16:17
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 июня 2008

Опрокинутое прошлое

Юбилей города стал катализатором для историографии не только традиционной, но и постмодернистской. Почти одновременно с вышедшей под эгидой управления по подготовке к 1000-летию мэрии города книгой «1010 – 2010. Летопись Ярославля» появилась на книжных прилавках очередная книга ярославского «альтернативного историка» Альберта Максимова.         

Батый – князь ярославский?
      

У Альберта Максимова образование не историческое, а инженерное. Поработав в строительной организации, а потом в комсомоле, в конце восьмидесятых годов прошлого века он занялся книготорговлей. При этом и сам читал запоем, и даже кое-что редактировал. Несколько лет спустя его «сразили» идеи основателя неохронологии академика Анатолия Фоменко, предложившего ни много ни мало – альтернативную версию мировой истории.
      

– Я патриот своего города, и мне импонирует идея Фоменко о том, что настоящим легендарным Великим Новгородом Древней Руси был… Ярославль, – признается Альберт Васильевич. – Чтобы подкрепить это утверждение новыми доказательствами, я обратился к трудам Карамзина, Соловьева, Погодина, Бестужева-Рюмина, Костомарова и других историков, а потом взялся за первоисточники – в первую очередь адаптированные летописи. В трактовке исторических событий руководствуюсь принципами логического анализа: не множу сущности сверх необходимости и простейшее объяснение считаю наиболее правильным.
      

Большую часть материала ярославский исследователь-«самоучка» находит в Интернете.
      

– Для меня компьютер – все равно что бочка для Диогена: с помощью него я спасаюсь от внешнего мира, – признается писатель. – Днем работаю в издательстве, ночами и по выходным пишу. Благодаря такому жесткому графику у меня выходит уже четвертая книга. Необходимость найти подтверждение своим идеям, состыковать, выдвинуть версию все это не дает мозгам «заржаветь». В любом случае это лучше, чем жизнь, как сказал Райкин, под знаком трех «т» – телевизор, тахта, тапочки.
      

Концепция Максимова зиждется на том, что древнейшие поселения на Руси – Сарское городище под Ростовом и праЯрославль, который находился чуть в стороне от нынешнего областного центра – в Тимирево. Привлек сюда россов гигантский метеорит, на века обеспечивший наших предков столь ценным в те времена металлом. К сожалению, большая часть Тимиревского мемориального комплекса была уничтожена при строительстве НПЗ.
      

В теории Максимова многое шокирует. Например, неохонологический по сути посыл о том, что никакого татаро-монгольского ига на Руси… не было. Чингизхан или «княгиз-хан» – это никто иной как сын убитого заговорщиками великого князя владимирского и суздальского Андрея Боголюбского, внук Юрия Долгорукого. Его потомок во втором поколении Батый стал князем ярославским и получил на Руси имя Ярослав. Родовую ветвь Чингисидов-Рюриковичей продолжил Александр Невский – точнее Нервский, потому что знаменитое сражение проходило вовсе не в устье Невы, а в районе озера Неро, неподалеку от родовой переяславской вотчины юного полководца. Получается, в Ярославле чуть ли не памятник Батыю впору ставить?!
      

Вся эта лавина «озарений» поражает только читателей, мало знакомых с методами неохронологов, для которых переставить пару букв в ключевом слове – или пару столетий – раз плюнуть. Остается только удивляться тому, что до сих пор никто из них не догадался: князь Федор Черный – по происхождению наверняка зулус, а Сталин – столь же очевидный прямой потомок знаменитой французской писательницы Жермены де Сталь – даром, что она истово пропагандировала революционные идеи.
      

Российская Атлантида
      

У ярославцев к неохронологии – отношение особое, потому что первым предложил «сдвинуть даты» наш земляк, энциклопедист, академик, автор семитомника «Христос» Николай Александрович Морозов, музей-усадьба которого находится в Борке. Оттуда идея ревизии исторического прошлого пошла гулять по миру. И если Дэн Браун с нашумевшим «Кодом да Винчи» вслед за Вальтером Скоттом и Александром Дюма облек свою «взрывоопасную» теорию в форму художественной беллетристики, то многие писатели и ученые стран ближнего зарубежья всерьез взялись кроить новую историю мира. Например, украинский ученый Павел Черемис доказывает, что предки украинцев основали Иерусалим. А его коллега Александр Дубина (кстати, кандидат исторических наук) – что Христофор Колумб – украинец: его фамилия якобы произошла от названия города Коломыи в Прикарпатье. Спор о том, кому поставить в Севастополе памятник – основательнице города Екатерине Великой или гетману Петру Сагайдачному, тоже возник не на пустом месте.
      

Можно понять логику – но не методы! – наших соседей по СНГ, которым срочно понадобилась своя самостийная и при этом желательно великая история. А что питает корни российской постмодернистской историографии? Не желание ли переписать историю Отечества так, чтобы не Киев был столицей древнерусского государства? И возвращение к монгольской теме тоже вряд ли случайное. Недаром же в период переориентации геополитического вектора России на восток в русле концепции евразийского союза знаменитым режиссером Сергеем Бодровым-старшим снят номинированный на «Оскара» фильм «Монгол» о Чингисхане. Этого исторического персонажа прежде изображали своего рода антиподом Александра Македонского, создавшего гигантскую мировую империю путем распространения эллинской цивилизации. Чингисхан же лежавшие на его пути цивилизации безжалостно уничтожал.
      

Сегодняшнее ноу-хау неоисториков в том, что Чингизхан все-таки нес народам некий новый тип цивилизации – административный. Именно передовая по тем временам система управления стала фундаментом его государства, на котором можно было возвести любую культурную надстройку. Не идею ли многонационального «административного» государства поднимают на щит неохронологи?
      

– Я бы назвал жанр подобных произведений историческим фэнтези, – говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории ЯрГУ им. Демидова Андрей Некрасов. – Конструирование фактов, которых не было, в духе постмодернистской историографии. Она востребована на читательском рынке в одном ряду с уфологией, инопланетянами, Атлантидой… Кстати, ряд серьезных ученых уже признают, что Атлантида все-таки существовала. Возможно, лет этак через сто и Фоменко с Максимовым будут считаться классиками.
      

– Не зря историю порой именуют политикой, опрокинутой в прошлое, – подмечает автор текста недавно вышедшей при поддержке мэрии города книги «1010 – 2010. Летопись Ярославля», доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ Виктория Марасанова. – Но при всей своей субъективности она не должна быть ангажированной.
      

В романе «В туманном зеркале» Франсуазы Саган звучит мысль о том, что даже пронзающую болью трагедию довольно легко трансформировать в комедию или водевиль. Но как потом жить с ощущением совершенного предательства?
      

– На первом заседании учрежденного муниципалитетом города Городского фонда содействия подготовке 1000-летия Ярославля было принято решение о том, что пожертвованные благотворителями средства фонда будут направляться не только на возведение материальных юбилейных объектов – зоопарка, культурно-образовательного центра им. В. Терешковой, памятника 1000-летию города, храма Святителя Тихона, но и на издание научной, научно-популярной литературы о Ярославле исторической и краеведческой направленности, – сообщила исполнительный директор фонда Валентина Ваганова.
      

Заявок поступает много, но, по словам начальника отдела по медиапроектам управления по подготовке к 1000-летию Ярославля мэрии города Назыркула Дауткулова, под эгидой местного самоуправления издаются только академические труды, получившие поддержку экспертного совета, в составе которого Дмитрий Полознев, Татьяна Злотникова, Маргарита Ваняшова, Александр Рутман, Герберт Кемоклидзе и другие именитые люди нашего города. 
              
       Дело
       Изданы на средства Городского фонда содействия подготовке 1000-летия Ярославля:
       1. «1010 – 2010. Летопись Ярославля» – иллюстрированная история нашего города от основания до наших дней.
       2. «Ярославский иконостас» – автор книги, доктор искусствоведения Татьяна Юрьева, пишет о ярославской школе иконостасостроительства и ее особом месте в русском искусстве.
       3. Азбука для маленьких ярославцев.
       4. Книга «Ярославль. История твоего города» адресована учащимся 5 – 9-х классов.
       5. Методическое пособие «Люблю тебя, мой Ярославль» – для занятий по краеведению в дошкольных и младших школьных образовательных учреждениях.
       6. «Дневник ярославского школьника».
       7. Мультимедийный диск «Ярославль в зеркале времен».
       Мэрия Ярославля передала Городскому фонду содействия подготовке 1000-летия Ярославля исключительные права города на подарочные издания «1010 – 2010. Летопись Ярославля» и «Ярославский иконостас».

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать