06:11
суббота,
27 июля 2024 г.
11.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 марта 2012

Центр исследования… джаза

В Ярославле появится «Российский центр исследования джаза». Подробной информацией об этом проекте согласился поделиться директор и художественный руководитель Ярославского городского джазового центра Игорь ГАВРИЛОВ .


– Игорь Вячеславович, благодаря преимуществам современных информационных технологий новость об открытии «Российского центра исследования джаза» моментально стала известна ценителям джаза не только в Ярославле, но и в других городах. Однако информация крайне скудна и не позволяет оценить всю значимость этого события…
– Думаю, что истинную значимость любых крупных проектов и явлений можно оценить только спустя годы. Российскому джазу в этом году исполняется 90 лет. Конечно, это не век, но дата более чем солидная. За прошедшие десятилетия сформировалась отечественная джазкультура. Это наша история, наша гордость. Но что происходит с этим наследием? В лучшем случае пластинки, магнитные ленты, компакт­диски, книги, рукописи и другие важные артефакты находятся в небольших частных коллекциях. Однако известны случаи, когда эти «кусочки истории» просто выбрасывались на улицу или за небольшие деньги вывозились за границу. Я считаю сложившуюся ситуацию недопустимой. Причем, думаю, так считаю не только я. Именно поэтому уже несколько лет вынашивалась идея создания всероссийского архива, посвященного истории отечественного джаза.
– А кто является учредителем центра?
– Создание «Российского центра исследования джаза» – это результат усилий группы единомышленников, у которых необходимость подобного учреждения не вызывает сомнения. Соучредителями центра выступили журнал «Джаз.Ру» (Москва), Фонд поддержки инструментальной музыки «АртБит» Алексея Козлова (Москва) и Ярославский городской джазовый центр. 11 февраля инициативная группа собралась в Ярославле и приняла ряд важных решений. На встрече редакцию журнала «Джаз.Ру» представляли ее главный редактор Кирилл Мошков и постоянный обозреватель Анна Филипьева. Фонд «АртБит» был представлен в лице директора Сергея Халина и исполнительного директора Николая Богайчука. После этой встречи я наконец могу уверенно заявить: идеи начинают воплощаться в жизнь. И что особенно приятно, в нашем городе.
– Ярославль можно поздравить с тем, что отныне он будет являться родиной не только первого русского театра, но и единственного в России центра исследования джаза?
– Именно! Очень важно, что это изначально не местечковый проект. Надеюсь, со временем это положительно скажется и на туристической привлекательности города, а наш центр впишется в мировую сеть подобных центров исследования джаза.
– То есть за рубежом подобные центры уже существуют?
– Да, есть крупные центры в Германии, несколько – в США, в других странах мира. В июне прошлого года в Россию приезжал Ларри Эппелбаум, ведущий специалист в области джаза из Библиотеки Конгресса США. Он специально посетил Россию, чтобы поделиться с нами опытом сохранения джазового наследия. Во время своей поездки Эппелбаум побывал в Москве, СанктПетербурге и Ярославле, встретился с представителями инициативной группы по созданию центра и крупными деятелями джаза, которые имеют самое непосредственное отношение к истории отечественного джаза. Ларри Эппелбаум дал бесценные практические советы, касающиеся организации джазового архива. Кстати, в фонд создаваемого центра уже поступили первые материалы. Их привезли наши московские коллеги. Это в плюс к многочисленным документам из истории ярославской джазовой сцены и всей страны, уже находящимся в джазцентре.
– Архив – это основа исследовательского центра?
– Безусловно, создание архива – первоочередная и наиболее важная задача, но она влечет за собой множество новых. Я считаю, что название «Российский центр исследования джаза» достаточно полно отражает специфику создаваемого центра. Исследование современности и сохранение культурного и исторического наследия – вот две ключевые задачи.
– А где вы планируете искать специалистов в столь специфической области?
– Работа с архивами – дело, требующее профессионализма. Здесь не место дилетантам. Также немаловажно, чтобы человеку была интересна и предметная область – джаз. Требуется и хорошее знание английского языка. Мы не только будем искать профессионалов, но по возможности станем растить свои кадры. Некоторый положительный опыт в джазовом центре уже имеется.
– Не боитесь ли вы, что создаваемый центр будет интересен лишь очень узкой категории ценителей джаза и специалистамискусствоведам? Ведь молодое поколение неохотно пользуется даже услугами библиотек, не говоря уж об архивах...
– Этот вопрос мы тоже обсуждали в рамках работы инициативной группы. Перевод исторических документов и звукозаписей в цифровую форму находится среди приоритетных направлений деятельности создаваемого центра. Для этого потребуются специалисты и дорогостоящее оборудование. Но, узнав о создании центра, к нам уже обратились люди, готовые оказать профессиональную помощь. Все в наших силах, и я приложу максимум усилий, чтобы центр отвечал запросам самого широкого круга любителей джаза. Кроме того, само функционирование такого учреждения культуры должно сформировать круг людей, для которых джаз – это не только пара громких имен и несколько знакомых мелодий.
– Современный джаз отличается крайним многообразием, а его стилистические границы крайне размыты. Найдут ли отражение в архиве «пограничные» направления современной инструментальной музыки?
– Основной интерес представляет именно джазовый мейнстрим. И здесь ключевое слово «джазовый». Но история джаза, в том числе и отечественного, знает достаточно примеров, когда выдающиеся музыканты проявляли себя одновременно в нескольких музыкальных жанрах или направлениях. Поэтому искусственно разделять творчество музыкантов на интересующую исследовательский центр часть и «все остальное» никто не собирается.
– И последний вопрос. Планируется ли официальная презентация «Российского центра исследования джаза»?
– Я сейчас ничего не могу обещать, но на встрече соучредителей возникла идея приурочить официальную презентацию центра к 90летию отечественного джаза. Будет здорово, если 1 октября, а именно в этот день в 1922 году в Москве состоялся первый в РСФСР концерт джаза, наш город соберет всю элиту российского джаза, и не только из России.

Автор: Артем ТОПНИКОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать