20:02
четверг,
25 апреля 2024 г.
16.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 октября 2013

Бабушка из суперлиги

Сегодня Евлампии Ивановне Кастомаровой исполняется сто лет. Ровно век тому назад, в последний мирный год Российской империи, одна из старейших жительниц Ярославля родилась в зажиточной крестьянской семье в деревне Андреевская лига, что возле Борисоглебского.

Евлампия Ивановна – живой свидетель истории нашей страны, а точнее  трех стран: Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Совсем молодой она была, когда ее семью накрыло коллективизацией.
   – Мы жили тогда без пенсий, без зарплат, кормились тем, что могли вырастить, – рассказывала юбилярша на торжественном приеме, устроенном ей администрацией Кировского района в Музее истории города, – были у нас поросята, корова, теленок… Пришлось все отдать в колхоз – здорово нас тогда «подравняли». Были, конечно, в деревне и те, кто с воды на хлеб перебивался. Они-то и проводили «условно-добровольные» ночные собрания, на которых нас в колхозы загоняли…
   Отечественную войну Евлампия Ивановна встретила на дорожных работах. Тогда на них привлекали всех крестьян.
   – Это сегодня кого-то нанимают, а в те годы  было просто: трудодень, двести граммов хлеба, и работай,  – вспоминала она. – Но и трудились, себя не жалея.
   Лошадей, работающих на «дороге», жалели больше, чем самих себя,  знали: падет лошадь – запрягут людей.
   Война серьезно изменила жизнь Евлампии Кастомаровой. Ее сестра пропала в Ленинграде, племянники погибли на фронте. Одной оставаться в колхозе практически означало не выжить. Дорога ее лежала в Ярославль, к брату. Дело было верное, поскольку самый близкий ее родственник руководил, как сегодня сказали бы, пенитенциарным учреждением, а попросту – тюрьмой. Правда, кроме службы имелась у брата жена, и она, судя по всему, мириться с пребыванием в своем доме родственницы не захотела. И отправилась Евлампия Ивановна жить к чужим людям.
   Свою же комнату, в которой живет и поныне, юбилярша получила десятилетия спустя, когда,  работая техничкой в четвертой школе, устроилась трудиться еще и дворником. Других шансов обзавестись своей жилплощадью не было. А проработала Евлампия Ивановна в родной четвертой школе, которую до сих пор называет своей, ровно полвека. Оттуда и на пенсию ушла…
   Свое долголетие она объясняет тем, что никогда не пила, не курила, занималась физическим трудом и… перестала смотреть телевизор. Он когда-то сломался, а потом оказалось, что и нет в этом беды – радио его вполне заменяет.
   Самое любопытное, что до сих пор Евлампия Ивановна не ощущает своего возраста. Когда глава администрации Кировского района Вячеслав Гаврилов спросил, помогает ли пенсионерке социальная служба, та ответила:
   – А я и не знаю, что это за служба такая… До сих пор сама бегаю. Да еще соседка помогает – только двое нас в нашей коммуналке и осталось.
   По сей день Евлампия Ивановна помнит названия всех деревень, расположенных поблизости от ее родной Андреевской лиги, где она не была с тех пор, как уехала в Ярославль.
   – Не к кому мне стало ездить в родные места, – призналась старушка, – да и некогда было. Работала постоянно, минуты свободной не было. Хорошо хоть теперь жизнь стала спокойной, да и пенсию платят. Мы жили проще, но тяжелее. Теперь ведь так жить не будут, правда?
   Мы уж постараемся, Евлампия Ивановна. Ну а вы постарайтесь добавить к своим ста годам еще столько же. Тем более что с этого момента мэрия Ярославля взяла Евлампию Ивановну под свою опеку – все-таки сто лет.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать