12:45
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 октября 2013

Беззащитный храм

Еще одного заповедного уголка могут лишиться ярославцы, если в недопустимой близости от храма Николы Мокрого будет построен семиэтажный дом с подземной автостоянкой.

Со стороны улицы Чайковского эта высотка  станет фоном для памятника культуры федерального значения, а со стороны Которосльной набережной, второго фасада Ярославля, соседство с огромным строением исказит визуальное восприятие объекта культурного наследия, что явится прямым нарушением одного из положений «Проекта охранных зон Ярославля», утвержденного правительством Ярославской области в 2011году.
  

Один из самых красивых храмов города достоин лучшего будущего. Да и теперь его судьбу счастливой не назовешь. Наводят на печальные размышления следы разрушения фасадов, а внутреннее убранство, бесценные фрески  почти полностью осыпались. Питерские художники-реставраторы скрупулезно снимают копии того, что еще осталось. А ведь менее тридцати лет назад эти сказочные творения ярославских мастеров радовали прихожан. Но уже много лет здесь не теплятся лампады, не горят свечи, не наполнен ароматом благовоний воздух. Сыро, холодно, одиноко. И невольно приходят на ум чьи-то слова: «Это наше молчаливое и беззащитное наследие».
  

Но этот памятник русского зодчества ценен не только как замечательное произведение искусства – это часть нашей истории. И судьба самого храма примечательна.
  

Церковь Николы Мокрого была построена между ручьями Паутовец и Ершов, впадавшими в Которосль, которая в то время была судоходной и широко разливалась весной. И все же болотистое зыбкое место для торговых дел было чрезвычайно удобным. Вот почему более трехсот лет назад купцы Астафий Лузин и Андрей Лешин организовали здесь свое подворье. Решили построить и церковь, им помогли посадские люди – Федор Выморов и Степан Тарабаев. И уже в 1672 году митрополит Иона Сысоевич освятил храм. Имя Николая Чудотворца ему было дано не случайно: ведь этот святой считается покровителем путешественников, к нему обращают свои молитвы о спасении терпящие бедствие на воде. Легенда донесла до нас случай чудесного спасения девочки, тонувшей именно здесь.
  

Есть еще одна причина выбора этого места для возведения церкви. В стародавние времена здесь было капище. Гранитный монолит, на котором приносили жертвы язычники, жив и поныне – он занимает всю площадь парадного крыльца храма. Кстати, строители каменной церкви (деревянная сгорела в середине XVII  века) не тронули с места этот царь-камень, а пристроили к нему весь храм.
  

В 1841 году приходская церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству, и с 1892 года в течение восемнадцати лет она служила приходским храмом фанагорийского полка. Здесь же хранились суворовские реликвии: великий Суворов считался шефом фанагорийцев. Ни зычные строевые команды, ни солдатские песни, ни звуки полкового оркестра, ни дробный перестук копыт полковых скакунов не противоречили величественному покою храма: ведь защита Отечества – святое дело.
  

В двадцатые годы прошлого столетия храм был закрыт и приспособлен под склад. Время и стихии делали свое дело, и к восьмидесятым годам церковь оказалась в аварийном состоянии. Тогда и начались реставрационные работы. Храм был выведен из аварийного состояния, выровнена опасно наклонившаяся колокольня, но до конца работы не доведены: не хватило средств.
  

В 1992 году храм был передан Русской православной церкви, а 22 мая 1999 года, в день Николы Вешнего, состоялась первая после более чем восьмидесятилетнего перерыва праздничная служба. На ней присутствовали курсанты ЯВВФУ имени Хрулева. Так возобновилась «военная  традиция». Сейчас она утрачена, но есть все условия для ее возрождения.
  

И есть еще одна возможность – это воссоздать уникальный исторический облик территории,  непосредственно прилегающей к храму. Сохранилось здание петровских времен, можно восстановить манеж по двум оставшимся торцовым стенам. Группой реставраторов под руководством Вячеслава Сафронова уже разработан проект восстановления манежа. Осталось полуразрушенное здание цейхгауза (склад вещевого и военного имущества), были здесь и другие военные строения, а также английский сад, лазарет и аптекарский огород, где выращивались лекарственные травы для лечения фанагорийцев.
  

И это не прекраснодушные мечтания. Вот если бы Евгений Давыдовыч Мухин, купивший эту землю под строительство жилого дома, проникся благородной идеей восстановить исторический облик  памятного места! И тогда благодарные ярославцы смогли бы вновь прикоснуться  еще к одной славной странице истории нашего города.

Татьяна СОКОЛОВА, член экспертного совета региональной кафедры ЮНЕСКО, член городского отделения ВООПИиК.

Автор: Татьяна СОКОЛОВА,

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать