

Бортнянскй, Франк, Моцарт, Шуберт и многих других.
       …Четырнадцать величайших произведений из уст артистов

ансамбля Московского патриархата затрагивали самые тонкие

струнки человеческой души. От монументальной

непоколебимости этих божественных напевов хотелось взлететь

высоко-высоко – навстречу бесконечности и прекрасной утопии…
       Желающих почувствовать нечто подобное, услышав

уникальное многоголосье, собралось в зале филармонии немало.

Одни пришли насладиться песнопениями «Преображения»

впервые, другие – старожилы фестиваля, из года в год

посещающие все концерты.
       – Я хожу на концерты классической музыки еще со

студенческих лет, – говорит постоянная посетительница

Ярославской филармонии Ольга Дмитриевна Гумель. – Поначалу

за компанию, а потом поняла, что без музыки не могу жить.
       Нынешний концерт в рамках фестиваля «Преображение»

стал первым в 20-м юбилейном сезоне коллектива.
       Поют о спасшихся душах
       Уныло горели свечи в оправе позолоченной люстры,

похожей на огромное солнце под белокаменными сводами зала

«Классика» музея-заповедника. А на сцене райская птица пела

«неизреченные песни о спасшихся душах». В ее репертуаре лишь

русские духовные стихи и песнопения, напоминающие разговор

человека с Богом. Переполненный зал замер в восхищении,

наслаждаясь уникальным аутентичным пением ансамбля

древнерусской духовной музыки «Сирин».
       – В программе «Путник», которую мы представили на

нынешнем фестивале, отражены разные моменты познания Бога

человеком. Эта программа о тех состояниях души, которые

возникают у нас в течение жизни, – рассказывает

художественный руководитель ансамбля Андрей Николаевич

Котов.
       Уникальность репертуара этого коллектива очевидна.

Музыканты не просто занимаются реконструкцией православных

певческих народных традиций XV – XVIII веков, они воссоздают

из осколков православной культуры настоящие произведения

искусства, которым нет аналогов в мире.
       Здесь мало только исполнять богослужебные стихи и

песнопения. Все участники коллектива – люди науки и искусства.

Одни из них ведут свои школы, другие преподают в

греко-латинской академии. Каждое произведение ансамбля – это

результат долгой и кропотливой работы музыкантов с

филологами, богословами и историками. В репертуаре ансамбля –

музыкальные программы к Рождеству, театральные работы

«Моцарт и Сальери», «Нелепая поэмка», сценическая версия

80-минутного спектакля «Плач Иеремии», получившая приз

«Золотая маска» в 1997 году.
       – Каждый концерт должен быть живым. Его успех зависит от

акустики зала, от публики, от настроения музыкантов. Поэтому

программу мы можем составить за полчаса до выхода на сцену, –

раскрывает секрет успеха Андрей Николаевич. – Языком музыки

можно говорить о разных вещах. Главное при этом знать, для

чего ты исполняешь ту или иную песню.
       На «Преображении» московский ансамбль «Сирин» уже не в

первый раз. Его участники любят бывать в Ярославле не только в

рамках фестиваля. Последний раз музыканты дарили свою

музыку горожанам в составе проекта «Этносфера» на Главной

Масленице страны.
       Запретные ноты
       Программа «Пятнадцать шедевров русской оперы» включала

арии из опер и сцены из музыкального спектакля «Иван

Грозный». Некоторые из них в разные годы звучали на

«Преображении». Главная роль в день открытия, несомненно,

принадлежала «Борису Годунову». Пролог и сцену в келье

исполнили солисты: Михаил Губский из Большого театра, Олег

Диденко и Василий Ладюк из «Новой оперы». В операх всегда

велика роль хоров. Здесь их было сразу два – Костромской

камерный и капелла «Ярославия». В короткий срок два

коллектива, впервые выступившие вместе, спелись так, что свои

партии довели до высокого уровня. А за дирижерским пультом

стоял Дмитрий Волосников – вот уже восьмой год бессменный

художественный руководитель фестиваля по благословению его

инициатора самого маэстро Евгения Колобова.
       Драматическая музыка «Бориса Годунова» еще более

накалила и без того жаркую атмосферу зала. Накала добавили не

менее драматичные фрагменты из музыки к фильму «Иван

Грозный».
       – Сергей Прокофьев написал такое огромное количество

музыки, что вся она не вошла в фильм, – рассказывает

концертмейстер театра «Новая опера» Светлана Радугина. – В

библиотеке имени Глинки Дмитрий Волосников обнаружил

рукописные ноты Прокофьева, на которых стоял штамп НКВД и

надпись Берии, запрещающая исполнение этой музыки.

Волосников восстановил партитуру. На ее основе в театре

сделали музыкальный спектакль «Иван Грозный», премьера

которого прошла в Ярославле на прошлогоднем

«Преображении».
       У нас Демон не летал
       На торжественном открытии прозвучали и фрагменты из

опер «Царская невеста» и «Демон». Оба этих спектакля – в

репертуаре «Новой оперы». В этом театре не оперные режиссеры

пробуют себя в новом амплуа. Так, известный клипмейкер Юрий

Грымов поставил самую знаменитую оперу Римского-Корсакова

«Царская невеста», а киноактер Михаил Ефремов – «Демона»

Рубинштейна. Целых полвека «не появлялся» лермонтовский

герой на московских оперных подмостках. И вот перед

изумленной столичной публикой «дух изгнанья» предстал

совершенно в новом обличье.
       – «Демон» в постановке Михаила Ефремова – одна из

немногих опер, которые любит молодежь, – говорит Светлана

Радугина. – Это очень яркий и зрелищный спектакль. Ефремов

ввел эффектную деталь – кинематографический кран с вышкой,

который ездит по проложенным на сцене рельсам. А на вершине

его находится главный герой оперы. Кран подсвечивает и

создается впечатление, что Демон летает над зрительным залом.

Ефремов впервые взялся за оперную постановку. Говорят, ему

давал советы дед – режиссер, патриарх оперной сцены Борис

Покровский. А вот Юрий Грымов не имел никакого представления

об опере, когда ставил «Царскую невесту». Александр Сокуров,

взявшись за постановку «Бориса Годунова» в Большом театре

признавался, что не предполагал насколько трудно работать с

артистами, которые все время поют. Вообще, приход в оперу

режиссеров других жанров – общемировая тенденция. Настал

момент, когда публика отвернулась от оперы. Ей не хотелось

больше смотреть на статичных певцов, хотя и с красивыми

голосами. И тогда режиссеры пошли по пути осовременивания

классики и зрелищности. Да и технические возможности

появились. Театры стали приобретать световую аппаратуру,

дающую потрясающие эффекты.
       Безобидная торговка
       Вслед за русскими оперными шедеврами последовали

итальянские. Правда, небольшой зал «Классика»

музея-заповедника не мог вместить всех желающих послушать на

языке оригинала арии из опер Верди, Россини, Пуччини,

Доницетти.
       В итальянской опере господствует виртуозное пение. Свои

вокальные возможности сполна показали солисты Большого

театра Елена Околышева (меццо-сопрано) и Борис Бежко (бас),

«Новой оперы» – Екатерина Баканова (сопрано) и Василий Ладюк

(баритон).
       Свой первый сольный концерт Елена Околышева дала в

начале 90-х в Ярославле на сцене филармонии. Она до сих пор

помнит потрясающую акустику зала и блистательного

аккомпаниатора Владимира Камаева.
       А в зале «Классика» певица начала с романса Сантуццы из

оперы П. Масканьи «Сельская честь». Роль Сантуцци когда-то

блистательно сыграла в фильме Ф. Дзеффирелли мировая

оперная звезда Елена Образцова. У этой оперной примадонны

Елена Околышева постигала в Московской филармонии секреты

вокального мастерства.
       – Елена Васильевна очень многое мне дала, – говорит Елена

Околышева. – Главное – она учила жить, ведь профессия певицы

– необычная.
       Еще памятен громкий скандал, связанный с мировой

премьерой в Большом театре оперы «Дети Розенталя». Шумный

протест против постановки «непристойной» оперы на сцене

главного театра страны выразили даже депутаты Госдумы России

– случай небывалый.
       – Я думаю, что шумиху вокруг «Детей Розенталя» раздули, –

считает Елена Околышева. – В опере много интересных

моментов. Конечно, там были разные роли. Но у меня –

безобидная роль торговки.
       Ценный подарок
       Фаворитом на концерте итальянской оперы стал Василий

Ладюк. Эффектная внешность – «кудри черные до плеч»,

артистизм, красивый голос очаровали публику. Певческая

карьера началась у солиста «Новой оперы» в 8 лет, когда его

привели в хор, которым руководил выдающийся музыкант

Виктор Попов. Затем – учеба в хоровом училище им. А.В.

Свешникова, в академии хорового искусства. С благодарностью

говорит Василий Ладюк о профессоре академии Викторе Попове,

давшем ему путевку в жизнь.
       А на «Преображении» солисты академии хорового искусства

представили в концертном исполнении оперу П.Чайковского

«Иоланта». В теплый солнечный день под высокими сводами зала

«Классика» звучало самое лирическое и светлое произведение

композитора. Завершающий оперу ликующий гимн солнцу и

свету стал заключительным аккордом оперной части фестиваля.
       В Ярославле нет оперного театра. Поэтому роскошный

оперный «букет», преподнесенный ярославцам, стал настоящим

ценным подарком.
      Сокровища под покровом ночи
       Красочная феерия огня и музыки завершила в воскресенье

XV фестиваль «Преображение». В сгустившихся сумерках

сказочно светились стены Спасо-Преображенского храма. Их

привычная белизна то и дело растворялась в розовых, голубых,

бирюзовых, оранжевых, фиолетовых оттенках. На одну из стен,

как на экран, проецировались сюжеты из истории земли

Ярославской, иконопись XIV – XVI веков. А в это время под звон

колоколов…
       Озорные юноши и девушки в голубых и розовых нарядах

играли мишурой в свете прожекторов. Нежная барышня с

пушистым венком из цветов звала в «прекрасное далеко».

Неподражаемо пели мужчины в элегантных черных костюмах.

Страстное танго исполняли двое влюбленных… Все они – часть

захватывающей мистерии под названием «Сокровища

Ярославля».
       – Это аллегорическое представление о жизни человека,

который ищет красоту и любовь через искусство. Главный герой

постепенно встает на новую ступень своего развития, он

открывает себя в себе и становится свободным, – раскрывает

идею соавтор и режиссер праздника Игорь Александрович

Сидоренко. – По сюжету мистерии люди искусства зовут нашего

героя в мир света и музыки. Они желают, чтобы его душа

преобразилась.
       Игорь Александрович уже седьмой год ставит на фестивале

феерические шоу-программы. И уже во второй раз на вечерней

программе горожане и гости города могут услышать уникальный

синтез колокольного звона, старинной и современной музыки.
       – Наша задача – показать, насколько современный мир

перекликается с древними традициями. Мы заставляем людей

задуматься о смысле жизни, о единстве поколений, – говорит

Игорь Сидоренко.
       …Тем временем настала пора долгожданной феерии. Золотой

дождь заструился по белокаменным сводам храма. Огненные

пируэты выписывал в воздухе театр огня. Под шум толпы

разноцветные огни озарили иссиня-черное ярославское небо. И в

бескрайние просторы вселенной отправились пятнадцать

огненных шаров – символы тех светлых фестивалей, которые

уже отгремели в нашем городе за 15 лет. Так сказочно прекрасно

завершился в этом году традиционный фестиваль

«Преображение». До новых встреч!
      

Автор: Наталья БАЖЕНОВА, Зинаида ШЕМЕТОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Какой у вас срок годности? Общество  Какой у вас срок годности? 14.04.2021 Когда Мария осталась без работы, она никак не думала, что не сможет вновь трудоустроиться. Богатейший опыт, умение ладить с людьми, отменная работоспособность, возможность трудиться сверхурочно, отсутствие маленьких детей как практически гарантия того, что сотрудница не будет бегать часто на больничный… Что еще нужно работодателю?! Как выяснилось, Мария не устроила руководителей всех восьми предприятий, потому что ей …51 год. Правда, напрямую об этом соискательнице никто не сказал, дабы не нарушать закон. В мэрии Ярославля показали эскиз обновленной Которосльной набережной Общество  В мэрии Ярославля показали эскиз обновленной Которосльной набережной 14.04.2021 Какой станет участок Которосльной набережной в районе Спасо-Преображенского музея-заповедника, показали в мэрии Ярославля. О реконструкции вчера на общегородском совещании рассказал главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов.

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама