Преображать себя и мир вокруг
С 15 по 19 августа в Ярославле прошли уникальные концерты классической и духовной музыки, незабываемые колокольные звоны. Так отпраздновал свое 15-летие международный фестиваль хоровой и колокольной музыки имени Евгения Колобова «Преображение». Встречал «Виват» Фестиваль «Преображение» открылся в музее-заповеднике под звон колоколов. Первой свои двери распахнула уникальная авторская выставка «Спасские соборы России». Величайший ансамбль Спасо-Преображенских монастырей Ярославля, Суздаля, Новгорода, Углича, Москвы и других русских городов представили посетителями фотографы Сергей Метелица, Михаил Тропин, Сергей Обух и Алексей Нитецкий. Божьи храмы гордо смотрели на посетителей сверху. В их каменных сводах не чувствовалось ни холода, ни неприступности. Наоборот, казалось, они заглядывают в душу, стараясь впустить в нее свет и умиротворение…Гармонично раскрыл суть выставки камерный ансамбль из
Нижнего Новгорода «Виват». Секстет, члены которого –
лауреаты многочисленных международных конкурсов в США,
Англии, Испании и других странах мира, исполнил фрагмент
хорового концерта на коронацию царя и утвердительную молитву
«Совет Превечный».
– Мы постоянно участвуем в фестивале «Преображение», –
говорит солист ансамбля Александр Суханов. – В этом году мы
открывали праздник и закроем его на ночной колокольной
феерии. А в прошлом году «Виват» дал в Ярославле сольный
концерт.
Колокольный Клондайк
И вновь зазвучали колокола на ярославской звоннице.
Лучшие звонари России и Белоруссии приехали в Ярославль,
чтобы продемонстрировать свое божественное искусство.
– Колокольные звоны сродни джазу – такие же
непредсказуемые и упоительные. Поэтому в работе звонарей
часто сочетаются традиционные приемы и творческие находки, –
считает постоянный участник фестиваля мастер-литейщик
Александр Лапшин. – Важно только выдерживать ритм и
сохранять рисунок игры.
И вправду! Многие звонари – профессиональные музыканты,
которым не чужд джаз. Например, москвич Александр Горохов –
джазовый ударник, «широко известный в узких кругах»
любителей джазовой музыки. В то же время некоторые приходят
к этому занятию из весьма отдаленных областей. К примеру,
ярославский звонарь Андрей Федорычев, открывавший
нынешний фестиваль, по образованию историк. А сам Александр
Лапшин – доктор технических наук. Он отливает колокола с 1991
года, но на фестивале первый колокол весом 13 килограммов
отлил лишь в 1996 году. Сейчас это чудо-творение под названием
«Спасский» находится в коллекции Ярославского
музея-заповедника.
– В зависимости от профиля, попросту формы, колокола
делятся на три вида: русские, немецкие и французские. Есть
также колокола для звона в храмах, для башенных часов. Все они
дают разное звучание, – рассказывает Александр Лапшин. –
Например, у русских колоколов наиболее выражен основной тон,
а также тон выше основного на малую терцию и октаву. В
немецком колоколе доминирует основной тон и квинта. Поэтому и
сами колокола в звонницах подбираются таким образом, чтобы
они располагались между собой в гармоничных музыкальных
интервалах.
Оптимальный вариант для звонницы – 10 – 12 колоколов. Все
они из специальной бронзы, содержащей 80% меди и 20% олова.
Колокола массой до 50 килограммов отливают при температуре
1150 градусов. Более тяжелые колокола – при 1100 градусов.
Язык изготавливают из мягкой стали.
На этот раз мастер-литейщик Лапшин представил на суд
ярославской публики звонницу собственного изготовления.
Девять колоколов от мала до велика завораживали прохожих
своим бесподобным звучанием, трогающим до глубины души.
– Мы ходим на фестиваль с момента его открытия, – говорит
ценительница музыки ярославна Светлана Андреевна Бондарь. –
В детстве я жила в маленьком городке на Украине. Неподалеку от
нашего дома стояли три церкви, откуда всегда доносился
колокольный звон. Прошли годы… И когда 15 лет назад на
фестивале я вновь услышала звон колоколов, в моей душе что-то
всколыхнулось. И теперь каждый раз во время колокольных
концертов на глаза наворачиваются слезы.
Музыка дворцов и храмов
На концерте артисты ансамбля духовной музыки «Благовест»
предстали перед ярославской публикой в дворцовых нарядах
времен королевы Виктории. Женщины – в черных, расшитых
золотыми нитями платьях. Мужчины – в элегантных костюмах
точно такого же цвета. У каждого из них вокруг шеи обвиваются
белоснежные кружевные и кисейные жабо. Интересно, почему?
– Большое место в репертуаре ансамбля занимает
западноевропейская средневековая музыка. Поэтому костюмы –
это стилизация под ту эпоху, – рассказывает заведующая
отделом древнерусской литературы музея-заповедника Ирина
Плишина. – На нынешнем концерте «Благовест» совмещает
русскую и европейскую богородичную музыку. Артисты исполнят
золотую коллекцию «Ave Maria» – молитву, вдохновившую в
свое время таких композиторов, как Рахманинов, Висков,
Бортнянскй, Франк, Моцарт, Шуберт и многих других.
…Четырнадцать величайших произведений из уст артистов
ансамбля Московского патриархата затрагивали самые тонкие
струнки человеческой души. От монументальной
непоколебимости этих божественных напевов хотелось взлететь
высоко-высоко – навстречу бесконечности и прекрасной утопии…
Желающих почувствовать нечто подобное, услышав
уникальное многоголосье, собралось в зале филармонии немало.
Одни пришли насладиться песнопениями «Преображения»
впервые, другие – старожилы фестиваля, из года в год
посещающие все концерты.
– Я хожу на концерты классической музыки еще со
студенческих лет, – говорит постоянная посетительница
Ярославской филармонии Ольга Дмитриевна Гумель. – Поначалу
за компанию, а потом поняла, что без музыки не могу жить.
Нынешний концерт в рамках фестиваля «Преображение»
стал первым в 20-м юбилейном сезоне коллектива.
Поют о спасшихся душах
Уныло горели свечи в оправе позолоченной люстры,
похожей на огромное солнце под белокаменными сводами зала
«Классика» музея-заповедника. А на сцене райская птица пела
«неизреченные песни о спасшихся душах». В ее репертуаре лишь
русские духовные стихи и песнопения, напоминающие разговор
человека с Богом. Переполненный зал замер в восхищении,
наслаждаясь уникальным аутентичным пением ансамбля
древнерусской духовной музыки «Сирин».
– В программе «Путник», которую мы представили на
нынешнем фестивале, отражены разные моменты познания Бога
человеком. Эта программа о тех состояниях души, которые
возникают у нас в течение жизни, – рассказывает
художественный руководитель ансамбля Андрей Николаевич
Котов.
Уникальность репертуара этого коллектива очевидна.
Музыканты не просто занимаются реконструкцией православных
певческих народных традиций XV – XVIII веков, они воссоздают
из осколков православной культуры настоящие произведения
искусства, которым нет аналогов в мире.
Здесь мало только исполнять богослужебные стихи и
песнопения. Все участники коллектива – люди науки и искусства.
Одни из них ведут свои школы, другие преподают в
греко-латинской академии. Каждое произведение ансамбля – это
результат долгой и кропотливой работы музыкантов с
филологами, богословами и историками. В репертуаре ансамбля –
музыкальные программы к Рождеству, театральные работы
«Моцарт и Сальери», «Нелепая поэмка», сценическая версия
80-минутного спектакля «Плач Иеремии», получившая приз
«Золотая маска» в 1997 году.
– Каждый концерт должен быть живым. Его успех зависит от
акустики зала, от публики, от настроения музыкантов. Поэтому
программу мы можем составить за полчаса до выхода на сцену, –
раскрывает секрет успеха Андрей Николаевич. – Языком музыки
можно говорить о разных вещах. Главное при этом знать, для
чего ты исполняешь ту или иную песню.
На «Преображении» московский ансамбль «Сирин» уже не в
первый раз. Его участники любят бывать в Ярославле не только в
рамках фестиваля. Последний раз музыканты дарили свою
музыку горожанам в составе проекта «Этносфера» на Главной
Масленице страны.
Запретные ноты
Программа «Пятнадцать шедевров русской оперы» включала
арии из опер и сцены из музыкального спектакля «Иван
Грозный». Некоторые из них в разные годы звучали на
«Преображении». Главная роль в день открытия, несомненно,
принадлежала «Борису Годунову». Пролог и сцену в келье
исполнили солисты: Михаил Губский из Большого театра, Олег
Диденко и Василий Ладюк из «Новой оперы». В операх всегда
велика роль хоров. Здесь их было сразу два – Костромской
камерный и капелла «Ярославия». В короткий срок два
коллектива, впервые выступившие вместе, спелись так, что свои
партии довели до высокого уровня. А за дирижерским пультом
стоял Дмитрий Волосников – вот уже восьмой год бессменный
художественный руководитель фестиваля по благословению его
инициатора самого маэстро Евгения Колобова.
Драматическая музыка «Бориса Годунова» еще более
накалила и без того жаркую атмосферу зала. Накала добавили не
менее драматичные фрагменты из музыки к фильму «Иван
Грозный».
– Сергей Прокофьев написал такое огромное количество
музыки, что вся она не вошла в фильм, – рассказывает
концертмейстер театра «Новая опера» Светлана Радугина. – В
библиотеке имени Глинки Дмитрий Волосников обнаружил
рукописные ноты Прокофьева, на которых стоял штамп НКВД и
надпись Берии, запрещающая исполнение этой музыки.
Волосников восстановил партитуру. На ее основе в театре
сделали музыкальный спектакль «Иван Грозный», премьера
которого прошла в Ярославле на прошлогоднем
«Преображении».
У нас Демон не летал
На торжественном открытии прозвучали и фрагменты из
опер «Царская невеста» и «Демон». Оба этих спектакля – в
репертуаре «Новой оперы». В этом театре не оперные режиссеры
пробуют себя в новом амплуа. Так, известный клипмейкер Юрий
Грымов поставил самую знаменитую оперу Римского-Корсакова
«Царская невеста», а киноактер Михаил Ефремов – «Демона»
Рубинштейна. Целых полвека «не появлялся» лермонтовский
герой на московских оперных подмостках. И вот перед
изумленной столичной публикой «дух изгнанья» предстал
совершенно в новом обличье.
– «Демон» в постановке Михаила Ефремова – одна из
немногих опер, которые любит молодежь, – говорит Светлана
Радугина. – Это очень яркий и зрелищный спектакль. Ефремов
ввел эффектную деталь – кинематографический кран с вышкой,
который ездит по проложенным на сцене рельсам. А на вершине
его находится главный герой оперы. Кран подсвечивает и
создается впечатление, что Демон летает над зрительным залом.
Ефремов впервые взялся за оперную постановку. Говорят, ему
давал советы дед – режиссер, патриарх оперной сцены Борис
Покровский. А вот Юрий Грымов не имел никакого представления
об опере, когда ставил «Царскую невесту». Александр Сокуров,
взявшись за постановку «Бориса Годунова» в Большом театре
признавался, что не предполагал насколько трудно работать с
артистами, которые все время поют. Вообще, приход в оперу
режиссеров других жанров – общемировая тенденция. Настал
момент, когда публика отвернулась от оперы. Ей не хотелось
больше смотреть на статичных певцов, хотя и с красивыми
голосами. И тогда режиссеры пошли по пути осовременивания
классики и зрелищности. Да и технические возможности
появились. Театры стали приобретать световую аппаратуру,
дающую потрясающие эффекты.
Безобидная торговка
Вслед за русскими оперными шедеврами последовали
итальянские. Правда, небольшой зал «Классика»
музея-заповедника не мог вместить всех желающих послушать на
языке оригинала арии из опер Верди, Россини, Пуччини,
Доницетти.
В итальянской опере господствует виртуозное пение. Свои
вокальные возможности сполна показали солисты Большого
театра Елена Околышева (меццо-сопрано) и Борис Бежко (бас),
«Новой оперы» – Екатерина Баканова (сопрано) и Василий Ладюк
(баритон).
Свой первый сольный концерт Елена Околышева дала в
начале 90-х в Ярославле на сцене филармонии. Она до сих пор
помнит потрясающую акустику зала и блистательного
аккомпаниатора Владимира Камаева.
А в зале «Классика» певица начала с романса Сантуццы из
оперы П. Масканьи «Сельская честь». Роль Сантуцци когда-то
блистательно сыграла в фильме Ф. Дзеффирелли мировая
оперная звезда Елена Образцова. У этой оперной примадонны
Елена Околышева постигала в Московской филармонии секреты
вокального мастерства.
– Елена Васильевна очень многое мне дала, – говорит Елена
Околышева. – Главное – она учила жить, ведь профессия певицы
– необычная.
Еще памятен громкий скандал, связанный с мировой
премьерой в Большом театре оперы «Дети Розенталя». Шумный
протест против постановки «непристойной» оперы на сцене
главного театра страны выразили даже депутаты Госдумы России
– случай небывалый.
– Я думаю, что шумиху вокруг «Детей Розенталя» раздули, –
считает Елена Околышева. – В опере много интересных
моментов. Конечно, там были разные роли. Но у меня –
безобидная роль торговки.
Ценный подарок
Фаворитом на концерте итальянской оперы стал Василий
Ладюк. Эффектная внешность – «кудри черные до плеч»,
артистизм, красивый голос очаровали публику. Певческая
карьера началась у солиста «Новой оперы» в 8 лет, когда его
привели в хор, которым руководил выдающийся музыкант
Виктор Попов. Затем – учеба в хоровом училище им. А.В.
Свешникова, в академии хорового искусства. С благодарностью
говорит Василий Ладюк о профессоре академии Викторе Попове,
давшем ему путевку в жизнь.
А на «Преображении» солисты академии хорового искусства
представили в концертном исполнении оперу П.Чайковского
«Иоланта». В теплый солнечный день под высокими сводами зала
«Классика» звучало самое лирическое и светлое произведение
композитора. Завершающий оперу ликующий гимн солнцу и
свету стал заключительным аккордом оперной части фестиваля.
В Ярославле нет оперного театра. Поэтому роскошный
оперный «букет», преподнесенный ярославцам, стал настоящим
ценным подарком.
Сокровища под покровом ночи
Красочная феерия огня и музыки завершила в воскресенье
XV фестиваль «Преображение». В сгустившихся сумерках
сказочно светились стены Спасо-Преображенского храма. Их
привычная белизна то и дело растворялась в розовых, голубых,
бирюзовых, оранжевых, фиолетовых оттенках. На одну из стен,
как на экран, проецировались сюжеты из истории земли
Ярославской, иконопись XIV – XVI веков. А в это время под звон
колоколов…
Озорные юноши и девушки в голубых и розовых нарядах
играли мишурой в свете прожекторов. Нежная барышня с
пушистым венком из цветов звала в «прекрасное далеко».
Неподражаемо пели мужчины в элегантных черных костюмах.
Страстное танго исполняли двое влюбленных… Все они – часть
захватывающей мистерии под названием «Сокровища
Ярославля».
– Это аллегорическое представление о жизни человека,
который ищет красоту и любовь через искусство. Главный герой
постепенно встает на новую ступень своего развития, он
открывает себя в себе и становится свободным, – раскрывает
идею соавтор и режиссер праздника Игорь Александрович
Сидоренко. – По сюжету мистерии люди искусства зовут нашего
героя в мир света и музыки. Они желают, чтобы его душа
преобразилась.
Игорь Александрович уже седьмой год ставит на фестивале
феерические шоу-программы. И уже во второй раз на вечерней
программе горожане и гости города могут услышать уникальный
синтез колокольного звона, старинной и современной музыки.
– Наша задача – показать, насколько современный мир
перекликается с древними традициями. Мы заставляем людей
задуматься о смысле жизни, о единстве поколений, – говорит
Игорь Сидоренко.
…Тем временем настала пора долгожданной феерии. Золотой
дождь заструился по белокаменным сводам храма. Огненные
пируэты выписывал в воздухе театр огня. Под шум толпы
разноцветные огни озарили иссиня-черное ярославское небо. И в
бескрайние просторы вселенной отправились пятнадцать
огненных шаров – символы тех светлых фестивалей, которые
уже отгремели в нашем городе за 15 лет. Так сказочно прекрасно
завершился в этом году традиционный фестиваль
«Преображение». До новых встреч!
Комментарии