05:33
вторник,
22 октября 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 сентября 2007

Откуда кричит овечка Долли

       Земли, прилегающие к биостанции «Улейма» нуждаются в статусе особо охраняемых территорий области       На лоне природы на биостанции «Улейма» в Угличском районе проходит 30 процентов учебного процесса – с первого по четвертый курс биофака Демидовского университета.        – Начала полевой практики мы, студенты, с нетерпением ждем каждый год, – рассказывает пятикурсник Елисей Ясюгеня. – В городе, дома, ты можешь притворяться биологом, учиться только ради диплома. В условиях «Улеймы» это невозможно. Нельзя же притворяться 24 часа. Ребят сплачивает общая работа, они сами распределяют время между отдыхом и наукой. После практики невооруженным глазом заметны изменения в отношении к учебе. Теория становится понятнее и привлекательнее.             
Сама по себе биостанция – исключительный по своей сути комплекс. Территорию под нее не вырубали, как обычно под детские лагеря. Строили «Улейму» в незанятых деревьями местах. Изначально основной задачей биостанции было максимально естественно вписать человека в природу, не потревожив своеобразия последней. А места там действительно знатные, ни с чем не сравнимые. На ботанических экскурсиях студенты встречали виды достаточно редкие – белокрыльник, воронец, орхидные. Забредают на «Улейму» и медведи. Преподаватели показывали следы, да и студенты с мишкой виделись. Из достопримечательностей биостанции – барсучий городок. Раньше туда водили студентов на экскурсии. Сегодня престали, чтобы не травмировать животных.
       Для студентов «Улейма» – не только возможность взглянуть на себя со стороны, проверить друга или насладиться романтикой дикой природы. «Улейма» – прежде всего биостанция. На практике ребята занимаются серьезной исследовательской работой.
       – Существует набор стандартных проектов, осуществляемый студентами из года в год. Каждое лето проектом занимается новая группа. Это необходимо для составления полноты научной картины. Ведь каждый раз одна и та же тема раскрывается в несколько ином ключе, – рассказывает пятикурсник Михаил Целебровский. – Многолетние исследования необходимы и для мониторинга. Сравнивая ежегодно обновляемые данные, можно составить прогноз на будущее. Ведь грамотные теории не возникают из однократных наблюдений. Однако порой необходимы и индивидуальные исследовательские работы. Подобную я делал еще на первом курсе, в паре с Юрием Холмогоровым. В нашу задачу входило – выявить наличие на территории Ярославской области видов-двойников у родов беляночка и голубянка. Виды-двойники – это близкородственные, как две капли воды схожие виды, но не способные к скрещиванию. При этом виды свежеоткрытые: у беляночки вид-двойник был зафиксирован в 1989 году, а для голубянки – в 1999 году. Тему нам предложил известный специалист по молям Максим Анатольевич Клепиков, он же консультировал нас. Различить вид-двойник от обычной беляночки и голубянки можно только по анализу генитальных препаратов. То есть мы рассматривали под микроскопом половые органы бабочек. Работали мы под руководством заведующего кафедрой экологии и зоологии Михаила Васильевича Ястребова. Мы выявили наличие этих бабочек на Ярославской земле. Результат того стоил. Литературы по видам-двойникам мало. Исследования, подобные нашим, в европейской части России практически не проводилось. Тем временем исследование внешне идентичных, но не способных размножаться бабочек, поможет установить способ образования новых видов.
       Работы студентов, в том числе и Михаила, демонстрируются на научной конференции, в дальнейшем систематизируются – данные, полученные на биостанции, не пропадают для науки. Помимо студенческих исследований, на «Улейме» идет интенсивная научная деятельность и у преподавательского состава. Не одна диссертация была защищена именно на «улеймском» материале.
       На деньги от гранта Рособразования – программы «Развитие научного потенциала высшей школы» – на биостанции организуются научные исследования, проводятся школы-семинары. Темы их актуальны – например, как рыбы переносят соседство с человеческими отбросами, как будут дальше развиваться легкие Земли – леса. Пополняет «Улейма» и фонды зоомузея. В этом году была составлена картотека на 1500 животных. Свежий материал необходим для обучения студентов, для науки, для потомков. Исчезнет редкий вид, а в запасниках останется память о нем – чучело или препарат. И кто знает, может, успехи клонирования помогут вернуть природе утраченное.
       Данные, полученные благодаря научной деятельности на биостанции, необходимы как и для познания естественных биологических закономерностей, так и для понимания негативной роли человека в биосфере. Вот что говорит о значении «Улеймы» для нашего будущего доцент кафедры ботаники и высших растений Олег Анатольевич Маракаев:
       – Все меньше встречаем на экскурсиях редких, исчезающих видов. И так по всей области. Раньше точно знал – здесь растет орхидея – офрис насекомоносный. Знал, а не нашел. В болотных топях не сыщешь ее нынче. Ушла она на пыльные страницы Красной книги... Все больше людей отдыхает в лесах. Вот и растет сеть лесных тропинок, сводятся деревья, усилиями «ведунов» исчезают редкие лекарственные травы, больше стало мусора и кострищ – кому от этого хорошо? Тенелюбивые лесные растения не будут расти в просветах вырубки и вытоптанной земли. На их месте появятся растения луговые, прорастут осока, береза. Характер опада изменится. А ведь он определяет химический состав почвы. Протекторы шин и подошвы сапог делают землю более плотной. Значит, растения не смогут привычно питаться, нормально расти. Их вытеснит неприхотливый конкурент – пришлый агрессор. Сам все заполонит, так еще и другим не даст жизни. За последнее время такое часто встречаем. Да и в растительных сообществах резко снижается видовое разнообразие, доминировать начинают два-три вида. Представьте себе: лес, просека. Все свободное пространство усеяно одуванчиками. Растут сплошным ковром. Ничему новому через «живую крышу» не пробиться. И во всем виновато вмешательство человека. Не романтиков – охотников и туристов. Выросло новое поколение, не умеющее себя вести на природе. Не осознающее себя ее частью. Необходимая культура исчезла. Человек стремится к пейзажам, к натуре. Но видит только себя в природе, не природу в себе.
       Исчезает не только экологическая культура человека. В ближайшее время вполне вероятно исчезновение и инструмента распространения этой самой биологической культуры – биостанции. Декан биофака, заслуженный работник высшей школы РФ Автандил Владимирович Еремейшвили бьет тревогу:
       – «Улейме» на пятки наступают будущие дачники. В основном москвичи. Они начинают осваивать прилегающие территории биостанции. Как раз там, где студенты проходят свою учебную программу. Это дикий уголок природы, уникальный и для региона, и для всей России. Лакомый кусочек. Дачники не прочь построить рядом с биостанцией «семейное поместье». Есть конкретное опасение, что в ближайшее время они окажутся нашими соседями по биостанции. Об этом уже поговаривают и на уровне районной администрации. Но интенсивное воздействие человека быстро сведет на нет естественный экологический баланс. «Улейма» пропадет для науки. Нам негде будет готовить специалистов биологов и экологов, будущих исследователей природы, безусловно, востребованных в новом веке. Поэтому мы считаем, что эти прилегающие территории «Улеймы» должны войти в статус особо охраняемых территорий области.
       Когда овечка Долли огласила своим еретическим блеянием призрачные холмы туманного Альбиона, у нас заголосили. Дескать, а чем мы хуже? Мы – ничем. Только вот сеть научно-исследовательских станций биофаков после развала Союза перестала существовать. Биостанции либо позакрывали, либо приватизировали. А ведь на них кафедры генетики проводили свои эксперименты. Вот и в нашем городе два крупных биофака, симметрично разделивших нишу высшего образования: в педуниверситете и в Демидовском. Каждый имеет свою научно-исследовательскую школу. Погибнет уникальный природный объект, и что будет с ярославской наукой, оскуднеющей наполовину? Что вырастет из студентов, так и не «понюхавших пороха»? Обидно за ребят и за науку, если один из вузов потеряет свою изюминку.
       
Автор: Алексей КАЛЮГИН

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать