Машина времени для металлолома
Лимузины, редкая ретротехника, мощнейшие спортивные машины… В течение трех дней на аэродроме Левцово можно было наблюдать более 800 экзотических автомобилей. «Берегись автомобиля» – так называется единственный в Ярославле клуб, где металлолом обретает второе дыхание. Два инженера, менеджер, врач и автослесарь. В свободное от работы время они ведут тихий и незримый для других горожан бой со временем, пытаясь спасти от тления останки автомобилей 40 – 60-х годов. На «Автоэкзотику-2008» они приехали в качестве миссионеров, проповедующих предания автомобильной старины. – Многие люди не понимают ценности старых автомобилей, – сетует организатор клуба Максим Павлычев. – Часто дошедшие до нашего времени редкие и интересные экземпляры сдают в металлолом.В нашем городе нет ни музея ретротехники, ни традиционных для многих городов парадов ретроавтомобилей. «Автоэкзотика» ярославцам дает редкую возможность заручиться поддержкой коллег из других областей. Благодаря коллегам нашим реставраторам удалось выйти на след мотоколяски СЗА 1962 года выпуска. Отыскали ее в Шуе Костромской области. Разобрали «догола», «начинили» уцелевшими деталями от двух таких же. И вот она – конвейерная «сестра» той, что можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
– Один из самых интересных экспонатов, представленных нашим клубом на «Автоэкзотике-2008», – автобус АП-19. Он был выпущен в 1957 году Щелкинским деревообрабатывающим комбинатом под Тулой. Примечательна эта модель деревянным каркасом кузова. Мы приобрели ее полтора месяца назад. Внешний облик восстановили полностью, а над интерьером придется еще потрудиться. Сейчас во всей России такие автобусы можно пересчитать по пальцам одной руки, – рассказывает Максим Павлычев.
Поклонники автомобильной старины разыскивают ржавые сокровища в автоколоннах, на сельхозпредприятиях. Не брезгуют и на свалках покопаться. Иначе восстановить облик автомобилей во всем шике и блеске не удастся. Реставраторы добиваются абсолютного соответствия автомобиля заводскому исполнению. Каждый шуруп, каждая гайка, не говоря уже о целых агрегатах, должны быть «родными».
Сейчас поклонники ретротехники пытаются отыскать останки феноменов ярославского автопрома. Можете представить себя пассажиром «двухпалубного» троллейбуса? А ведь такие выпускали на Ярославском автомобильном заводе в 1938 – 1939 годах. Правда, площадкой для испытаний модели ЯТБ-3 стала Москва. Из машин довоенного выпуска они служили дольше всех – последние экземпляры эксплуатировались в столице до конца 40-х. Однако по нескольким причинам эти машины снискали себе славу ошибки советского автостроения. В зимнее время наледь и снег ухудшали устойчивость троллейбусов с высоким центром тяжести. Кроме того, они оказались очень низкими. На их «рост» накладывала ограничения высота контактной сети. Поэтому в салоне второго этажа потолок находился на расстоянии 1,76 м от пола, и стоять там не разрешалось. А в условиях вечного часа пик кондукторы, даже работая вдвоем, не успевали обслужить всех пассажиров.
– Найти хоть кусочек ЯТБ-3 пока не удалось. По результатам моего опроса, 80 процентов ярославцев даже не знают, что в нашем городе производились такие троллейбусы, – рассказывает Павлычев. – Петербуржцам повезло больше. Один из экземпляров первой модели ярославских троллейбусов ЯТБ-1 они нашли и отреставрировали. Теперь он хранится в городе на Неве в музее «Дорога жизни». Активно ищем грузовики ЯАЗ-200, ЯАЗ-210. Они выпускались Ярославским автомобильным заводом в 50 – 60-е годы. Недавно появилась информация, что эти грузовики сохранились на Севере.
В условиях, когда найти «родные» запчасти почти нереально, все больше любителей старины склоняются к хот-роддингу. Свысока на своих сородичей смотрят антикварные кузова, поставленные на современную ходовую часть.
– Свой «четырехсотый» «Москвич» 1952 года начинил деталями от модели поновее – от М-412. Чтобы отреставрировать по полной программе, надо около 10 тысяч долларов. У меня таких денег нет! – объясняет участник «Автоэкзотики» Сергей Беляков.
Объединиться в поиске деталей ярославские «охотники за древностями» могли бы под знаменами музея ретротехники. Появление в городе «форпоста» автомобильной старины удешевило бы процесс реставрации и содержания автомобилей.
– Реставрация автомобилей требует больших денег. И очень жаль, что восстановленные экземпляры начинают умирать, так как содержать их негде, – переживает Максим Павлычев. – Такую технику нужно хранить не в гаражах, а в музее, где должна соблюдаться невысокая влажность воздуха.
Между тем музеи ретроавтомобилей есть во многих городах России. Взять хотя бы Мышкин. Его свежим, «немышиным» брендом стал музей уникальной техники. Районный городок позиционирует себя как центр ретроавтомобилей федерального масштаба. Там проводится фестиваль «Мышкинский самоход», который объединяет десятки реставраторов и любителей хот-роддинга.
– Ярославлю необходим музей ретротехники, поскольку у города богатая история автопрома, – делится мнением директор музея уникальной техники в Мышкине Николай Лушин. – Оптимальная форма собственности для такого музея – частная. Например, учредитель нашего музея – клуб краеведов «Мышкин». Помещение, где располагается музей, мы берем в аренду у муниципалитета. Всего у нас 65 автомобилей и мотоциклов, при этом 25 экспонатов принадлежат частным лицам.
В управлении внешнеэкономических, межрегиональных связей, поддержки предпринимательства и туризма мэрии идею создания в городе музея ретротехники поддерживают.
– Представителям клуба нужно разработать концепцию музея и представить ее нам в отдел по развитию туризма, – поясняет начальник отдела по развитию туризма Вадим Богатырев. – Если проект окажется удачным, мы направим проект в управление градостроительства. Мэрия выделит площадку для музея, поможет с финансированием.
Комментарии