03:36 Вторник, 4 Августа 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Предотвратить цунами

11 Июня 2008
Предаварийное состояние шлюза Рыбинского гидроузла чревато большой бедой.      На состоявшемся 27 мая в Ярославле выездном заседании секции по проблемам экологической безопасности высшего экологического совета при комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассматривались вопросы состояния водоемов и прилегающих к ним территорий нашей области. Отмечен положительный опыт области и мэрии Ярославля, позиционирующих берегоукрепление и реконструкцию Волжской набережной в качестве одного из подарков к 1000-летию города и сумевших привлечь к решению этой проблемы Президента РФ и «Газпром». В числе других важных – федерального значения – проблем названа необходимость капитального ремонта шлюза Рыбинского гидроузла. Об этом рассказывает председатель Верхневолжского отделения Российской экологической академии, академик РЭА, профессор Владимир ЛУКЬЯНЕНКО.       – Владимир Иванович, на выездном заседании говорилось о том, что в 2006 году во время визита Президента РФ в наш город губернатор области попросил его срочно выделить средства на капитальный ремонт шлюза Рыбинского гидроузла. А ведь всегда считалось, что гидротехнические сооружения стратегического значения на Волге находятся в идеальном техническом состоянии, что это вопрос государственной безопасности. Как же случилось, что области пришлось просить денег в экстренном порядке и непосредственно у самого главы государства?      

– Мировой опыт показывает, что одной из причин техногенных катастроф нередко является сокрытие под маской государственных узкокорпоративных тайн – тайн, которые ведомства не желают раскрывать даже при возникновении потенциальной угрозы для сотен тысяч людей. Конечно, мы знали, что Рыбинский шлюз построен в 1941 году, а гарантийный срок службы таких сооружений – порядка 50 лет. Но получали дежурные заверения в том, что технические регламенты выдерживаются. К счастью, нашелся человек, который вопросы безопасности жителей области поставил выше ведомственной субординации – директор  ФГУП «Канал им. Москвы», ведающийо всеми шлюзами на Волге, инженер Игорь Дубинский. Обследовав шлюз Рыбинского гидроузла, он нашел, что тот нуждается в срочном капитальном ремонте. Но Минтранс его не услышал. Тогда Дубинский пошел ва-банк и написал докладную записку на имя губернатора Ярославской области, из которой стало ясно, что в течение последних десятилетий на Рыбинском шлюзе с интервалом 7 – 8 лет возникали нештатные ситуации. Более того, сам шлюз построен с конструктивными недостатками.  Наполнение и спуск воды в камерах этого огромного «лифта», десятки раз в течение суток поднимающего и опускающего речные суда, производится не так, как на остальных волжских шлюзах. Не только путем вертикального выравнивания уровней с верхним и нижним водохранилищами, но и в результате горизонтального переливания воды из одной камеры в другую по подземным галереям и водоводам – получаются своего рода сообщающиеся сосуды «в квадрате».
      

Таким образом, внутри системы постоянно циркулируют огромные массы воды под большим напором. В СССР строили добротно, но вода камень точит. Рано или поздно наступает усталость металла, усталость бетона. Я видел модель шлюза с его надводной и гигантской подводной частью. Там есть обрушившиеся элементы, каверны в грунте, трещины.
      

– А чем грозит авария на шлюзе?
      

– В образовавшуюся «прореху» хлынет … все Рыбинское море. А это 25 миллиардов тонн воды. При этом резко возрастет боковое давление на плотину.
      

– Получается, что над всеми нами, подобно дамоклову мечу, висит ни много ни мало, а целое море, и в случае крупномасштабной гидротехнической аварии от него может пойти многометровая волна – настоящий цунами, который частично затопит Рыбинск, Тутаев и Ярославль?
      

– Масштабность угрозы и побуждает нас ставить вопрос ребром. Не случайно Президент поручил правительству – «разобраться и принять необходимые меры». Уже в этом году Минтранс выделяет 100 миллионов рублей на обследование шлюза и еще около миллиарда – на ремонт. Но по нашим расчетам, на капитальный ремонт шлюза нужно порядка 18 миллиардов. Для сравнения – Юбилейный мост через Волгу стоил примерно три с половиной миллиарда. Возможно, дешевле будет построить новый шлюз параллельно действующему. Тем более, что одной зимы для капитального ремонта такого сооружения мало, а отрезать в период навигации Центр страны от ее Северо-Запада – не в государственных интересах.
      

– Шлюзами управляет ФГУП «Канал имени Москвы», плотинами – РАО ЕЭС. А есть ли согласованность между ведомствами, в чьем ведении находятся гидротехнические сооружения, являющиеся по сути частью единого целого?
      

– Нет у них согласованности! И это настораживает. Когда мы обратились к президенту, энергетики тут же проинформировали, что плотина Рыбинской ГЭС абсолютно надежна и безопасна. По-моему, это формальный подход. Ведь ей 67 лет.
      

– Жизненно важные для жителей области данные о состоянии шлюзов на Верхней Волге получены благодаря «отступничеству» принципиального инженера. А может, у плотины тоже есть свои проблемы, но не нашлось пока человека, который бы отважился пойти против своей «касты»? 
      

– Дубинского в его ведомстве действительно «не поняли». В 2007 году его не просто лишили директорского поста, а фактически «заблокировали». Я полгода не мог его разыскать. Звоню – «Уволился». Где работает? – «Не знаем, телефона не оставил». Вышел на него только через знакомых знакомых, через Минрыбхоз. А на вопрос о плотине отвечу так: да, пока мы не знаем, в каком состоянии насыпная земляная дамба, бетонная плотина, само здание ГЭС. Но додумывать не стоит. Надо заниматься тем, что «горит».
      

– Сейчас, когда истекли или истекают гарантийные сроки службы гидротехнических сооружений на Волге и замаячили первые связанные с этим технологические проблемы, не пора ли поставить вопрос о будущем наших плотин и водохранилищ? Особенно в свете того, что единая энергосистема страны будет разорвана и поделена между разными собственниками,  гидроэнергетика тоже переводится на коммерческие рельсы, а ремонт сооружений такого уровня, как выяснилось, требует многомиллиардных затрат?
      

– В мире уже более 5 тысяч водохранилищ. Словами Маяковского можно сказать – «звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно». Крупной аварии, подобной Чернобылю в атомной энергетике, в гидроэнергетике, к счастью, пока не было. Но… Напомню, что вопрос о Рыбинском гидроузле мы поставили перед пПрезидентом после ураганов, обрушившихся на Черноморское побережье и вызвавших обрушение дамб и наводнения. Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Я, например, придерживаюсь точки зрения, что Чернобыльская авария – это диверсия: отключить все три уровня защиты «от дурака», на мой взгляд, невозможно.
      

…Работая на Волге с 1962 года, я 24 раза прошел от Астрахани до Твери и обратно. Еще 20 лет назад я говорил, что все равнинные водохранилища, как экологически вредные и представляющие потенциальную опасность для населения, рано или поздно придется ликвидировать. Поэтапно. В нашей стране, думаю, это случится не раньше, чем через 30-50 лет. И надо заранее к этому готовиться, постаравшись минимизировать экономические, транспортные и социальные последствия. Ведь какой Волга была до создания на ней системы водохранилищ и какой станет, если их спустить? Первое – в верхнем своем течении – малосудоходной. Рыбинск был столицей бурлаков, потому что здесь перегружали грузы с больших судов на малые. Даже в Ярославле в засушливый сезон в некоторых местах Волгу можно было перейти вброд. Снова, как встарь, придется привыкать к ежегодным подъемам воды на 9 – 12 метров в половодье, при том что в засушливый сезон будет воробью по колено (впрочем, возможно, к тому времени гидротехники найдут возможность углубить русло великой реки?). Второе – наверняка встанут проблемы с обеспечением питьевой водой, так как сейчас все коммунальное хозяйство приспособлено к водохранилищному типу состояния Волги. Про стратегическое значение водного пути по Волге я уже и не говорю.
      

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами г. Ярославль.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Опрос

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама