03:50
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 августа 2014

Больше, чем просто драйв

Джаз появился в США как музыка для веселых людей.

 

В России его порой называли «музыкой толстых». В Ярославле джаз всегда претендовал на роль «музыки умных». Ярославский бизнесмен Сергей Кузнецов, увлекшись джазом, вот уже много лет расширяет рамки этого жанра.

Танцуя от диксиленда
Сергей Кузнецов, как и всякий мужчина, нынче вошедший в пору средних лет, в юные годы был не чужд гитарного звука, «квадратных» басовых схем и фузированного риффа. Тогда, впрочем, все бредили роком: одни предпочитали  гитары, другие – клавишные и барабаны. Купи Сергей не в добрый час гитару, возможно, мы получили бы удачливого бизнесмена, знающего четыре блюзовых аккорда. Но, судя по всему, уже тогда будущий лидер ансамбля «Овердрайв» предпочитал доверять профессионалам и отправился учиться духовому искусству в симфонический оркестр к Марку Абрамовичу Заварскому. Задача усложнялась тем, что Сергей сам выбрал себе инструмент, чем привел учителя в состояние изумления – даже просто извлечь звук из этого латунного недоразумения было подвигом. Впрочем, когда в руки Сергею попал настоящий кларнет, прогресс не заставил себя ждать.
Тогда-то неопытный музыкант и начал понимать всю глубину ирландской поговорки, о том, что для приготовления рагу из зайца нужно иметь прежде всего деньги. Музыка требует вложений куда больших, чем, например, литература.
К счастью, кларнет – инструмент, имеющий равные права как в академическом оркестре, так и в диксиленде (самом, кстати, веселом жанре джаза, если не музыки вообще).

И тут будет преступлением не упомянуть второго учителя Сергея – знаменитого Кулису – Владимира Николаевича Сизова. Как любой лидер в этом жанре, а Владимир Николаевич являлся еще и основателем Ярославского диксиленда, Кулиса был мастером по захвату персоналий и территорий. Оружием его в этих операциях были драйв и юмор, распространявшиеся по аудитории чуть быстрее скорости света. На этот «свет» и прилетел тогда еще начинающий кларнетист Сергей Кузнецов. Ради драйва же он ринулся и в русский бизнес – дикий, но симпатишный…        

Надежда с гарантией
Свой путь в бизнесе Сергей начал с торговли компьютерами. Тогда это был беспроигрышный вариант. Вряд ли кто-то из постоянных клиентов Кузнецова забыл его фирму – там была-таки своя атмосфера, отличающая ее от многочисленных контор аналогичного профиля. Ну и плюсом ко всему музыканты Ярославского диксиленда использовали парк Дружбы, находящийся поблизости, как свою концертную площадку.
   – Наверное, я не могу быть владельцем большой сетевой структуры, – поясняет Сергей Кузнецов. – Бизнес для меня – это не только погоня за прибылью, а взаимодействие  игроков команды.

После утраты позиций в компьютерном бизнесе Сергей вложился в торговлю музыкальными инструментами. Хотя все консультанты хором предупреждали его: прогоришь, мол. Бизнес такого рода целесообразно вести в городах с населением от миллиона человек. Желательно при этом не иметь конкурентов, поскольку сначала человек покупает себе жестяной кларнет за три копейки. Однако…
   – На самом деле мы торгуем не столько инструментами, сколько надеждами, – уверен музыкант и коммерсант. – Наши души спасает то, что этот бизнес не укладывается в стандарты общества потребления. Когда человек покупает такой же костюм, как у Джеймса Бонда, примерив обновку, он может почувствовать себя Бондом. А вот когда он покупает гитару, как у Джона Маклафлина, то как минимум это подразумевает, что он должен попытаться научиться на ней играть… И это уже совсем другой уровень – от потребления мы переходим к удовлетворению и развитию духовных запросов...     

Слабое звено
С этими деньгами (и с этими мыслями) кларнетист Ярославского диксиленда  ринулся осуществлять свой мегапроект: джазовый коллектив, где бодрость зала значила бы столько же, сколько мастерство музыкантов. Играть музыку не столь архаичную, как диксиленд, но не менее, а еще лучше более, жизнерадостную. Выбор исполнителей, прямо сказать, был замечателен: великий и, увы, очень рано ушедший от нас гитарист Юрий Тихомиров, каждой нотой пропускавший через себя боль всего мира; флегматичнейший басист Андрей Волкович, барабанщик-интеллектуал Михаил Фадеичев… В состав поначалу входил Андрей Мартыненко – клавишник от Бога, но чрезвычайно занятой человек. Всех их должен был зажечь Сергей Кузнецов – верный продолжатель дела Кулисы. И уже не кларнетист,  в руках нашего героя появился саксофон – куда более подходящий для ритм-энд-блюза инструмент.
   – С ним я оказался самым слабым в ансамбле музыкантом  и продолжал быть им довольно долго, – вспоминает Сергей. – Это создавало для меня огромную мотивацию.  
   Нельзя сказать, что «Овердрайв» в одночасье перевернул всю джазовую жизнь Ярославля. Но после «Джаза над Волгой-2005» в воздухе определенно повеяло чем-то свежим и засияло нечто яркое…
   – С появлением «Овердрайва» палитра ярославского джаза пополнилась новыми красками, – считает руководитель Ярославского городского джазового центра Игорь Гаврилов. – Потому что до него ритм-энд-блюз как основную часть своих программ не играл никто. И, конечно, очень радостно, что нашелся человек, не просто поднявший знамя Владимира Николаевича Сизова, но и сумевший вот это диксилендовское мироощущение распространить на другие стили и жанры музыки…

Покой только снится
   То, что проект «Овердрайв» состоялся, стало понятно, после того как Юрия Тихомирова в составе коллектива заменил его лучший ученик Вячеслав Смирнов, лидер группы «Катти Сарк». Точнее, когда даже Смирнов начал проявлять вовсе не свойственную ему живость, Михаил Фадеичев  стал вторым шоуменом в команде и даже лицо Андрея Волковича периодически утрачивает присущее ему индифферентное выражение. На фестивале «Джаз над Волгой» коллектив, выступая в первом отделении концерта, когда публика еще «холодная», завел зал филармонии  уже ко второй композиции.
   Но тем, кто следит за Кузнецовым, покой только снится. Недавно к саксофону добавилась губная гармошка, а в произведениях коллектива появились южнославянские интонации. Клейцмер, музыкальная культура, возникшая на стыке трех цивилизаций, обогатила «Овердрайв», хотя всего пару лет назад казалось: ну куда же еще? Так и этого Сергею мало, он понемногу подбирается к гитаре. В общем, еще шаг навстречу идеальному слушателю «Овердрайва» – свободному и веселому человеку.
   Кстати, о свободе – Ярославский диксиленд продолжает играть, в том числе и на улице, а бизнесмен и лидер собственного коллектива Сергей Кузнецов является его бессменным кларнетистом.
   – Музыканты во всем мире играют на улице, именно это позволяет понять, что имеет право на жизнь, а мимо чего люди будут проходить не задерживаясь, – поясняет он. – На улице каждому не объяснишь: мы такие скучные, потому что не выспались или мало играли эту композицию. В идеале в Ярославле везде должна исполняться живая музыка.    
Анатолий КОНОНЕЦ

Фото автора
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр МУРАВЬЕВ,
заместитель начальника управления культуры мэрии Ярославля:
Музыка, исполняемая на улицах Ярославля,  –   одна из визитных карточек города. Особенно это касается диксиленда, язык которого понятен людям во всем мире. Представьте, насколько приятно иностранцам еще на трапе теплохода услышать знакомые мотивы. Джаз, звучащий в Ярославле, контрастирует с обликом древнерусского города, и нашим гостям становится интересно. Тем более если эту музыку  исполняют профессионально, от всей души, а не «для галочки» и не только ради заработка…      

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать