В будни – простаивают, в часы «пик» – не хватает
Транспортных компаний в городе становится все больше, и между ними идет настоящая борьба за клиента с любым кошельком. В девяностые годы на рынке транспортных услуг, как, впрочем, и на любом другом, царила полная неразбериха. Водители, работавшие в такси, ничем не отличались от обычных «бомбил», занимавшихся неофициальным извозом, а транспортные фирмы гибли сразу же после рождения. Однако, пройдя стадию становления, рынок транспортных услуг более или менее стабилизировался, стал немного цивилизованнее. Правда, до полной благообразности ему еще далеко.– Моя дача находится недалеко от города, но туда ходит только речной трамвайчик, – рассказывает пенсионерка Людмила Ивановна Речкина. – От пристани до дачи приходится идти пешком полтора километра. Ходить я не могу – ноги больные. Поэтому на дачу езжу на такси за 180 рублей. Всегда пользуюсь услугами одной и той же фирмы, потому что там можно заказать недорогую марку машины, и водители всегда точны в расчетах. Но однажды в этой фирме долго не брали трубку, и я вызвала другое такси. Мне прислали красивую иностранную машину. Водитель, несмотря на то, что видел, с каким трудом я садилась в машину, уже на месте назвал цену за поездку – 300 рублей! Я, конечно, не стала платить такие деньги, а позвонила в эту фирму и нажаловалась на бессовестного водителя.
По словам президента областной ассоциации таксистов Алексея Тихомирова, недобросовестные водители встречаются в небольших компаниях, которые живут одним днем и не заботятся о своей репутации. Но на таких водителей есть управа.
– В таких случаях надо требовать предъявить пробег и распечатку тарифов, – советует Алексей Тихомиров. – В Ярославле единые расценки – 5 рублей за километр. Кстати, самые низкие по России – везде километр уже стоит 10 рублей. Есть небольшая доплата за марку машины. Разница между экономклассом машин, бизнесклассом и элитными машинами – от 5 до 30 рублей. Если компания заботится о своей репутации и клиентах, водители, которые берут сверх пробега, в ней не задерживаются.
Всего сейчас в городе 50 – 60 транспортных компаний, десять из которых крупные. Как говорят специалисты, такого количества фирм слишком много для обычных будних дней, когда машины простаивают, и слишком мало для выходных и часов «пик», когда машин катастрофически не хватает. В среднем услугами такси ежедневно пользуются от пяти до десяти тысяч ярославцев. По словам таксистов, если машина требуется человеку для одной-двух поездок в день, то выгоднее заказывать такси, а не покупать личную машину. Таких людей много, и рынок такси, можно сказать, процветает. Процветать этому рынку помогают и любители ночных мероприятий.
Транспортные компании в основном работают на заказ. На улице поймать такси довольно трудно – с «хлебных» городских стоянок их прогнали нелегальные водители. С такими «бомбилами» у таксистов идет постоянная «война».
– Я, когда еду из Москвы, заранее заказываю такси по мобильному телефону, – рассказывает предприниматель Владимир Кулаков, – и прошу, чтобы встали не на самом вокзале, а немного дальше, в начале проспекта Ленина. Потому что на самом вокзале стычки с «бомбилами» неизбежны. Они дерутся за клиента любыми, самыми грубыми способами. И не понимают, что самое главное для клиента – это цена. А у них цены в два-три раза выше, чем в официальном такси.
В отличие от нелегалов, транспортные компании пытаются отбить клиента цивилизованными методами – предлагают выгодные абонентские контракты, бонусные поездки, вежливое обслуживание, рассмотрение жалоб, заказ такси по Интернету. Клиент пошел крутой, хочет ездить на иномарках – и в Ярославле появились транспортные компании, которые предлагают для поездок только элитные марки машин.
– Водители берут машины в аренду и на них работают по заказу, – объясняет менеджер одной крупной транспортной компании Александр Аминов. – В Ярославле появились такси «Форд», «Рено», «Кадиллак». Работать на аренде, правда, труднее, чем в обычных фирмах такси – чтобы окупить аренду, работают сутки через сутки. Но такой вид услуг, как поездки на представительских автомобилях, востребован, поэтому он и появился на рынке. Это говорит о том, что рынок такси постоянно развивается и предлагает новые услуги.
Рынок такси складывается стихийно, и многие не выдерживают такой жесткой конкуренции. Пару лет назад в городе закрылись сразу две фирмы, владельцы которых взяли машины в лизинг и не смогли одновременно оплачивать и его, и труд водителей. Но потребителю такая конкуренция только выгодна. Ведь именно благодаря ей низкая цена за километр пробега держится уже несколько лет.
Комментарии