04:23
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 сентября 2007

Зимовать ли Яше в городе?

       Молодая пара из Ярославля подобрала раненого ястреба       Для пернатого хищника городская жизнь – настоящий курорт: регулярное питание, профилактическая зарядка и телевизор. Кушает ястреб по-барски. От колбасы он нос воротит. Мясо ему подавай, да не простое, а «детское питание» – перемолотую в кашицу говядину. Ест только с уговорами: «Яша, посмотри как вкусно». А вот пьет в охотку – высоко задирает желтый изогнутый клюв, высовывает длинный язык и со смаком глотает. По дому разгуливает свободно. Чуть что не по нраву ему, сразу канючить начинает. Оттого и порода его – ястреб-канюк. Ночью спит, днем упражняется. Схватит лапами жердочку и крыльями машет – мощь телу возвращает. Или заберется на ложе свое – коробку от монитора – с него летит на тумбочку, с тумбочки к двери. От двери – обратно. И так – сколько сил хватит. А от телевизора Яша Канюкович нервным становится. Как глянет на экран – тут же метаться начинает, кричит не своим голосом. Плохо влияет телевизор и на детей, и на ястребов. Но соседям по квартире к капризам пернатого не привыкать – он у них не первый зверь такой.       
Летом семья Орловых отправилась во Францию. У замка Фонтенбло встретили семейство лебедей. И вернувшись «из зарубежей», Ольга подбросила мужу идейку: «А почему бы птичку не завести, назвали бы Кешей». Долго ждать не пришлось: на работе обнаружился бесхозный сокол. Так в жизнь Ольги Орловой вошли хищные птицы.
       – Яша – ипохондрик какой-то. Привереда. Вот Кеша – сокол – ел все подряд, общительный, хороший. Фотографироваться любил, играть, ласкаться. Бегал везде, все изучал – любопытный. Перышки рябые, яркие, лапки, клювик и глазенки ярко-желтые – совсем еще птенец. А этот: мрачный, почти взрослый. Муж, когда мы Яшу домой принесли, сказал: «Ни красы, ни радости». Ходил  Яша по квартире букой: крылья расправит, поза угрожающая и канючит по-своему. Прихожую перегораживает полностью – не пройти. На контакт не шел. Видно стереотипы уже сформировались. Сережа даже первые дни со шваброй ходил: кто знает, вдруг нападать станет? И клекотал Яша – аж жуть брала – булькал, захлебывался. Первые дней пять от еды напрочь отказывался. Орнитолог предположила, что он при падении головой ударился и внутренние органы повредил. Но когда Яша в конец отощал, мы решили: так, голубчик, не пойдет. Умрешь ведь. Стали из шприца насильно желтком яйца кормить. Позже признавать за своих начал. Стал на руку садиться аккуратно, стараясь не повредить. Для него это подвиг. Орнитолог говорит, что ястребы инстинктивно когтями душат все, что под лапами теплое и шевелится.
       Сокола Кешу, как оправился, Орловы на волю выпустили. Даже место специальное нашли. Соколам ведь для охоты нужно поле с мышками и лес рядом для жилья. А в Некрасовском районе есть и то, и другое. Еще и военный объект рядом, закрытый стеной и колючей проволокой.
       – А Кеша улетать не хотел, за радиатор машины цеплялся. Но в лес все-таки полетел. Только попрощался – сел прямо на эту стену с колючей проволокой. После несколько раз приезжали навестить Кешу, сосиску на пеньке ему оставляли. Но тот уже не возвращался, – грустит без найденыша Ольга. – Хотя было два случая. Видели однажды, как над нами спланировал соколок. Наверное, наш Кешенька. Второй раз видели – перед окном зависла птица. По окрасу, форме крыльев, вроде, Кеша. Еду не тронул, попрощаться решил. По словам орнитолога, это он так нас благодарил. Птицы вообще существа благодарные, добро помнят.
       Орнитолог, о котором часто упоминает Ольга Орлова, – Елена Николаевна Анашкина, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой зоологии ЯГПУ. У нее дома живут ястреб-осоед и сова. Именно консультациями Елены Николаевны и состоялся этот пернатый санаторий. Если бы не ее совет по поводу яйца и «кашки» – погибли бы Кеша с Яшей не от ран, так от голода.
       Если на этой неделе ястреб покинет своих двуногих друзей, птичий приют в доме Орловых сможет принять следующего постояльца. Первые два – появились с легкой руки Ольги Валерьевны. Она – редактор заводской газеты Ярославнефтеоргсинтеза. Странное дело: машины шумят, работают установки, а природа процветает. Даже лисичку, зайца в тех краях видели. Когда неподалеку от установки гидрокрекинга обнаружили Кешу, встал вопрос – кому сдавать птицу? Хотели даже определить сокола в зоопарк, но нигде не взяли. Вот и отдали Кешу Ольге Валерьевне. А потом, на территории завода подобрали ястреба и туда же – по накатанной. Только вот незадача – Кешу нашли в августе, успели выходить. А Яшу – только в сентябре. В конце этого месяца – начале следующего даже ленивый канюк кочует на юг. Не успеет Яша встать на крыло – зимовать ему в городе.
      
Автор: Алексей КАЛЮГИН

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать