Если ты плохо слышишь...
Мне всегда казалось, что легче всего трудоустроиться слабослышащим. Они же могут ходить, видеть…
Но выяснилось, что работу найти им очень трудно. Дело в том, что даже пройти собеседование без сурдопереводчика для большинства инвалидов по слуху – проблема. Правда, Ярославское отделение Всероссийского общества глухих выделяет им в помощь сурдопереводчиков. Каждому инвалиду положено 40 часов в год. Маловато, конечно, но хоть чтото… Некоторые люди при помощи сурдопереводчика находяттаки себе работу. Но даже когда стадия трудоустройства пройдена, начинается «второй круг ада». Непосредственно сама работа, где приходится обходиться без переводчиков.
– Раньше к слабослышащим относились лучше. Если на предприятии их набиралось более 50 человек, вводилась ставка сурдопереводчика. Инвалидов по слуху брали на работу на шинный и моторный заводы, «Резинотехнику», «Полимермаш», электромеханический завод. Там и мастера были, которые знали специфику работы с глухими людьми. Их принимали даже без опыта работы и на месте обучали. Сейчас все изменилось. Кто работал – остался, но новых людей уже берут редко, – говорит специалист областного общества глухих Людмила Дюкарева.
Вот и приходится людям идти за помощью в общества инвалидов. Там их пытаются трудоустроить, обращаются в разные организации, где есть вакансии. Но как только работодатель узнает, что соискатель не слышит, выясняется: вакансия уже «занята». Этих людей считают чуть ли не умственно отсталыми! «Понимаете, у нас сложная техника, механизация, они не справятся», – так отвечают директора многих предприятий и кадровики. О том, что глухие инженеры работали даже в конструкторском бюро знаменитого Королева, такие работодатели, видимо, не знают или не хотят знать. Забыли они и о том, что в Рыбинске на предприятии машиностроения некогда трудились 400 глухих, которые выполняли сложнейшую работу.
Кстати, многие слабослышащие отлично водят машину, но их не берут и в таксисты. А также кондукторами, кладовщиками, кассирами. А вот на Западе глухих с удовольствием принимают на работу в кассы супермаркетов: деловто – поднести товар со штрихкодом к считывающему устройству и выдать сдачу. Рядом даже специальная табличка висит, поясняющая, что этот сотрудник супермаркета – слабослышащий.
Слепым легче?
У слабовидящих ярославцев ситуация не столь напряженная. На учете в Ярославской областной организации Всероссийского общества слепых состоят 1100 человек. 286 из них – трудоспособного возраста. Почти половина – 124 человека – трудоустроены. В этом большая заслуга предприятия «Ярославич», где из 60 работающих – 40 слепые.
– В Ярославле есть программы, позволяющие любому человеку получить рабочую профессию. Допустим, в 31м лицее имеется 14 специальностей для инвалидов, но они слепым не подходят. Какие из них парикмахеры и повара? Да и занятия на таких курсах проводятся вечером, а в это время суток слабовидящему без сопровождающего опасно ходить. Так что в основном получают профессию инвалиды по зрению в Кисловодске, где учатся на массажистов, и в Курске – в училище культуры. В последнее время для таких людей в Москве организуются еще и двухнедельные курсы по обучению работе на компьютере, – говорит председатель Ярославского отделения Всероссийского общества слепых Александр Осипов.
Государство помогает, но…
А что же государство? Помогает ли оно хоть как-то инвалидам?
В Ярославле работает региональная адресная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области. Благодаря этому управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города нашло работу для 21 инвалида в муниципальных учреждениях города. Эти люди стали сотрудниками Централизованной системы детских библиотек, центров социального обслуживания, школ и больниц города. А вот постановление губернатора Ярославской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», по словам специалистов, в регионе практически не работает. Согласно этому документу на предприятии, где трудятся свыше 100 человек, должно быть выделено 3% рабочих мест для инвалидов. А в случае невозможности создания таких мест на своем предприятии в соответствии с установленной для данной организации квотой работодатель вправе на договорной основе арендовать или оплатить их стоимость в другой организации.
– Постановлението есть, но никаких наказаний за его невыполнение не предусмотрено. Так же, как, впрочем, и поощрений, – говорит заместитель директора городского центра занятости населения Виктория Падерина. – Получается, работодатель должен трудоустроить инвалида, но ему взамен государство ничего не предоставит. Даже налоговых льгот, как это было раньше. Дело немного сдвинулось с места, когда стали выделять по 50 тысяч на создание рабочего места для инвалидов. Благодаря этому удалось трудоустроить 13 человек в муниципальные учреждения города и 11 – на предприятия других форм собственности. Что касается пункта постановления о том, что на предприятии другой формы собственности можно открывать рабочие места для инвалидов, то он тоже не действует, поскольку при разных формах собственности перевести выделенную квоту от одной организации к другой очень сложно.
Нет ног? Есть работа курьера!
На сегодняшний день на учете в городском центре занятости состоят 562 инвалида, за год из них трудоустроены 362. Конечно, это в основном люди с так называемыми рабочими группами инвалидности – второй и третьей. Трудоустроить инвалида 1й группы очень сложно.
Да и вообще, работодатели крайне неохотно заключают трудовые договоры с инвалидами, намеренно выдвигая им такие требования, что инвалид сам отказывается работать. Есть и другие приемы. Вот лишь один пример из жизни.
Слабослышащая девушка получила экономическое образование и пришла работать в солидное учреждение. По идее посади ты ее на работу с документами. Но нет, работодатель ей «доверяет» работу с клиентами. А потом пишет характеристику: «Хороший работник, но ее физический недуг не позволяет работать с людьми. Рекомендуем работу с документами». Это все равно что безногого сделать курьером и потом написать – «не подошел!».
– Бороться с этим очень трудно. Нарушения законодательства при приеме на работу – не наша компетенция. Тут сам инвалид должен подавать в суд. Делают это очень немногие, – говорит заместитель руководителя государственной инспекции труда в Ярославской области Татьяна Грищенко.
В принципе оно и понятно. Ведь доказать факт, что человека не приняли на работу именно по причине физического недуга, очень сложно. Работодатели отказывают инвалиду по «веским» причинам: «Вакансия уже закрыта», «Вы нам не подходите по квалификации». Что тут скажешь?
Пожалуй, только то, что День инвалидов, когда людей с ограниченными возможностями собирают всех вместе и говорят им добрые слова, пройдет. А проблема трудоустройства инвалидов никуда не исчезнет… Она будет жить в нашем обществе до тех пор, пока мы не научимся сопереживать чужому горю и у нас не появится в общем-то простое желание – помогать другим людям.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
По сведениям городского отдела статистики, в Ярославле около восмиста слабослышащих, глухих и немых людей.
Комментарии