04:44
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 июля 2008

Ярославль станет эффективнее и прозрачнее, чем был

Интересно смотреть, как прибывает народ. Люди с руководящей жилкой узнаются по глазам – внимательным и словно бы застывшим в прозрачной броне. Рассаживаться не торопятся, двигаясь от знакомого к знакомому; это чем-то напоминает прохождение большетоннажного корабля через каскад шлюзов. Представители КОСов, ТОСов, домовые активисты – те устремляются поближе к районному начальству, где и располагаются, держа наготове блокноты и ручки.        В зале много молодежи, недавно перешагнувшей избирательный порог. Ребята появились сплоченными стайками, да так и держались на протяжении мероприятия. Когда публичные слушания по проекту решения муниципалитета о внесении изменений в Устав города Ярославля начались, зал парадоксальным образом разделился. Обозначились ряды, занятые преимущественно молодежью, где не по возрасту чинно. Публика рядом живо откликается на злободневные слова, звучащие с трибуны форума, а тут – тишина, даже улыбки – аккуратный слепок с поведения соседей. Не все, о чем говорится, понятно? Похоже, да.       

Кстати, на подобные выводы наталкивают данные, полученные в канун слушаний городским центром изучения общественного мнения и социологических исследований. Как засвидетельствовал анкетный опрос, осознание роли и значения местного самоуправления связано не столько с образовательным уровнем, сколько с показателями гражданской зрелости. Но на эту ступень человеческого взросления можно подняться лишь в ходе профессиональных и общественных контактов – вуз и теоретические знания едва ли помогут. Что ж, пусть молодые участники слушаний не комплексуют: дело-то наживное!
      

Городской Устав – не островок посреди стихии. Он – составная часть законодательной системы Российской Федерации и отражает важнейшие правовые акты, действующие на территории страны. Изменяются общественные отношения – изменяется и законодательство. Рассказывая участникам публичных слушаний о сути предстоящей работы, первый заместитель мэра Валерий Величко говорил об административной реформе. К нынешнему моменту в государстве сложилась упорядоченная система отношений между тремя уровнями власти – федеральной, региональной и местной. Федеральный центр отвечает за оборону и безопасность страны, субъекты федерации – за осуществление государственного надзора и контроля в различных сферах государственного регулирования. Муниципальным органам передано решение вопросов местного значения, причем самостоятельность городских округов, к которым относится Ярославль, год от года возрастает. В первоначальной редакции Федерального закона «О местном самоуправлении» было представлено 27 вопросов местного ведения. Сегодня их уже 37.
      

В целях дальнейшего повышения эффективности властных органов принят ряд новых законов РФ, которые необходимо отразить в Уставе. Они направлены на уточнение полномочий местного самоуправления, укрепление его финансовой базы и развитие муниципальной службы. Валерий Величко сообщил, в каком направлении будут меняться положения Устава, касающиеся городских полномочий.
      

На смену расплывчатой – в контексте властных полномочий – формулировке «содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования» появится другая, с более четким адресом: «дороги местного значения». Уточняются также вопросы оказания первичной медико-санитарной помощи, предоставления дополнительного образования, градостроительной деятельности и земельных отношений. Добавляется задача содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
      

О предпринимательстве чуть подробнее. Валерий Васильевич признал: хотя ярославцы одними из первых в стране приняли специальную программу по развитию малого бизнеса, о серьезных результатах говорить рано.
      

– Думаю, в этом поможет само предпринимательское сообщество. Не власть должна вести предпринимателя за руку, а он сам должен наметить цели, которые хотел бы достичь. Обязанность власти – не мешать этим планам, а при необходимости поддерживать и стимулировать. Такой порядок отношений предлагается зафиксировать в новом – 17 – пункте 98-й статьи Устава, – сказал заместитель мэра.
      

Предварительные исследования ЦИОМСИ показали: ярославцы за редким исключением поддерживают готовящиеся изменения в главном документе города. Однако тех, кто по-настоящему интересуется нормативной базой городского самоуправления, значительно меньше – чуть больше трети опрошенных. «Здесь нам еще предстоит поработать» – прокомментировала генеральный директор центра Татьяна Румянцева. Возражать не станем, и все же процент неплохой – перспективный, надежный и – вполне прогнозируемый. Сюда входят руководители предприятий, организаций, учреждений, специалисты, общественники, то есть люди, участвующие в управлении городом.
      

«Дорогу осилит идущий»… В этой фразе совпал опыт многих поколений. Закономерно, что кадровой политике – неоправданно забытой в последние десятилетия – теперь будет уделен максимум внимания. Кадровый блок в Уставе значительно усилится, правда, через отсылочные нормы: вопрос детально изложен в новом законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» и повторно цитировать федеральных законодателей нет смысла.
      

Когда заместитель мэра – директор департамента финансов Андрей Данц по косточкам разбирал и вновь собирал уставные положения с позиции новейших требований к бюджетному процессу, «запело» сразу несколько мобильников. Аудитория подобралась деловая, а момент совпал с заключительной фазой рабочего дня – временем докладов и «летучек». Звонили коллеги, уточняли сроки деловых мероприятий. Но бойкие технические средства немедленно отключали и засовывали куда подальше. Впрочем, Андрей Данц, увлекшись особенностями перехода к бюджетной «трехлетке» и вертикали подведомственных расходов, даже не заметил переполоха. Другие участники публичных слушаний – тоже, ибо сосредоточились на финансовых возможностях городского бюджета в предстоящий период.
      

В некоторых случаях это обстоятельство будет доминирующим. Например, когда возникнет ситуация далеко не местного калибра. Современное законодательство не чинит препятствий в решении таких вопросов, однако от городских властей требуется соблюсти ряд условий.
      

На трибуну поднимается глава территориальной администрации Дзержинского района Михаил Цветков.
      

– Предлагаю внести в Устав пункт о наделении городского муниципалитета полномочиями по принятию решений в реализации права на осуществление государственных полномочий, не переданных Федеральным законом № 131 «О местном самоуправлении», – изложил он причину своего появления у микрофона.
      

– Необходимость такого дополнения продиктована, в том числе принятием Федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», – продолжал районный глава. – Законом устанавливаются правовые организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
      

185-й Федеральный закон предполагает встречную активность региональных и местных органов, что уже делается. Поправка Михаила Цветкова призвана облегчить эту работу.
      

В процессе обсуждения не были забыты и вопросы местного значения. Ничего, если масштаб поправок и дополнений скромнее. Зато польза дорого стоит.
      

Галина Котова, заместитель директора детско-юношеского спортивного центра «МИГ» Заволжского района, так пламенно агитировала за ФОКи и другие сооружения физкультурно-оздоровительной направленности, что народ засомневался: туда ли попала женщина… Не перепутала ли, дескать, дверь?! Но, оказывается, речь, которую она подготовила, с дальним прицелом:
      

– В нашем центре занимается больше тысячи ребят, и мы активно участвуем в спортивных и физкультурных мероприятиях, которые организует мэрия. Знаем: спортивные праздники проводятся и для пожилых людей, и для людей с ограниченными возможностями. В целом по Ярославлю на эти цели только в 2007 году выделялось больше 10 миллионов рублей. А попробуйте-ка предусмотреть каждую мелочь – на все ведь деньги требуются… Я вношу предложение: в статье 69 Устава города дополнить полномочия муниципалитета словами «установление порядка организации проведения муниципальных физкультурных и спортивных мероприятий».
      

Спорт у нас любит каждый, по залу пробежал довольный шепоток: «Правильная мысль!» Галина сделала предупреждающий жест:
      

– У меня еще есть предложение.
      

И поведала историю о детской волейбольной команде, столкнувшейся с беспомощностью взрослых людей. Девочки 1995 года рождения отлично выступили на городских и областных соревнованиях. На зональном первенстве были вторыми – соответственно, завоевали право на участие в полуфинале России. И вот разочарование. Ни управление по физкультуре и спорту мэрии (события происходили в 2007 году), ни аналогичный областной департамент так и не смогли оплатить поездку: в бюджетах не были заложены средства. Нечто похожее пережили юные футболисты – те и на зональные соревнования не съездили. И многие другие спортсмены.
      

– Значит, пункт непосредственно следует за предыдущим, формулируется так: «обеспечение сборных спортивных команд города. В том числе обеспечение подготовки региональных спортивных соревнований и участие в таких соревнованиях».
      

Тут народ окончательно расчувствовался. Председатель муниципалитета Владимир Голов вспомнил о злоключениях детской хоккейной команды, которые, тем не менее, завершились победой наших юных земляков в финальных играх первенства России.
      

Все предложения и рекомендации, поступившие в ходе публичных слушаний, получили одобрение собравшихся. Студента ЯрГУ Дмитрия Тутушкина на слушаниях подкупили трехлетний бюджет города, прозрачность бюджетных расходов.
      

– И программа жилищного строительства, – солидно добавил Дима.
      

Есть понимание!
       
      

Автор: Владимир КИРИЛЛОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать