07:45
среда,
23 октября 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 мая 2014

Будьте моей бабушкой

В Ярославле появились первые приемные семьи для пожилых людей.

 

Елизавете Павловне 92 года. Когда-то эта маленькая, хрупкая женщина была молодой и сильной – сутками копала противотанковые окопы под Ленинградом, а потом вместе со всеми пережила все ужасы блокады. В мирное время работала на стройке, и профессия у нее была самой веселой – маляр. До последних лет даже ремонт в собственной квартире делала сама – клеила обои, красила полы и стены, а по выходным пела в церковном хоре. Но все это теперь в прошлом. Сегодня она редко встает с кровати – мешают хвори. Но ясность ума сохранила. Когда болячки отступают, может рассказывать о близких, любимых людях, о тех, кого давно нет рядом. Например, о муже, которого похоронила семь лет назад, но любит до сих пор, о своем брате, маме, коллегах… Почти все они ушли, а она вот осталась. Одна. Старые черно-белые фотографии на серванте – немые свидетели памяти о той далекой жизни.

Но как бы там ни было, а Елизавету Павловну добрые люди в беде не бросили. На помощь пришли соседи и сотрудники КЦСОН Ленинского района. С Наталией Николаевной Бесединой, соседкой и добровольной помощницей бабушки Лизы, а также с Анной Владимировной Таратыновой, заместителем директора
КЦСОН, мы поднимаемся по лестнице и идем в гости к Елизавете Павловне.
   – Она женщина строгих правил, – рассказывает Наталия Николаевна о своей подопечной. – Любит, чтобы повсюду была идеальная чистота. Мы уж до Пасхи и окна везде помыли, и шторы перестирали, и квартиру убрали. В качестве помощника я живу с Елизаветой Павловной уже несколько месяцев, до этого она частенько к нам в гости захаживала, они и с мамой моей в очень хороших отношениях. Об областной программе по созданию приемной семьи для пожилых узнали от сотрудников КЦСОН. Они нам все рассказали, мы поговорили с Елизаветой Павловной и только потом решились подписать необходимые бумаги. Она знает нас, мы – ее, почему же по-христиански не помочь ближнему.

Заходим в квартиру. Действительно, кругом все опрятно, чисто. На кухонном столе пузырьки с лекарствами, микстурами, таблетками. В большой комнате стол, кровать, на которой спит Наталия Николаевна, диван и сервант. В маленькой для Елизаветы Павловны обустроили спальню. Сегодня ей неможется, она лишь немного приподнимает голову, приветствуя гостей. Губы пересохли, переменчивая весенняя погода плохо влияет на старую женщину. Но по всему чувствуется – она не сдается.
   – Елизавета Павловна по жизни борец, – говорит Анна Владимировна. – Наверное, и вера ей в этом помогает. Каждый день с молитвы начинает. Знаете, ведь судьба ее очень обделила – у нее никогда не было детей, но зато с мужем их такая любовь связывала! Они познакомились уже зрелыми людьми – он вдовец, она одинокая женщина… Как говорят в таких случаях, сама судьба их соединила. И прожили вместе больше двадцати лет…

Откровенно говоря, характер у подопечной Наталии Николаевны не сахар, она человек жесткий, не признает, когда нарушается заведенный ею распорядок. Но дамы прекрасно ладят. Помощница живет с ней постоянно, чтобы в любой момент в случае необходимости прийти на помощь.
   Даже просто общаться с пожилыми людьми бывает порой сложно, для этого нужно особое терпение. Наталии Николаевне его не занимать, в прошлом она работала педагогом, так что подход к людям находить умеет.
   – Мне помогают сын и мама, – говорит она. – Вместе и стираем, и убираем, а когда надо, и в больницу Елизавету Павловну возим.
   По мнению Марины Воробьевой, директора КЦСОН Ленинского района, создание приемной семьи для пожилых – хорошая инициатива.
   – Мы бы, конечно, хотели, чтобы она нашла поддержку и у горожан, и у руководства города и региона. – В принципе вся нормативная база у нас есть, мы можем работать с такими семьями, есть желающие стать помощниками, есть те, кто в этом нуждается. Конечно, если бы вопрос с финансированием проекта был решен, его можно реализовать в масштабе всего города. Пока у нас созданы две такие семьи. Кто-то скажет: «Зачем вообще нужны подобные проекты, ведь социальные работники обслуживают одиноких граждан…»

Конечно, соцработники никого не оставляют без присмотра, но, поймите, не всегда они могут сделать то, что сделает помощник. Сегодня только у нашего КЦСОН 720 подопечных, и, поверьте мне, мало кто из них даже при ухудшении самочувствия выражает желание переехать в дом-интернат, большинство хотят оставаться в привычном окружении, дома, в своей квартире, где им все знакомо. Так почему бы не пойти им навстречу?
К слову, законодательно решение о создании приемной семьи принимается после заключения трехстороннего соглашения, которое подписывают не только опекун и опекаемый, но и сотрудники КЦСОН, курирующие вновь созданную семью. Постановлением губернатора области определена сумма вознаграждения для помощника, она, конечно, скромная, но в данном случае это не так важно, ведь те, кто идет на такой шаг, делают это не ради денег.

По словам Марины Воробьевой, и она, и ее коллеги навещают своих подопечных постоянно. Конечно, договор договором, но если одну из сторон он перестанет устраивать, его всегда можно расторгнуть.
   – Мы смотрим, как живется нашим бабушкам в приемных семьях, – говорит Воробьева. – Вы знаете, не каждый пожилой человек может по телефону позвонить и пожаловаться, поэтому, чтобы убедиться, что с ними все в порядке, мы регулярно их навещаем, расспрашиваем о том, как у них дела.
И последнее. В семью можно взять не только пожилого человека, но и инвалида, в том числе инвалида детства, который нуждается в посторонней помощи. Мир не без добрых людей, и мы надеемся, что и у нас в городе всегда найдутся те, кто готов помочь ближнему.
Людмила ДИСКОВА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать