17:52
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 апреля 2008

С мечтой о пеликане

«Учителем года-2008» в нашей области признана самая молодая конкурсантка, учитель иностранного языка ярославской гимназии № 3 Александра МИХЕИЧЕВА.На конкурсе учителей-новаторов, проводимом в рамках приоритетного национального проекта «Образование», жюри оценивает конкурсантов опосредованно, через успехи учеников. А всероссийский конкурс «Учитель года» требует от участников «сольного выступления» на публике. Наверное, есть в нем элементы шоу, но зато передача педагогического опыта происходит «из рук в руки». Первый этап отбора претендентов осуществляется, по словам заместителя начальника управления образования мэрии Ярославля Валентины Николаевны Малютиной, на уровне районов города. Поэтому финансирование районных конкурсов «Учитель года» производится из средств городской целевой программы развития образования г. Ярославля.      

– Александра, что важнее в изучении иностранного языка – лексика, грамматика или умение применять язык в общении?
      

– В этом году мне дали десятый класс, ученики которого так боялись допустить ошибку, что на уроке молчали, словно рыбы. Сейчас они говорят – пусть не всегда правильно, но объясниться могут! Это новый подход к изучению иностранного языка. Жаль, что не все педагоги его одобряют.
      

– Вы поразили конкурсную комиссию презентацией-дискуссией о настоящем и будущем школы со своим виртуальным эго. А на уроках мультимедийные ресурсы используете?
      

– Минувшим летом нас, учителей английского из России и Восточной Европы, получивших образовательный грант Британского совета, в числе прочего учили профессионально работать с англоязычными образовательными сайтами. В первую очередь – с www. britishcouncil.org и  www. bbc.co. uk (раздел learning language). Это неисчерпаемая кладовая методологического материала от детских песенок и интерактивных игр, облегчающих изучение английского самыми маленькими, до электронной библиотеки по разным отраслям знаний, серьезных библиографических разработок, научных статей. Многие мои ученики теперь с интересом «листают» британский молодежный Интернет-журнал.  Специально для них я создала англоязычный Интернет-форум, в котором есть «консультации», «проекты», «языковые задания», «болтовня» обо всякой всячине (у него – 128 пользователей).
      

Мой папа – инженер-программист, поэтому для меня работать на компьютере, в интернете так же естественно, как дышать. Одно плохо – в России используется устаревшая по сравнению с Западной Европой модель организации Интернет-пространства, что создает между нашими мирами серьезный информационный барьер.
      

– Но если уроки и домашние задания станут «компьютерными», родителям школьника придется покупать специально для него ПК. Это недешево. Да и здоровью ребенка длительный контакт с излучениями может повредить.
      

– Бездумное скачивание материала из Интернета в отсутствие личного интереса ученика к предмету исследования никому не нужно. Поэтому традиционные или нестандартные формы уроков в школе всегда уместны. Другое дело, что современные дети ходят в Интернет, и я учу их ориентироваться в нем, отделять зерна от плевел.
      

– Интернет – своего рода коллективный мозг цивилизации, хранящий богатейшие запасы знаний. Не этот ли гипермозг помогает молодым людям мыслить эффективнее?
      

– Думаю, учителям порой есть чему поучиться у собственных учеников. Я вот учусь. Мне интересны молодежные субкультуры как инструмент «предъявления» молодым человеком себя миру. Мои ребята мыслят нестандартно. Например, Артем Очиров сочиняет песни на английском. Слава Чугуевец снял «пластилиновый» мультфильм, Даша Геращенко и Маша Лужняк написали «английский» детектив. А Вика Вакула, Майя Генкина, Паша Гозенко срежиссировали триллер. Главная его героиня – заболевшая от переживаний женщина, мстя любимому за измену и женитьбу на молодой успешной сопернице, решается на убийство. Оно происходит чуть ли не на глазах у сына несчастной четы, который не хочет оторваться от компьютерной игры. На молодежном сленге таких подростков, которым все по барабану, называют «мажор». Своим пониманием психологических и социальных корней равнодушия мои одиннадцатиклассники поставили в тупик взрослых.
      

– Может, проблема умного «информационного» поколения как раз в том, что их наставником вместо живого воспитателя и учителя становится «бессердечный» компьютер? Кстати, среди ваших учеников есть «мажоры»?
      

– Нет. Они похожи на плюшевых мишек – милые, уютные и не спешат взрослеть. В неблагополучных семьях дети – особенно мальчики – как-то слишком быстро мужают. А те, кто в семье не обделен сердечностью и душевным теплом, «мажорами» не станут. По своему опыту сужу. Папа для меня – самый лучший друг. Мама – пример волевой женщины, которая не станет  прогибаться под изменчивый мир. Она инженер, в 90-е годы в поисках достойного заработка сменила много профессий – от заведующей общежитием до бухгалтера, пока не нашла себя в качестве бизнесвумен. На ее сильном характере держится благополучие нашей семьи. Помню, однажды папе стало плохо. Врачи «скорой» сделали укол и хотели уехать, но мама настояла, чтобы они увезли папу на обследование в больницу. Там его сразу же положили на операционный стол и спасли.
      

Когда я, заканчивая самую обычную заволжскую школу, объявила, что буду поступать на иняз, мама нашла мне репетитора и сказала, что остальное – в моих руках… Я поступила.
      

– Победителей всероссийского конкурса «Учитель года» награждают хрустальным пеликаном. Эта благородная птица стала символом учительского труда. А кем бы вы стали, если бы жизненные дороги не привели вас в школу?
      

– Несчастным человеком.
      

Кстати, за последние почти полтора десятка лет никто из ярославских учителей не смог повторить успех Михаила Нянковского, ставшего в 1994 году «Учителем года» России. Более того, вот уже 5 лет учителя нашего города не побеждали даже на областном этапе этого конкурса.
      

– Поэтому мы вдвойне рады победе восходящей звездочки гимназии № 3 – Александры Михеичевой, – говорит заведующая отделом образования администрации Заволжского района Светлана Ремизова. –  Можно его считать и успехом проводимой органами местного самоуправления политики «пестования» молодых педагогических кадров, укрепления материальной базы муниципальных учреждений образования, которые внедряют педагогические инновации. Теперь Александре придется защищать честь региона на российском уровне.
      

Только бы нашу звездочку не «подвел» скромный педагогический стаж. 
       
       
Имейте в виду

Школа вступает в компьютерный век. Возможно, в будущем родителям учеников придется наряду с комплектом учебников покупать в качестве образовательного ресурса компьютер, мультимедийные программы и интернет-карты.

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать