03:09
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 августа 2010

А у нас –танцевальный бум

В Ярославле закончился 9-й международный фестиваль современного танца «Искусство движения и танца на Волге». В течение пяти дней на сцене Дворца культуры им. Добрынина выступали известные танцоры из США, Германии, Австрии и России. О том, как прошел фестиваль, а также о развитии современной танцевальной культуры наш корреспондент беседует с известным ярославским хореографом, руководителем Народного Театра танца Антоном Косовым.

– Скажите, Антон, каким образом современный танец, развитый на Западе, появился в нашем старинном русском городе, в котором всегда отдавали предпочтение народным танцам?
– В конце 80­х годов прошлого столетия, когда по телевидению впервые показали брейк­данс и Майкла Джексона, в России начался бум западной танцевальной культуры. Интерес к брейк­дансу не пропадал довольно долго – до начала XXI века, когда на арену танцевальной культуры вышел хип­хоп. Этот танцевальный стиль вошел в моду тоже благодаря телевидению – спортивный прыжковый хип­хоп танцевали в каждом клипе. И с тех пор стала активно развиваться так называемая клиповая хореография. Она популярна и до сих пор. Ярославцы с разными современными стилями могли познакомиться даже раньше – в 1993­м, когда в городе впервые прошел международный фестиваль современного танца «Искусство движения». Тогда публика просто ломилась на это мероприятие. Сейчас интерес немного поутих, но все равно Ярославль остался одним из самых танцующих городов России, местом, где развивается именно современная хореография. Конечно, есть города и с большими достижениями – например, в институтах культуры Москвы, Санкт­Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Самары современную хореографию изучают наряду с классическим и народным танцем. Мы в этом плане немного отстаем, но входим в десяток городов, пропагандирующих различную танцевальную культуру. Я думаю, что современный танец прижился у нас потому, что ярославцы всегда любили танцевать – здесь был и балет, и народные танцы. Современная хореография просто легла на хорошо удобренную почву.

– И какие направления современного танца сейчас особенно популярны в России и в нашем городе, в частности?
– Многие танцующие коллективы занимаются модерном, джаз­модерном. Эти стили созданы на базе балета, когда хореограф отходит от классики и создает новый танец – более свободный, со своей философией, внутренней драматургией. В классическом балете все ясно и понятно: танец существует сам по себе, с его жесткими элементами, уже знакомой техникой. А движения в стиле модерн заставляют зрителя догадываться, он и создает образ, который надо разгадать, понять, прочувствовать. Это танец, который глубоко проникает во внутренний мир человека, и он считается элитным. Более массовое направление – хип­хоп, в котором насчитывается порядка 20 стилей. И за рубежом, и у нас в России проводятся спортивные соревнования по хип­хопу – с компетентным жюри, профессионально подготовленными участниками. В Ярославле достаточно много танцевальных направлений – есть представители модерновой школы, хип­хоп­культуры, работают традиционные народные коллективы, школы спортивной аэробики, развита школа бального танца. Базовых коллективов у нас около двадцати, тридцать помельче, а коммерческих и не сосчитать!

– А какие танцы больше всего любит смотреть ярославская публика?
– В Ярославле довольно избалованная публика – все­таки наш город расположен рядом со столицей. Ярославцы очень взвешенны в своих танцевальных пристрастиях. Им не нравится «навороченный» танец – сложный модерн или импровизация, развитые сейчас на Западе. Они хорошо принимают танцевальные спектакли в стиле модерн с не слишком сложной техникой. Ярославцы также с удовольствием смотрят бальные танцы, хип­хоп, ходят на выступления коллективов народного танца. И это хорошо, потому что наша публика не дает танцорам сильно отрываться от земли, от жизни. Именно это сейчас происходит на Западе – танец там усложняется настолько, что становится совсем непонятен публике. А у нас любят искусство, которое заставляет задуматься, но при этом не ломает зрителя, не насилует его непонятными образами.
С другой стороны, и слишком простой язык танца публике наскучил. Поэтому даже руководители народных коллективов сегодня обращаются к современной хореографии и соединяют фольклорные танцы с современными стилями. Зрителю нравится шоу, танцевальный спектакль – с хорошим звуком, разнообразной музыкой, танцевальными элементами, в меру сложными образами.

– Как же танцорам удается постоянно совершенствовать свое мастерство?
– Для этого проводятся фестивали, танцевальные соревнования, джейм­сейшены, когда профессионалы соревнуются с непрофессионалами, различные мастер­классы. Сейчас надо постоянно учиться, чтобы все время находиться в творческом тонусе, нельзя вариться в собственном соку. Россия, судя по местам, которые наши коллективы занимают на международных конкурсах и соревнованиях, от Запада отстает. В основном с технической точки зрения – ведь за рубежом очень тщательно работают со звуком, фонограммой, светом. Зато западные хореографы черпают в России танцевальные идеи и концепции. И еще, знаете, дух, настроение.
Выступления зарубежных коллективов всегда технологичны, профессиональны. Наши менее точны и требовательны и могут выступить на любой площадке – танцевать под плохой звук, не выверенный до конца свет. Но после выступлений наших танцоров западная публика, как говорится, «стоит на ушах». Наши танцы их «заводят». Что и говорить, оригинальными идеями и сильными чувствами современная российская хореография богата.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития танцевальной культуры?
– Сейчас из элитного занятия танец превращается в массовое увлечение. Если раньше к мальчикам и девочкам, которые хотели быть танцорами, предъявлялись высокие требования, то сейчас берут всех подряд. И это правильно – каждый имеет право на самовыражение. Есть профессиональные танцоры, которые зарабатывают своим мастерством на жизнь. Имеются и так называемые полупрофессиональные коллективы, когда днем ребята работают бухгалтерами или инженерами, а вечером становятся танцорами. И еще есть просто кружки и школы разных танцевальных направлений, в которых любой желающий может научиться танцевать. Все это пришло к нам с Запада. Там танцевальный бум сейчас немного поутих, а у нас он в самом разгаре.

В стенах танцевальных школ Ярославля вырастают отличные танцоры и хореографы. Наших можно встретить и в лучших труппах современного балета Москвы и Санкт-Петербурга, и за границей. Танцоры возвращаются в Ярославль уже в качестве звезд. В частности, в работе международного фестиваля «Искусство движения» уже не первый год принимает участие бывшая ярославская танцовщица Татьяна Гарафеева. Сейчас она создает собственные танцевальные проекты в Москве, с успехом выступает на международных фестивалях в России, Голландии, Германии, США, Японии, Франции.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать