Что свет вечерний нам готовит
Ярославль по праву называют столицей Золотого кольца. В нашем древнем и одновременно таком современном городе действительно есть на что посмотреть, чем полюбоваться. Но стоит солнцу сесть, как некоторые улицы города оказываются в начале ХХ или даже в XIX веке. Темно, хоть фонарик на туфли крепи. И не поймешь, то ли освещение в наших дворах плохое, то ли осенняя погода надевает нам на глаза «черные очки».
И сколько тут люкс?
А ведь даже такая неуловимая вещь, как свет, строго задокументирована, при этом норма освещения на каждом участке города своя. К примеру, самыми светлыми территориями должны быть скоростные дороги общегородского значения. Мощность освещения на них должна составлять 20 люкс. Для ориентировки скажем, что примерно такой же уровень освещения в жилой комнате, где горят три лампочки в 60 ватт. Но это все на магистралях категории «А» – таких, как Ленинградский и Московский проспекты. А вот улицы, примыкающие к ним, уже входят в категорию «Б» и могут быть освещены похуже – здесь достаточно и 15 люкс. Эти факты, конечно, интересны, но обычного горожанина все же больше волнует внутридворовое освещение. Как же обстоит дело с ним?
Все зависит от лампы
Оказывается, в наших дворах уровень освещенности должен быть равен 4 люкс. Чтобы понять, насколько светлым должен быть двор в темное время суток, представьте, что в 20метровой комнате включено лишь маломощное бра. Примерно так и освещены дворы по вечерам и ночью.
Как известно, свет дворам дают фонари, которые установлены через каждые 30 метров. Правда, по словам специалистов, больше половины их ламп не соответствует современным критериям. На сегодняшний день в ярославских дворах, на улицах, в парках, на площадях установлено 27 тысяч светильников. Из них лишь 9400 с современными натриевыми энергосберегающими лампами – это 34 процента от общего числа. А вот количество фонарей с более энергозатратными ртутными лампами составляет 56 процентов – таковых почти 16 тысяч. Их мощность раза в полтора меньше, чем у натриевых ламп. Не слишком хорошо зарекомендовали себя и новые светодиодные лампы, установленные на Волжской набережной. Свет от них тусклый. Такие же в порядке эксперимента в сентябре прошлого года поставили и на улице Володарского. Но вместо заявленных 15 лет работы они прослужили год. Пришлось две трети из них заменить на обычные ртутные лампы.
Что такое осень...
Ответ на извечный вопрос «что такое осень» сотрудники Яргорэлектросети дают свой.
– Это самое плохое время года для нас. Осенью сразу увеличивается число звонков от людей, которым кажется, что освещение недостаточное. Оно и понятно, после дождей асфальт мокрый и черный, его отражающий коэффициент становится низким, – объясняет главный инженер Яргорэлектросети Сергей Погожев. – Зато когда выпадает снег, все жалобы заканчиваются. Снег очень хорошо отражает свет.
По словам Сергея Погожева, в Европе нормативы на дворовое освещение примерно такие же, как у нас, но там дороги убирают чаще. А у нас машины зачастую ездят по нечищеным дворовым проездам. Они поднимают колесами мельчайшую грязь вверх, и она оседает на стеклах фонарей. Освещенность от этого, естественно, страдает.
Вот и жалуются самые активные и светолюбивые ярославцы куда только могут: одни в администрацию своего района, другие в Яргорэлектросеть, позвонив по телефону 241312. Но большинство все же обращаются в Единую дежурную диспетчерскую службу мэрии Ярославля, звонят на легкозапоминаемый номер 404040. И если в сентябре, когда еще не так рано темнело, была одна жалоба в три дня, то к середине октября их уже насчитывалось по пять в день. Треть всех жалоб пришлась на Фрунзенский район. Чуть поменьше звонков поступило из Дзержинского и Заволжского районов. А самыми нетребовательными оказались жители Ленинского, Кировского и Красноперекопского районов.
В рейд по городу
Каждую неделю мастера Яргорэлектросети делают объезд городских дворов. Они проверяют, все ли фонари горят, и заменяют отслужившие свой срок лампы. За год в Ярославле меняют порядка 9000 лампочек.
– Самая тяжелая ситуация с освещением в Дзержинском районе на улице Блюхера и проезде Шавырина. А за Волгой страдает частный сектор: там мало фонарных столбов, а возможности установить дополнительные нет, – говорит мастер Яргорэлектросети Николай Лагузов. Оказывается, когда частный сектор в Заволжском районе застраивался, схему уличного освещения четко не продумали, и сейчас в одно мгновение поставить здесь столбы, протянуть к ним провода не получится. Это достаточно затратное дело.
Но это, разумеется, не означает, что реконструкция уличной сети в Ярославле производиться не будет. Мэрией Ярославля была разработана программа «Реконструкция и капитальный ремонт наружного освещения города Ярославля на 2009 – 2011 годы». В этом году в ее рамках на уличное освещение было выделено более 30 миллионов рублей. В 2011м новые фонари должны появиться на 21 улице Фрунзенского района. Устаноновят светильники и в Ленинском, Кировском, Дзержинском районах – в каждом на 15 улицах. А вот за Волгой и в Красноперекопском районе освещение будет улучшено всего на 8 и 5 улицах соответственно. Что касается дворов, то в этом году в программу по реформированию вошло по 32 двора в Дзержинском и Фрунзенском районах, 52 – в Ленинском, 42 – в Заволжском, 19 – в Красноперекопском и 50 – в Кировском районах.
– До конца года мы должны поменять и установить 380 новых фонарей. Самый проблемный район – Ленинский. Там имеются фонари, которые поставили еще в 70х годах прошлого века. Поэтому мы стараемся уделять этому району больше внимания, но и других не забываем: начали замену светильников в Кармановском поселке, Починках, Творогове, Старом Брагине, – говорит начальник службы «Горсвет» Юрий Королев.
Почему темно
Но даже на тех улицах, где горят все лампочки, есть проблемы с освещением.
– У меня дочка живет на проспекте Фрунзе. У них вроде все фонари работают, но все равно темно. Недавно я возвращалась от дочери, не заметила ямку, подвернула ногу и упала, разбила телефон. Теперь собираюсь в суд подать. Ведь есть же нормы освещения, они должны соблюдаться! – возмущается пострадавшая от недостатка освещения Марина Быстрова.
– Проблема, о которой говорит женщина, действительно существует. Лампочки, выработавшие свой ресурс, дают освещение ниже требуемого. Но определить на глаз, сколько люкс дает в данный момент тот или иной фонарь, мастер не может. А каждый раз делать замеры специальным прибором – долго и дорого. Поэтому если от жителей нет жалоб на освещение, такие замеры не производятся. Хотя бывают ситуации, которые от нас не зависят. Допустим, разросшиеся деревья могут загораживать лампы фонарей. Чтобы их спилить, нужно получить согласование у специализированных служб. На это тоже уходит время, – комментирует ситуацию главный инженер Яргорэлектросети Сергей Погожев.
– Бывает, что освещенность по другой причине страдает, – добавляет Юрий Королев. – Например, в парке «Юбилейный» молодежь любит из пневматики и травматического оружия стрелять по фонарям. Лампы насквозь пробивают! И это при том, что там есть охрана…
А ведь замена таких лампочек и стекол фонарей тоже требует финансовых затрат и времени. Если все мастера Яргорэлектросети бросятся устранять эти неполадки, другим районам города придется подождать, а значит, может статься, что кто-то в этот день будет возвращаться домой в темноте.
Комментарии