09:30
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
16 ноября 2011

Алексей АЛЕКСЕЕВ, прокурор Ярославской области: На страже жилищно­коммунального законодательства

Жилищно-коммунальные проблемы в нашем обществе сегодня настолько злободневны, что не будет преувеличением назвать их угрозой национальной безопасности. Особенно много вопросов и претензий у наших сограждан к деятельности управляющих компаний. Подавляющему большинству граждан кажется, что управляющие компании их элементарно обманывают, но не могут доказать этого. Впрочем, суть своих претензий люди тоже не всегда в состоянии сформулировать. Сейчас проверкой деятельности УК занимается прокуратура, причем на всех уровнях. Прокомментировать ситуацию в ярославской жилищно-коммунальной сфере с точки зрения надзирающего органа мы попросили прокурора Ярославской области, государственного советника юстиции 3-го класса Алексея АЛЕКСЕЕВА.

– Алексей Васильевич, у нас в обществе время от времени резко обостряются те или иные проблемы. Не так давно, например, самым острым вопросом была задержка пенсий, потом невыдача зарплаты. А сейчас проблема из проблем – работа управляющих компаний. Расскажите, пожалуйста, что на самом деле происходит?
– В России осуществляется реформирование жилищно-­коммунальной сферы. Решение о том, чтобы передать обслуживание жилья в частные руки, принято на уровне руководства государства, и по сути своей это правильно. Но это, как и любая реформа, происходящая в сфере ЖКХ, вызывает большое недовольство у населения. Вот смотрите: ушло государство из энергетики, и пусть не сразу, но там начались масштабные сдвиги, пошел процесс модернизации, пусть медленно, но начали решаться те вопросы, до которых у государства руки на протяжении многих лет, что называется, не доходили.

– Вы хотите сказать, что и в ЖКХ народ постепенно начнет видеть позитив от передачи его в частные руки?
– Обязательно. Просто государство сейчас сбрасывает с себя все то, что требует вложения многих триллионов рублей для наведения масштабных реконструкций. Как можно поправить ситуацию в ЖКХ? Только привлекая крупные инвестиции. Понятно, что ни один бизнесмен не пойдет туда, где не будет прибыли. Как говорилось тем, кто готов был взять ЖКХ в свои руки: вы собираете деньги с населения, аккумулируете их и решаете все проблемы комплексно. Собрали, например, с населения деньги в июле и направили их на ремонт кровли, в августе – на замену труб, в сентябре – на ремонт подъездов и так далее. Когда в руках сразу крупная сумма денег, можно и нужно массированно решать те или иные проблемы, и делать это легче. Но этим бизнесом должны заниматься только социально ответственные люди. А россияне отличаются особым менталитетом: если в руки попадает большая сумма денег, как же ей не воспользоваться?! Особенно если это директор управляющей компании и ему срочно нужна беспроцентная ссуда…
Так получилось, например, в Переславле.
А когда мы начали проверку в Переславле, выяснилось, что в одной из управляющих компаний бухгалтерская документация не соответствовала никаким нормам и правилам: сколько денег от населения пришло, сколько и какой организации за услуги перечислено – разобраться в этой документации было очень сложно.

– Получается, что все дело в пресловутом человеческом факторе?
– В значительной степени, но не только в нем. Сама правовая ситуация до августа 2011 года складывалась так, что прокуратура оставалась единственным органом, который имел право принимать какие-­либо меры в отношении управляющих компаний. Никого другого они просто не пускали, документы не показывали, за исключением той отчетности, что касалась средств, полученных из бюджета. Но мы не специалисты в области финансов, а чтобы принимать меры прокурорского реагирования, надо очень хорошо разбираться во всех финансовых нюансах сферы ЖКХ. Однако именно сфера ЖКХ сегодня является очень непрозрачной, а ее финансовая составляющая и вовсе запутана.
Есть и другая очень серьезная проблема: это отношения самих управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями. В последний год очень большое внимание уделялось установке индивидуальных приборов учета, то есть счетчики на газ, воду и прочее начали ставить в квартирах и домах. Но прежде всего нужны счетчики на границах раздела сетей. Существует так называемый разрыв между тем, что отпускает ресурсоснабжающая организация, и тем, что поступило в дом. Например, отпущена тысяча кубометров тепла, а дошло семьсот.

– Триста ушло в воздух или в землю?
– Самый главный вопрос, кто должен оплачивать эти триста. Понятно, что в идеале вся тысяча должна доходить до потребителя, но пока мы этого идеала добьемся, кто­-то должен на себя брать расходы. Сегодня реальная помесячная собираемость с населения составляет 70 процентов.

– Как 70? Официально звучит цифра 98 процентов!
– Это по факту собираемость за месяц составляет 98 процентов. Но дело в том, что мы платим за коммунальные услуги за прошедший месяц, а ресурсо­снабжающие организации плату с управляющих компаний требуют вперед, вот и получаются «ножницы».
Руководство страны пообещало, что до 1 июня 2012 года тарифы для населения повышаться не будут, а естественные монополии, которые и продают непосредственно компаниям электричество, тепло, воду и прочее, цены повышают. Опять получаются «ножницы». Генеральная прокуратура призывает нас очень внимательно подходить в мерах прокурорского реагирования не только к жалобам граждан, но и к проблемам, возникающим между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, соблюдать законность и разумность действий, баланс между потребителями услуг и их поставщиками. Загубить управляющую компанию легко, но кто придет на ее место – это еще вопрос.

– Что вы можете сказать по ситуации в Ярославле?
– Что касается Ярославля, мы давно так хорошо и так плавно не входили в отопительный сезон, как нынешней осенью. Конечно, проблем хватает. За весь прошлый год в сфере ЖКХ мы выявили 200 нарушений, а в этом году уже 600.

– Может, это говорит о том, что вы стали более опытны в вопросах ЖКХ?
– Безусловно, мы стали и активнее, и умнее. Но самое главное – согласно требованиям Генеральной прокуратуры РФ сегодня ЖКХ для нас, как органа надзорного, является приоритетом из приоритетов.

– Однако судя по количеству жалоб от ярославцев, в том числе и на деятельность своих управляющих компаний, проблем еще выше крыши….
– С этим никто и не спорит. Например, такая ситуация. До 15 октября во все дома следовало дать тепло, а дом № 68/4 по Ленинградскому проспекту без тепла оставался и 16 октября. Стали разбираться. Оказалось, летом их управляющая компания обанкротилась, лопнула, и на протяжении полугода жильцы не получали квитанции, а стало быть, не платили за коммунальные услуги. Пришла осень, захотелось тепла. Начали жаловаться в мэрию, в прокуратуру. Вот тут-­то и выяснилось, что жители этого дома задолжали ресурсоснабжающим организациям полмиллиона рублей. Даже если эту сумму на все сто квартир раскидать, жильцам надо много платить. Сели за стол переговоров вместе с представителями мэрии и теми, кто поставляет коммунальные услуги. Обсудили все варианты – нашли выход.

– Можно ли назвать управляющие компании, к которым имеется больше всего претензий?
– В ходе проверки прокуратурой Ярославля установлено, что большие нарушения имеются в Управляющей компании № 1. В этой компании оплата потребления коммунальных ресурсов произведена в меньшем объеме, чем размер поступивших платежей от собственников и нанимателей жилых помещений за коммунальные услуги. В ходе проверки установлены факты завышения стоимости работ по капитальному и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой и в ОАО «Управдом Заволжского района г. Ярославля». Им не перечислено поставщиками коммунальных услуг из денежных средств, поступивших от населения, более 21 миллиона рублей. Кроме того, ОАО «Управдом Заволжского района», нарушая Налоговый кодекс, собирало плату за содержание и ремонт общего имущества с НДС и сейчас должно вернуть собственникам и нанимателям жилья многоквартирных домов более 13 миллионов рублей.
Выявлены нарушения в работе управляющих компаний Ленинского и Кировского районов. На сегодняшний день в производстве следственных органов находится 11 уголовных дел по фактам неправомерного использования финансовых средств организациями ЖКХ.

– Алексей Васильевич, сейчас принято все заканчивать позитивом. Позитив в ЖКХ вообще есть?
– Конечно, и позитив прежде всего в том, что мы стоим на страже интересов граждан, ни одна жалоба не остается и не останется без внимания. К позитивным моментам следует отнести и тот факт, что сейчас наконец­то руководство страны осознало: необходимо конкретное законодательство в сфере ЖКХ. Есть надежда на четкие законы. И я хотел бы сказать правительству Ярославской области спасибо за то, что у нас вопросы ЖКХ, несмотря на всю их сложность и запутанность, решаются. Никто не отмахивается, никто не уходит от ответственности, а значит, есть все основания полагать, что общими усилиями мы наведем порядок в такой сложной, но такой важной для каждого из нас сфере, как ЖКХ.

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать