Убийство в жанре ужасов
Для чудовищ из поколения, воспитанного на ужастиках, профилактические меры по работе с несовершеннолетними не эффективны Опыты по инженерному комбинированию генов животного и человека недавно разрешили в Англии и США. Но совершенное в Тверицком бору кошмарное убийство 16-летней девушки заставляет задуматься, не проводились ли раньше эксперименты по штучному производству чудовищ?Девятиклассница погибла от удушения. Убийца не только душил ее руками, но и вставал ногами на хрипящее горло. Положив не подававшую признаков жизни девушку в яму, присыпал ее землей. И вдруг земля зашевелилась. Тогда убийца начал скакать по свежей могиле, чтобы жертва окончательно задохнулась… Происходящее снимали на сотовый телефон начиная с того момента, как испуганной девушке приказывают раздеться, вручают палку, чтобы она сама копала себе могилу, бьют – и до ее последних минут.
Разве такое мог сотворить человек?!
Наверное, нам всем было бы легче списать подобные злодейства на выращенных генетиками монстров, драконоподобных инопланетян, кровожадных вампиров. Но реальность куда страшнее выдуманного кошмара. По словам руководителя отдела по расследованию особо важных уголовных дел Следственного управления при Прокуратуре РФ по Ярославской области Юрия Болдырева, обвинение предъявлено четверым знакомым погибшей девушки, трое из которых – несовершеннолетние.
– Будет рассмотрен вопрос о привлечении к административной ответственности родителей обвиняемых по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ за невыполнеие или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей. Эта статья предусматривает санкции – от предупреждения до административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей, – пояснил помощник прокурора Заволжского района Юрий Власов.
Тинейджеры, за исключением самого старшего, девятнадцатилетнего, состояли на учете в милиции. Одна из них, 15-летняя школьница не раз убегала из дома. Ее 17-летняя подруга условно осуждена за кражу. Ровесника подруги привлекали к уголовной ответственности за грабеж, но дело прекратили за примирением сторон.
Первое, что необходимо выяснить: почему обоим семнадцатилетним юнцам позволялось не учиться и не работать? Почему не били в набат, когда условно осужденная девушка раз за разом совершала административные правонарушения? А ведь ее привлекали к административной ответственности и за распитие спиртных напитков в общественном месте, и за употребление наркотических веществ, и за проституцию.
В результате того, что законодатели сочли детскую проституцию и детскую наркоманию административными правонарушениями, над современными «чайлд террибл» вместо острого, как бритва, дамоклова меча в виде направления в спецшколы или спецучилища, как правило, висит бутафорская угроза административного штрафа. При этом всем известно, что на лиц до 18 лет, у которых нет официального дохода, штрафы не накладывают. А экономическая логика административного кодекса не действует на тех, кто не знает, как деньги достаются.
– Не зря говорят о необходимости введения ювенальной – ориентированной на несовершеннолетних – юстиции, – говорит начальник отделения организации методического обеспечения деятельности подразделения по делам несовершеннолетних УВД по Ярославской области Светлана Морозова.
– Раньше в Уголовном кодексе существовала мера наказания – отсрочка исполнения приговора, – констатирует заместитель главы администрации Заволжского района по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями, председатель комиссии по делам несовершеннолетних Сергей Сергеевич Грибанов. – Опыт работы нашей комиссии показывает, что в качестве острастки для тех, кто не хочет оказаться в колонии, она была гораздо эффективнее условного осуждения. Но ее исключили из УК, как и принудительное лечение от алкоголизма и наркомании – теперь с 15 лет лечат только по добровольному согласию. А снижение ответственности рождает чувство безнаказанности.
Смакование садистских деталей заставляет предположить, что настоящей целью убийства была именно съемка, поминутная фиксация процесса лишения жизни. Такие «сюжеты» время от времени появляются в Интернете. На Западе устраиваемые подростками расправы стало почти модно размещать во Всемирной паутине, и, наверное, можно говорить о возникновении своеобразной молодежной субкультуры некроманов. И это не просто дикое развлечение. Существование порносайтов, на которых размещаются сцены сексуального насилия, поддерживают деньги извращенцев, и на издевательства и кровавые шоу в режиме онлайн существует устойчивый денежный спрос. Видимо, от обмазанных кетчупом тел актеров в самых наиужасных фильмах ужасов «у поклонников жанра» уже не стынет в жилах кровь.
– В середине июня на районном совещании с заместителями директоров школ по воспитательной работе мы попытаемся проанализировать причины ЧП в Тверицком бору, выявить слабые звенья системы профилактики детской и подростковой преступности, – сообщила начальник отдела образования администрации Заволжского района Светлана Ремизова.
Подумать действительно есть над чем. Например, согласно характеристике из школы, 15-летняя обвиняемая, ученица школы № 52, была на хорошем счету, не грубила, не проявляла агрессивности – в общем, опрятный, вежливый, средних способностей ребенок. Ее родителей даже на совет по профилактике не приглашали – школа не знала, что девочка состоит на учете в милиции за уход из дома. А в школе этой работает школьный инспектор-милиционер. Педагоги с опытом знают, что именно «среднего», ничем не примечательного ученика легче всего упустить из виду.
Татьяна Геннадьева ВАРФОЛОМЕЕВА, педагог-психолог школы № 2:
– Школа – модель жизни. А значит, и в системе образования тоже выделяется более продвинутый, преуспевающий, своего рода «средний класс». В результате межшкольные миграции – перевод успешных детей в гимназии, колледжи, лицеи, профильные классы – приобретают массовый характер. Оборотной стороной этого процесса оказывается то, что многие классы – особенно пятые и десятые – по сути дела формируются заново, и в них по новой происходят процессы личностного позиционирования. При этом есть опасность, что в лидеры – особенно после ухода интеллектуальной элиты – выйдут агрессивные, с провоцирующим поведением дети, потому что подрастает поколение, выросшее на пропаганде – в том числе с телеэкранов – культа сильной личности, когда сила понимается как демонстративная агрессия и подавление воли окружающих. Поэтому психологической атмосфере внутри детских и подростковых коллективов сейчас нужно уделять больше внимания, чем раньше.
Комментарии