12:28
2 августа,
понедельник 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
22 Августа 2007
Общество

Преображать себя и мир вокруг

    С 15 по 19 августа в Ярославле прошли уникальные концерты классической и духовной музыки, незабываемые колокольные звоны. Так отпраздновал свое 15-летие международный фестиваль хоровой и колокольной музыки имени Евгения Колобова «Преображение».        Встречал «Виват»        Фестиваль «Преображение» открылся в музее-заповеднике под звон колоколов. Первой свои двери распахнула уникальная авторская выставка «Спасские соборы России». Величайший ансамбль Спасо-Преображенских монастырей Ярославля, Суздаля, Новгорода, Углича, Москвы и других русских городов представили посетителями фотографы Сергей Метелица, Михаил Тропин, Сергей Обух и Алексей Нитецкий. Божьи храмы гордо смотрели на посетителей сверху. В их каменных сводах не чувствовалось ни холода, ни неприступности. Наоборот, казалось, они заглядывают в душу, стараясь впустить в нее свет и умиротворение…
   
              Гармонично раскрыл суть выставки камерный ансамбль из

Нижнего Новгорода «Виват». Секстет, члены которого –

лауреаты многочисленных международных конкурсов в США,

Англии, Испании и других странах мира, исполнил фрагмент

хорового концерта на коронацию царя и утвердительную молитву

«Совет Превечный».
       – Мы постоянно участвуем в фестивале «Преображение», –

говорит солист ансамбля Александр Суханов. – В этом году мы

открывали праздник и закроем его на ночной колокольной

феерии. А в прошлом году «Виват» дал в Ярославле сольный

концерт.
       Колокольный Клондайк
       И вновь зазвучали колокола на ярославской звоннице.

Лучшие звонари России и Белоруссии приехали в Ярославль,

чтобы продемонстрировать свое божественное искусство.
       – Колокольные звоны сродни джазу – такие же

непредсказуемые и упоительные. Поэтому в работе звонарей

часто сочетаются традиционные приемы и творческие находки, –

считает постоянный участник фестиваля мастер-литейщик

Александр Лапшин. – Важно только выдерживать ритм и

сохранять рисунок игры.
       И вправду! Многие звонари – профессиональные музыканты,

которым не чужд джаз. Например, москвич Александр Горохов –

джазовый ударник, «широко известный в узких кругах»

любителей джазовой музыки. В то же время некоторые приходят

к этому занятию из весьма отдаленных областей. К примеру,

ярославский звонарь Андрей Федорычев, открывавший

нынешний фестиваль, по образованию историк. А сам Александр

Лапшин – доктор технических наук. Он отливает колокола с 1991

года, но на фестивале первый колокол весом 13 килограммов

отлил лишь в 1996 году. Сейчас это чудо-творение под названием

«Спасский» находится в коллекции Ярославского

музея-заповедника.
       – В зависимости от профиля, попросту формы, колокола

делятся на три вида: русские, немецкие и французские. Есть

также колокола для звона в храмах, для башенных часов. Все они

дают разное звучание, – рассказывает Александр Лапшин. –

Например, у русских колоколов наиболее выражен основной тон,

а также тон выше основного на малую терцию и октаву. В

немецком колоколе доминирует основной тон и квинта. Поэтому и

сами колокола в звонницах подбираются таким образом, чтобы

они располагались между собой в гармоничных музыкальных

интервалах.
       Оптимальный вариант для звонницы – 10 – 12 колоколов. Все

они из специальной бронзы, содержащей 80% меди и 20% олова.

Колокола массой до 50 килограммов отливают при температуре

1150 градусов. Более тяжелые колокола – при 1100 градусов.

Язык изготавливают из мягкой стали.
       На этот раз мастер-литейщик Лапшин представил на суд

ярославской публики звонницу собственного изготовления.

Девять колоколов от мала до велика завораживали прохожих

своим бесподобным звучанием, трогающим до глубины души.
       – Мы ходим на фестиваль с момента его открытия, – говорит

ценительница музыки ярославна Светлана Андреевна Бондарь. –

В детстве я жила в маленьком городке на Украине. Неподалеку от

нашего дома стояли три церкви, откуда всегда доносился

колокольный звон. Прошли годы… И когда 15 лет назад на

фестивале я вновь услышала звон колоколов, в моей душе что-то

всколыхнулось. И теперь каждый раз во время колокольных

концертов на глаза наворачиваются слезы.
       Музыка дворцов и храмов
       На концерте артисты ансамбля духовной музыки «Благовест»

предстали перед ярославской публикой в дворцовых нарядах

времен королевы Виктории. Женщины – в черных, расшитых

золотыми нитями платьях. Мужчины – в элегантных костюмах

точно такого же цвета. У каждого из них вокруг шеи обвиваются

белоснежные кружевные и кисейные жабо. Интересно, почему?
       – Большое место в репертуаре ансамбля занимает

западноевропейская средневековая музыка. Поэтому костюмы –

это стилизация под ту эпоху, – рассказывает заведующая

отделом древнерусской литературы музея-заповедника Ирина

Плишина. – На нынешнем концерте «Благовест» совмещает

русскую и европейскую богородичную музыку. Артисты исполнят

золотую коллекцию «Ave Maria» – молитву, вдохновившую в

свое время таких композиторов, как Рахманинов, Висков,

Бортнянскй, Франк, Моцарт, Шуберт и многих других.
       …Четырнадцать величайших произведений из уст артистов

ансамбля Московского патриархата затрагивали самые тонкие

струнки человеческой души. От монументальной

непоколебимости этих божественных напевов хотелось взлететь

высоко-высоко – навстречу бесконечности и прекрасной утопии…
       Желающих почувствовать нечто подобное, услышав

уникальное многоголосье, собралось в зале филармонии немало.

Одни пришли насладиться песнопениями «Преображения»

впервые, другие – старожилы фестиваля, из года в год

посещающие все концерты.
       – Я хожу на концерты классической музыки еще со

студенческих лет, – говорит постоянная посетительница

Ярославской филармонии Ольга Дмитриевна Гумель. – Поначалу

за компанию, а потом поняла, что без музыки не могу жить.
       Нынешний концерт в рамках фестиваля «Преображение»

стал первым в 20-м юбилейном сезоне коллектива.
       Поют о спасшихся душах
       Уныло горели свечи в оправе позолоченной люстры,

похожей на огромное солнце под белокаменными сводами зала

«Классика» музея-заповедника. А на сцене райская птица пела

«неизреченные песни о спасшихся душах». В ее репертуаре лишь

русские духовные стихи и песнопения, напоминающие разговор

человека с Богом. Переполненный зал замер в восхищении,

наслаждаясь уникальным аутентичным пением ансамбля

древнерусской духовной музыки «Сирин».
       – В программе «Путник», которую мы представили на

нынешнем фестивале, отражены разные моменты познания Бога

человеком. Эта программа о тех состояниях души, которые

возникают у нас в течение жизни, – рассказывает

художественный руководитель ансамбля Андрей Николаевич

Котов.
       Уникальность репертуара этого коллектива очевидна.

Музыканты не просто занимаются реконструкцией православных

певческих народных традиций XV – XVIII веков, они воссоздают

из осколков православной культуры настоящие произведения

искусства, которым нет аналогов в мире.
       Здесь мало только исполнять богослужебные стихи и

песнопения. Все участники коллектива – люди науки и искусства.

Одни из них ведут свои школы, другие преподают в

греко-латинской академии. Каждое произведение ансамбля – это

результат долгой и кропотливой работы музыкантов с

филологами, богословами и историками. В репертуаре ансамбля –

музыкальные программы к Рождеству, театральные работы

«Моцарт и Сальери», «Нелепая поэмка», сценическая версия

80-минутного спектакля «Плач Иеремии», получившая приз

«Золотая маска» в 1997 году.
       – Каждый концерт должен быть живым. Его успех зависит от

акустики зала, от публики, от настроения музыкантов. Поэтому

программу мы можем составить за полчаса до выхода на сцену, –

раскрывает секрет успеха Андрей Николаевич. – Языком музыки

можно говорить о разных вещах. Главное при этом знать, для

чего ты исполняешь ту или иную песню.
       На «Преображении» московский ансамбль «Сирин» уже не в

первый раз. Его участники любят бывать в Ярославле не только в

рамках фестиваля. Последний раз музыканты дарили свою

музыку горожанам в составе проекта «Этносфера» на Главной

Масленице страны.
       Запретные ноты
       Программа «Пятнадцать шедевров русской оперы» включала

арии из опер и сцены из музыкального спектакля «Иван

Грозный». Некоторые из них в разные годы звучали на

«Преображении». Главная роль в день открытия, несомненно,

принадлежала «Борису Годунову». Пролог и сцену в келье

исполнили солисты: Михаил Губский из Большого театра, Олег

Диденко и Василий Ладюк из «Новой оперы». В операх всегда

велика роль хоров. Здесь их было сразу два – Костромской

камерный и капелла «Ярославия». В короткий срок два

коллектива, впервые выступившие вместе, спелись так, что свои

партии довели до высокого уровня. А за дирижерским пультом

стоял Дмитрий Волосников – вот уже восьмой год бессменный

художественный руководитель фестиваля по благословению его

инициатора самого маэстро Евгения Колобова.
       Драматическая музыка «Бориса Годунова» еще более

накалила и без того жаркую атмосферу зала. Накала добавили не

менее драматичные фрагменты из музыки к фильму «Иван

Грозный».
       – Сергей Прокофьев написал такое огромное количество

музыки, что вся она не вошла в фильм, – рассказывает

концертмейстер театра «Новая опера» Светлана Радугина. – В

библиотеке имени Глинки Дмитрий Волосников обнаружил

рукописные ноты Прокофьева, на которых стоял штамп НКВД и

надпись Берии, запрещающая исполнение этой музыки.

Волосников восстановил партитуру. На ее основе в театре

сделали музыкальный спектакль «Иван Грозный», премьера

которого прошла в Ярославле на прошлогоднем

«Преображении».
       У нас Демон не летал
       На торжественном открытии прозвучали и фрагменты из

опер «Царская невеста» и «Демон». Оба этих спектакля – в

репертуаре «Новой оперы». В этом театре не оперные режиссеры

пробуют себя в новом амплуа. Так, известный клипмейкер Юрий

Грымов поставил самую знаменитую оперу Римского-Корсакова

«Царская невеста», а киноактер Михаил Ефремов – «Демона»

Рубинштейна. Целых полвека «не появлялся» лермонтовский

герой на московских оперных подмостках. И вот перед

изумленной столичной публикой «дух изгнанья» предстал

совершенно в новом обличье.
       – «Демон» в постановке Михаила Ефремова – одна из

немногих опер, которые любит молодежь, – говорит Светлана

Радугина. – Это очень яркий и зрелищный спектакль. Ефремов

ввел эффектную деталь – кинематографический кран с вышкой,

который ездит по проложенным на сцене рельсам. А на вершине

его находится главный герой оперы. Кран подсвечивает и

создается впечатление, что Демон летает над зрительным залом.

Ефремов впервые взялся за оперную постановку. Говорят, ему

давал советы дед – режиссер, патриарх оперной сцены Борис

Покровский. А вот Юрий Грымов не имел никакого представления

об опере, когда ставил «Царскую невесту». Александр Сокуров,

взявшись за постановку «Бориса Годунова» в Большом театре

признавался, что не предполагал насколько трудно работать с

артистами, которые все время поют. Вообще, приход в оперу

режиссеров других жанров – общемировая тенденция. Настал

момент, когда публика отвернулась от оперы. Ей не хотелось

больше смотреть на статичных певцов, хотя и с красивыми

голосами. И тогда режиссеры пошли по пути осовременивания

классики и зрелищности. Да и технические возможности

появились. Театры стали приобретать световую аппаратуру,

дающую потрясающие эффекты.
       Безобидная торговка
       Вслед за русскими оперными шедеврами последовали

итальянские. Правда, небольшой зал «Классика»

музея-заповедника не мог вместить всех желающих послушать на

языке оригинала арии из опер Верди, Россини, Пуччини,

Доницетти.
       В итальянской опере господствует виртуозное пение. Свои

вокальные возможности сполна показали солисты Большого

театра Елена Околышева (меццо-сопрано) и Борис Бежко (бас),

«Новой оперы» – Екатерина Баканова (сопрано) и Василий Ладюк

(баритон).
       Свой первый сольный концерт Елена Околышева дала в

начале 90-х в Ярославле на сцене филармонии. Она до сих пор

помнит потрясающую акустику зала и блистательного

аккомпаниатора Владимира Камаева.
       А в зале «Классика» певица начала с романса Сантуццы из

оперы П. Масканьи «Сельская честь». Роль Сантуцци когда-то

блистательно сыграла в фильме Ф. Дзеффирелли мировая

оперная звезда Елена Образцова. У этой оперной примадонны

Елена Околышева постигала в Московской филармонии секреты

вокального мастерства.
       – Елена Васильевна очень многое мне дала, – говорит Елена

Околышева. – Главное – она учила жить, ведь профессия певицы

– необычная.
       Еще памятен громкий скандал, связанный с мировой

премьерой в Большом театре оперы «Дети Розенталя». Шумный

протест против постановки «непристойной» оперы на сцене

главного театра страны выразили даже депутаты Госдумы России

– случай небывалый.
       – Я думаю, что шумиху вокруг «Детей Розенталя» раздули, –

считает Елена Околышева. – В опере много интересных

моментов. Конечно, там были разные роли. Но у меня –

безобидная роль торговки.
       Ценный подарок
       Фаворитом на концерте итальянской оперы стал Василий

Ладюк. Эффектная внешность – «кудри черные до плеч»,

артистизм, красивый голос очаровали публику. Певческая

карьера началась у солиста «Новой оперы» в 8 лет, когда его

привели в хор, которым руководил выдающийся музыкант

Виктор Попов. Затем – учеба в хоровом училище им. А.В.

Свешникова, в академии хорового искусства. С благодарностью

говорит Василий Ладюк о профессоре академии Викторе Попове,

давшем ему путевку в жизнь.
       А на «Преображении» солисты академии хорового искусства

представили в концертном исполнении оперу П.Чайковского

«Иоланта». В теплый солнечный день под высокими сводами зала

«Классика» звучало самое лирическое и светлое произведение

композитора. Завершающий оперу ликующий гимн солнцу и

свету стал заключительным аккордом оперной части фестиваля.
       В Ярославле нет оперного театра. Поэтому роскошный

оперный «букет», преподнесенный ярославцам, стал настоящим

ценным подарком.
      Сокровища под покровом ночи
       Красочная феерия огня и музыки завершила в воскресенье

XV фестиваль «Преображение». В сгустившихся сумерках

сказочно светились стены Спасо-Преображенского храма. Их

привычная белизна то и дело растворялась в розовых, голубых,

бирюзовых, оранжевых, фиолетовых оттенках. На одну из стен,

как на экран, проецировались сюжеты из истории земли

Ярославской, иконопись XIV – XVI веков. А в это время под звон

колоколов…
       Озорные юноши и девушки в голубых и розовых нарядах

играли мишурой в свете прожекторов. Нежная барышня с

пушистым венком из цветов звала в «прекрасное далеко».

Неподражаемо пели мужчины в элегантных черных костюмах.

Страстное танго исполняли двое влюбленных… Все они – часть

захватывающей мистерии под названием «Сокровища

Ярославля».
       – Это аллегорическое представление о жизни человека,

который ищет красоту и любовь через искусство. Главный герой

постепенно встает на новую ступень своего развития, он

открывает себя в себе и становится свободным, – раскрывает

идею соавтор и режиссер праздника Игорь Александрович

Сидоренко. – По сюжету мистерии люди искусства зовут нашего

героя в мир света и музыки. Они желают, чтобы его душа

преобразилась.
       Игорь Александрович уже седьмой год ставит на фестивале

феерические шоу-программы. И уже во второй раз на вечерней

программе горожане и гости города могут услышать уникальный

синтез колокольного звона, старинной и современной музыки.
       – Наша задача – показать, насколько современный мир

перекликается с древними традициями. Мы заставляем людей

задуматься о смысле жизни, о единстве поколений, – говорит

Игорь Сидоренко.
       …Тем временем настала пора долгожданной феерии. Золотой

дождь заструился по белокаменным сводам храма. Огненные

пируэты выписывал в воздухе театр огня. Под шум толпы

разноцветные огни озарили иссиня-черное ярославское небо. И в

бескрайние просторы вселенной отправились пятнадцать

огненных шаров – символы тех светлых фестивалей, которые

уже отгремели в нашем городе за 15 лет. Так сказочно прекрасно

завершился в этом году традиционный фестиваль

«Преображение». До новых встреч!
      

Автор: Наталья БАЖЕНОВА, Зинаида ШЕМЕТОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать