Классная мама
Именно так – тепло и восторженно – называют Анастасию Петровну РЫБИНУ ее ученики. Коллеги про нее говорят: педагог от Бога. И добавляют, что таких учителей, как Анастасия Петровна, еще поискать. За 55 лет педагогической деятельности «классная мама» выучила и вырастила сотни детей, посадила тысячи деревьев и создала собственную, абсолютно уникальную для Ярославля методику, когда учитель младших классов переходит со своими детьми из начальной школы в среднюю и ведет у них уроки до седьмого класca. Ответить всем не хватит денег Среди выпускников Анастасии Петровны Рыбиной ученые, офицеры, врачи и музыканты. Разные люди, непохожие судьбы, нередко сложные, а порой неожиданные характеры. Казалось бы, человеческий мозг не способен вместить все о них. Да и память частенько подводит. Но случай Анастасии Петровны абсолютно иной. Всех своих питомцев она помнит по именам:– Вот Коля Лапченко, сейчас он – большой человек, дипломат, владеет восьмью языками, работает в Африке. А это – Максим Маров, известный и уважаемый в Вологде медик, главный врач Тороповской больницы. Рядом – Оленька Шубнякова-Закатова, такая умница, квалифицированный юрист, занимает высокий пост на Северной железной дороге, – перебирает Анастасия Петровна лежащие перед ней письма и фотографии. – У меня дома целый архив, – говорит она, – буквально чемодан открыток и поздравлений. Все это – весточки от моих учеников. Забыть кого-то из них невозможно. Да и письма от моих ребят приходят постоянно. У меня иногда денег не хватает, чтобы всем ответить. Я как-то подсчитала: только на конверты и открытки мне понадобится пятьсот рублей. А пенсия у меня всего три с половиной тысячи. Знакомые говорят: «Зачем тебе столько бумаги? Экая ценность – старые письма?! Не храни – выброси!» А я не могу. Просто не понимаю, как это можно взять и выбросить?! Они же мне все родные! В гости приходят почти целыми классами – по пятнадцать-семнадцать человек. Детей своих приводят, даже внуков! Я ведь в школе начала работать очень давно, более полувека назад – в самом начале пятидесятых годов.
Тверицкий бор – ее заслуга
– Школа была тринадцатая, железнодорожная, – продолжает свой рассказ Анастасия Петровна. – Находилась она за Волгой, прямо у переправы. А время тяжелое, послевоенное. Мы бомбежки все еще помнили. И голод, и похоронки. Но энергии было хоть отбавляй. Я пришла в школу и сразу затеяла большое, настоящее дело: поставила перед нашей пионерской дружиной задачу – восстановить знаменитый Тверицкий бор. Во время войны его сильно вырубили – дров не хватало, а зимы выдавались холодные. В общем, решили мы сосны сажать. Я лично провела переговоры с «Горзеленхозом». Там мою идею поддержали. И весной 1952 года вся наша пионерская дружина – триста человек – двинулась на посадки. Причем все проходило без единого учителя. Такая у нас была организация. И вы знаете, все удалось! Общими усилиями мы укоренили десять тысяч саженцев! И теперь, полвека спустя, я без ложной скромности могу сказать: «Тверицкий бор – это и моих рук дело!»
Согласитесь, тут есть чем гордиться...
Не делать из детей «дикобразов»
Но Тверицкий бор – это только начало. Красивый, но не единственный яркий эпизод ее необычной учительской биографии. Ведь педагог Анастасия Петровна поистине нерядовой. У нее два диплома: учителя начальных классов и преподавателя русского и литературы.
Именно Рыбина первая и до сих пор единственная в Ярославле опробовала в школе уникальную методику, когда учитель младших классов не прощается с детьми после трех или четырех лет начального обучения, а идет с ними дальше – до седьмого класса.
– За время работы у меня получилось три таких выпуска, – вспоминает Анастасия Петровна. – Два – в семидесятой школе и один, последний, – в восемьдесят третьей. Я в то время была уже на пенсии. Работала групповодом, ездила на экскурсии, но заболел муж, денег стало не хватать, и я решила вернуться в школу.
Пришла в класс и оказалась в буквальном смысле слова на передовой. Третьеклашек ей дали «с историей». За два с половиной учебных года у них сменилось три учителя. Казалось бы, элементарная вещь, но педагоги с классом катастрофически не справлялись – проблемы были с дисциплиной. Рыбина в череде наставников – четвертая. И только у нее все получилось. Именно ее талант и опыт позволили превратить «болото» и «дикобразов» – так прозвали сложный класс в школе – в способных и жадных до учебы третьеклашек.
– Я никогда не ругала детей, не писала им в дневник замечаний. И других учителей просила не делать этого понапрасну. Нельзя превращать их в «дикобразов», надо опираться на хорошее, подчеркивать положительное. Необходимо воспитывать личность, растить человека, способного уважать не только других, но и себя. У нас в классе даже стенд специальный висел, на котором мы каждый день отмечали лучших, то есть тех, кто сегодня достоин уважения. И такие, скажу я вам, всегда находились, – улыбается Анастасия Петровна.
В пятый класс без стресса
Именно уважение к личности ученика – краеугольный камень в педагогической практике Рыбиной. А внедренный ею уникальный опыт, когда учитель начальных классов переходит с детьми в среднюю школу и становится их классным руководителем, в последнее время вызывает большой интерес.
– В качестве эксперимента мой опыт сейчас готовятся внедрить сразу в нескольких ярославских школах, – делится Анастасия Петровна. – Я считаю, что это будет полезно и оправданно. Дети смогут избежать жуткого стресса, который неизбежно возникает при переходе из начальной школы в среднюю. А учитель получит возможность работать на перспективу. Приведу конкретный пример как раз из моего последнего выпуска. Там у меня была замечательная девочка, аккуратная, старательная, но училась она весьма слабо, очень хромали точные науки. И вот начался пятый класс, и учитель математики практически отказалась от нее. Вердикт был в том духе, что программу девочка все равно «не потянет». Не сможет учиться, и все. Но я-то ребенка знала и прогресс видела и перспективу могла оценить. Сошлись на том, что заниматься математикой с ребенком буду я – после уроков, дополнительно. Пятый класс прошел тяжело. Шестой – уже легче. Вместо двоек и троек пошли крепкие четверки. И что самое главное, девочка начала справляться с учебой сама, без всякой посторонней помощи. Как говорится, выровнялась. А теперь представьте ту же самую ситуацию, но с условием, что на моем месте оказался бы другой педагог, новый классный руководитель, который девочку совсем не знает. Ведь «угадать» ребенка сразу, буквально с первого взгляда, удается далеко не всегда. Порой ошибаются даже очень опытные и тонко чувствующие детей педагоги.
Молодость в три смены
В школе Анастасия Петровна сейчас не работает – здоровье не позволяет, годы берут свое: недавно «классной маме» исполнилось 75 лет. Но представить себя и свою жизнь без детей Рыбина просто не в состоянии. Уже двадцать лет она руководит сувенирным кружком в детском оздоровительном лагере «Сахареж». Занятия ее настолько популярны, что учиться рукоделию к Рыбиной ходят в три смены.
– Если дети рядом, я просто ликую. Забываю себя и все свои болячки-проблемы. Мне восьмой десяток, но в такие моменты я в это не верю. Просто не ощущаю своих лет. Чувствую себя молодой, – говорит Анастасия Петровна. – Конечно же, это чудо. И спасибо за него моим ученикам.
Благодарность эта взаимная. Недавно в редакцию «Городских новостей» пришло письмо от жительницы Архангельска Галины Валентиновны Гореловой. Вот несколько строк из него: «Анастасия Петровна Рыбина появилась в моей жизни сорок один год назад, в 1966 году, когда я после окончания третьего класса поехала отдыхать в Пантелеевский пионерский лагерь. Анастасия Петровна работала там массовиком, отдавала все свою заботу, внимание и любовь детям. С этого лета она навсегда заняла частичку моего сердца. Мы как будто породнились, дружим, «гостимся», пишем друг другу письма. И мне радостно, что этот чудесный человек с широкой душой и добрым сердцем есть в моей жизни».
Вот так просто и очень душевно. Казалось бы, чего еще желать Анастасии Петровне, классной маме, вырастившей столько человек? Наверное, только здоровья. Ведь счастье у нее, без сомнения, есть.
– Оно в моих учениках, во всех моих любимых детях, – опять улыбается Анастасия Петровна Рыбина. И словно бы молодеет на глазах.
Комментарии