21:35 Понедельник, 10 Августа 2020
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Байконур как первая любовь

12 Апреля 2011
После окончания Ленинградской Краснознаменной военной инженерной академии ярославец Павел Орлов отправился служить на космодром Байконур. Рабочее место Павла Орлова располагалось на высоте 140 метров, а его «офис» был размером с… Ивановскую область.

С космонавтами встречался нечасто
Шел 1971 год. Лейтенант попал в котлонадзор. Под его контролем было содержание всех котлов, паротрубопроводов, баллонов, фуникулеров, грузоподъ­
емных кранов и лифтов – последних было больше 200 штук. Интересно, зачем нужны лифты на космодроме?
– А как же космонавтам попадать на корабль? И как обслуживающему персоналу проверять космический корабль перед стартом? – отвечает вопросом на вопрос Павел Сергеевич.
Многие, наверное, видели по телевизору железные конструкции, которые с обеих сторон упираются в ракету, а перед стартом плавно разъезжаются. Вот это и есть монтажные мачты с лифтами. Перед стартом лифты всегда поднимают на самый верх.
Первый же запуск космического корабля, который увидел молодой лейтенант, стал знаковым. Павел оказался свидетелем сворачивания программы полета космического корабля Н1 на Луну. Орлов как раз попал на третий неудачный запуск. С космонавтами Павлу доводилось встречаться очень редко. Правда, на следующий день после приземления космонавты иногда выступали в гарнизонном Доме офицеров. На эти встречи приходили все желающие. Орлов тоже старался такие встречи посещать, но загруженность на работе не всегда позволяла это сделать. Из всех выступлений ему больше всего запомнились рассказы Георгия Гречко. Умел же человек простым языком рассказать об очень сложных вещах! А еще Орлов помнит, как после реализации программы «Союз» – «Аполлон» американцы гостили на Байконуре. Тогда всех служащих космодрома обязали сменить военную форму на гражданскую одежду, чтобы иностранцы не могли узнать звания наших военнослужащих.

Пожар потушили за секунды
Кроме лифтового хозяйства, котлов, труб, сосудов, баллонов Орлов инспектировал стартовые и заправочные комплексы, хранилища с компонентами ракетного топлива. Космические ракеты, как и вся техника, – очень «прожорливые» аппараты. Когда корабль устанавливают на стартовой площадке, к нему подъезжает локомотив с целым составом цистерн с жидким азотом, кислородом и керосином.
– Однажды чуть было не произошла трагедия: во время заправки ракеты перед запуском загорелся топливный рукав, – рассказывает Павел Сергеевич. – Был очень густой туман, поэтому большинство присутствующих на старте ракеты даже не заметили этого. Пожар потушили за считанные секунды.
В 1982 году Павла Орлова определили на строительство комплекса сооружений для запуска многоразовых космических кораблей «Буран». Орлов стал старшим инженером производственного отдела управления капитального строительства космодрома. Проект этот находился на особом контроле. Были построены так называемый стенд­старт, взлетно­посадочная полоса, протянута линия электропередачи (опытная площадка получала электроэнергию от двух ТЭЦ), здесь же был построен завод по производству сжиженного кислорода. Кстати, при строительстве наземного комплекса «Буран» начальником производственного отдела управления капитального строительства космодрома Байконур был полковник Иван Буран. Это обстоятельство стало постоянной темой для шуток на Байконуре.

Город молодых
Космодром «Байконур» был расположен в закрытом городе. Его построили неподалеку от станции Тюратам. Между городком и станцией – холм, который скрывает город от любопытных глаз. Поначалу его называли Заря, потом Звездоград, но прижился Ленинск. Планировалось, что здесь будут жить 5 тысяч человек, но за 15 лет население в городе достигло 70 тысяч.
– Этот город был очень радостный. Ведь туда приехали молодые люди. Когда ты молод, здоров, имеешь любимую работу, неплохую зарплату – это здорово! – вспоминает подполковник Орлов.
Конечно, жизнь в закрытом городке накладывала свой отпечаток. Например, один из документов, который получал каждый житель, – это разрешение на фотосъемку в городе. Однажды на первомайской демонстрации Орлов фотографировал колонны трудящихся, друзей, трибуну с почетными гостями. К нему подошел офицер из отдела фотодокументирования и попросил сразу после праздника в первый рабочий день принести для проявки фотопленку. Там при Орлове пленку проявили и вырезали из нее кадры, где были первые лица города и космодрома.
На работу служащие космо­дрома добирались весьма специфичным способом. На вокзале у входа в вагоны вместо обычных проводников стояли солдаты­контролеры и проверяли пропуска. После этого служащих Байконура размещали по вагонам и везли на площадки, ближайшая из которых была в 15 минутах езды. А до самой дальней приходилось добираться более часа.

А теперь доктор наук
В начале 90х годов прошлого века количество запусков ракет на Байконуре сократилось, строительство свернули. Павел Орлов возвратился на свою родину, в Ярославль. В 1993 году он стал работать в Ярославском филиале Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева на кафедре физики и материаловедения, а через 9 лет защитил кандидатскую диссертацию. В марте 2011го Орлов стал доктором наук. За последние 20 лет он ни разу не побывал на Байконуре.
– Не хочется возвращаться и видеть «угольки». Наш гарнизонный Дом офицеров сгорел, многое поменялось. Я не хочу видеть город, где был счастлив, в новом виде, – объясняет Павел Сергеевич.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Опрос

Пришлось ли вам корректировать планы на отпуск из-за эпидемии коронавируса?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама