21:38 Суббота, 27 Февраля 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Книги все еще нужны?

24 Октября 2007
В последние годы в обществе регулярно возобновляется дискуссия о будущем книжного бизнеса. Умрет книга в ее современном виде или перейдет в интернет-пространство? Каковы перспективы книжного бизнеса в России, особенно в провинции? И если все-таки ему уготована смерть, то когда она произойдет? На Западе уже без всяких сомнений книготорговлю ставят в рейтинг умирающих видов бизнеса. В России, где традиционно трепетное отношение к книге, мириться с этим не хотят.   

Факты все-таки упрямо говорят в пользу того, что книжный бизнес в последнее время находится в подвешенном состоянии. Несмотря на то что, в отличие от советских времен, сейчас можно купить совершенно любую, даже самую редкую, книгу, читать в нашей стране стали заметно меньше. Социологи то и дело проводят опросы, результаты которых не утешают: из самой читающей страны мы постепенно превращаемся в страну, где чтение больше не является насущной необходимостью.  Это подтверждают и сами книготорговцы.

- На книжном рынке наблюдается стагнация, - считает директор книжного магазина «Фолиант» Альберт Максимов. – Хотя технологии продаж становятся более изощренными, читательский спрос уже много лет не увеличивается. Признаки спада любви к чтению налицо - рост цен на книги, невысокий уровень доходов населения, отсутствие свободного времени, замена книг телевизором.

Ситуация изменилась коренным образом после кризиса 1998 года, когда подскочила стоимость бумаги и типографских услуг. Книжные тиражи тогда резко упали, а цены на книги так же резко подскочили вверх. А вообще, за пять-семь лет цены на книги скакнули в пять - десять раз. Этот момент повлиял на книжный бизнес роковым образом, сразу сделав его затратным и малоприбыльным. К этому добавился естественный спад интереса у людей к чтению, который продолжался все постперестроечные годы, и картина книжного рынка изменилась. Если в начале 90-х книжные магазины открывались один за другим, то в конце 90-х  они стали закрываться.

Сейчас книжный рынок стабилизировался: новые магазины почти не появляются, а те, которые выжили, работают не в убыток. В Ярославле неплохо держатся небольшие местные магазины, типа «Академии» и «Фолианта». Закрепилась на ярославском книжном рынке московская сеть магазинов «Буква» и новосибирская сеть магазинов «Книгомир». Успешно конкурирует с ними большой ярославский магазин «Дом книги». Все писательские новинки появляются в нашем городе почти одновременно с Москвой и Санкт-Петербургом, а в магазинах происходит постоянное обновление ассортимента. Такое положение на рынке одни книготорговцы считают не способным к дальнейшему развитию. В результате, считают они,  оно может привести к медленному умиранию книжного бизнеса. Другие не видят в нем какой-то угрозы книжному бизнесу.

- Книги, а соответственно и книжные магазины в России всегда будут востребованы, - считает менеджер магазина «Дом книги» Татьяна Яворская. – Как любили русские люди поваляться на диване, почитать книжку, так и будут любить. И в Интернет книги тоже не «уйдут». Может быть, только прикладная и учебная литература. Вряд ли многим  захочется портить глаза и читать книги в электронном виде. У нас любят книгу подержать в руках, полистать ее, помусолить страницы, на ночь положить на тумбочку рядом с кроватью. Несколько лет назад, например, тоже прочили, что аудиокнига скоро полностью заменит бумажный носитель. И что получилось? На Западе аудиофирмы, которые распространяли эти книги,  одна за другой разоряются.

Тем не менее, даже самые оптимистичные книготорговцы признают, что читающая аудитория в России за последние лет десять сократилась. И это заставляет книготорговцев обращать свой взор на Запад, где книжные гипермаркеты сначала полностью вытеснили маленькие магазинчики с рынка, а теперь и сами закрываются.

- Я не знаю, нужен ли Ярославлю книжный гипермаркет, - высказывает свое мнение Альберт Максимов, -  но тенденция к умиранию маленьких магазинов есть уже и у нас. Интенсивно это происходит в Москве и Санкт-Петербурге – там сетевые магазины почти захватили рынок. Но и в Ярославле местным магазинам уже не так просто выжить. На Западе закрываются и книжные супермаркеты. Там люди почти не читают, а  в книжный магазин заходят в основном за учебной или прикладной литературой.

Можно ли повернуть книжный бизнес в сторону развития? Парадокс заключается в том, что технологии продаж развиваются быстрее, чем сам книжный бизнес. Например, в Москве и Санкт-Петербурге книжные магазины превращаются в книжные клубы, где потенциальным покупателям предлагается целый набор услуг – книжный магазин, аудио-магазин, интернет-клуб, кафе, читальный зал, музыкальный зал. В общем, все, что вашей душе будет угодно. Такую  форму привлечения покупателей предлагает западный маркетинг. Правда, самим европейцам полюбить книгу этот маркетинговый ход не помог.    Московским и питерским интеллектуалам такая форма времяпрепровождения, говорят, нравится, и клубы пользуются популярностью. По словам наших книготорговцев, сама по себе идея книжного клуба хороша. Однако вряд ли она  «ляжет» на ярославскую почву, где магазинам приходится платить высокую арендную плату, а у людей не так много времени и денег, чтобы целый день читать книги, сидя в кафе и попивая кофе. Хотя в будущем, считают специалисты, такие клубы, созданные  по типу интернет-кафе, все-таки имеют шанс завоевать молодую аудиторию. И не только в книжном, но и в музейном, и в библиотечном деле. Правда, говорит это, скорее, об успехе маркетинга, чем книжного бизнеса.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


"МебельМаркт" выступил партнером на дне рождения РК "Содействие" Общество  "МебельМаркт" выступил партнером на дне рождения РК "Содействие" 25.02.2021 Благодаря сотрудничеству с общественной организацией "Добровольцы Ярославии" мебельный центр уже не раз принимал участие в значимых социальных мероприятиях. Привлечение автоволонтеров, сладкие пряники детям-инвалидам, обучение жестовому языку, — такая своевременная поддержка очень нужна маленьким ярославцам с особенностями развития. Второй этап ремонта проспекта Машиностроителей Ярославля начнется на следующей неделе Общество  Второй этап ремонта проспекта Машиностроителей Ярославля начнется на следующей неделе 25.02.2021 Сегодня транспорт по проспекту Машиностроителей продолжает ездить по схеме, которая начала действовать с января 2021 года. Начало второго этапа работ, объявленного на 25 февраля, переносится на следующую неделю. Сейчас завершаются подготовительные работы по перекрытию участка проспекта от улицы Серго Орджоникидзе до улицы Саукова по направлению от проспекта Авиаторов.
Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама