Чужая армия труда
В Ярославской области трудятся около 10 000 иностранцев. Занимают ли они рабочие места коренных жителей или, наоборот, служат на благо экономики Ярославля?
Сначала ярославцам, потом – иностранцам
Утверждать с патриотической дрожью в голосе «понаехали тут!» могут только малознакомые с системой трудоустройства иностранцев в России. Приехавший изза границы – это вам не тутаевец или рыбинец, который может в Ярославле свободно устроиться на работу. Иностранный гражданин должен иметь разрешение на трудоустройство. Сейчас такое разрешение есть у более чем у 4000 иностранцев, работающих в нашем городе.
Процесс трудоустройства иностранного гражданина не так уж и прост. Все организации, которые хотят сотрудничать в следующем году с иностранцами, должны до 1 мая 2012 года заявить об этом в УФМС по Ярославской области, причем они должны указать точное количество человек, число своих вакансий и страны, из которых приедут предполагаемые работники. На 2012 год работодатели области, а большая часть из них – предприятия Ярославля, сделали такие заявки на 18 000 рабочих мест. Вакансии от организаций всех форм собственности сначала идут в центры занятости населения, где в течение месяца становятся доступными для всех ярославцев. И только потом в случае отсутствия желающих из числа российских граждан специальными межведомственными комиссиями рассматривается возможность трудоустройства иностранцев.
– Я на бирже труда получил направление в одну из транспортных организаций. Требовался водитель на маршрутку, – рассказывает Сергей Павлов. – Прихожу, а там зарплату 6 тысяч предлагают. Ясно же, что никакой ярославец не пойдет за такие деньги баранку крутить. А приезжие соглашаются. И вроде все законно: мне предложили работу, а я, дескать, сам отказался. Получается, что они вынуждены брать иностранцев…
Каждая заявка – через фильтр
– Все заявки работодателей внимательно рассматриваются заинтересованными ведомствами, в том числе и управлением федеральной миграционной службы. Заявка может быть урезана, а то и вовсе вынесено решение об отказе, – поясняет начальник отдела по вопросам трудовой миграции управления Федеральной миграционной службы по Ярославской области Ирина Смирнова. – Произойти это может по разным причинам. Например, в том случае если работодателем был нарушен порядок привлечения иностранной рабочей силы или если он не использовал установленную квоту в прошлом году. Конечно, более чем за 8 месяцев тяжело спрогнозировать свои потребности в новых сотрудниках и всякое может случиться, но когда заявляют 200 человек, а трудоустраивают только двух-трех… Принимаются во внимание и административные правонарушения, а также условия проживания иностранных граждан, своевременная выплата им заработной платы.
После такого фильтра число вакансий на 2012 год сократилось с 18 000 до 7566. Эти заявки были отправлены в Министерство здравоохранения и социального развития для окончательного утверждения. Но, как правило, в Москве «коррекции» региональных заявок не происходит.
Строимся по ранжиру
Тот, кто думает, что к нам едут работать только гастарбайтеры – маляры, штукатуры и плиточники, глубоко заблуждаются. В Ярославле трудились и продолжают работать высококвалифицированные специалисты изза рубежа, так называемый первый уровень. На них квотирование не распространяется. Основные критерии таких сотрудников – значительные успехи в своей профессии и очень высокая зарплата. Тренер «Локомотива» Владимир Вуйтек попал в Ярославль именно как высококвалифицированный специалист. А вот его подопечный Карел Рахунек получал разрешение как обычный иностранец. Он относится уже ко второму уровню – иностранцам из дальнего зарубежья. Например, «Локомотив» в прошлом году просил разрешение на работу для игроков из 8 стран. Также из различных стран приезжают к нам и футболисты «Шинника».
Руководят европейцы
– Наша компания – это предприятие с иностранными инвестициями. На европейском рынке работает уже более 40 лет, а с 2007 года имеет представительство в России, – говорит ведущий специалист по персоналу завода легких металлических конструкций «Линдаб Билдингс» Ирина Дубовик. – На руководящих должностях у нас трудятся специалисты из стран Европы – Германии, Люксембурга, Франции, Румынии. Благодаря привлечению иностранных специалистов наши российские сотрудники учатся новому, в частности, перенимают опыт по управлению бизнесом у европейских коллег.
Такая ситуация сложилась еще на нескольких ярославских предприятиях. К примеру, директор полиграфкомбината приехал из Германии, а на заводе «Комацу» трудятся японцы. В большинстве своем иностранцы из дальнего зарубежья – это руководящие работники, поскольку слишком велики накладные расходы. Это и оплаты виз, пошлин за привлечение иностранного гражданина, и траты, связанные с получением разрешения на работу. Когда это один-два человека, то такие расходы еще терпимы, но если нужна целая бригада, работодатели предпочитают нанимать сотрудников из ближнего зарубежья.
– Как-то мы видели, как работают китайцы-отделочники. Это невероятный уровень, – рассказывает специалист отдела кадров одного из ярославских предприятий. – Наш генеральный был восхищен и хотел даже выписать специалистов из этой страны, но когда подсчитали расходы, то отказались от этой идеи, взяли рабочих из стран ближнего зарубежья.
Белорусы, казахи, киргизы, таджики…
Больше всего ярославские работодатели любят белорусов и казахов – граждан этих государств можно брать на работу без разрешений и квот. Затем следуют киргизы, поскольку у них разрешение на работу действует вдвое дольше, чем у граждан остальных стран ближнего зарубежья, то есть 2 года. Например, ярославский филиал компании «Монтекссервис» в недавнем прошлом брал на работу около 200 киргизов.
Но все же больше всего мигрантов трудится в строительной отрасли. На нее приходится 60 процентов разрешений на трудовую деятельность, причем львиная доля – на граждан Узбекистана и Таджикистана.
– Я работаю кадровиком на двух ярославских строительных предприятиях, – рассказывает Ангелина Вавилова. – У нас трудятся 30 узбеков, 10 киргизов и 5 армян. В основном это рабочие. Зарплату мы им платим такую же, как и россиянам, но только последние особого желания у нас работать не испытывают. Слишком мала зарплата. Впрочем, удивляться этому не приходится. У нас 10 тысяч – это низкая оплата труда, а в странах бывшего СНГ это очень неплохие деньги.
По словам Вавиловой, иностранные граждане приезжают в Россию зачастую без рубля в кармане. Тогда фирма берет на себя расходы по прохождению медицинской комиссии, оплачивает им разрешение на трудовую деятельность, дает подъемные, обеспечивает проживание. Правда, чаще всего оно спартанское. Строительные компании оборудуют для рабочих из ближнего зарубежья строительные вагончики, которые устанавливают прямо на территории строящегося объекта. Зато гастарбайтеры не тратят деньги на съем жилья и проезд. Да и питаются, как правило, тоже сообща.
– Иностранцы, обустроившись в России, начинают звать сюда своих друзей и знакомых. В Ярославле много узбеков из города Касансай, а киргизы в основном из Оша. После того как они отработают год, едут домой – кто на месяц, а кто и на три. А затем возвращаются и получают новое разрешение на работу, – поясняет Ангелина Вавилова.
Если у вас есть патент
И наконец, еще одна группа иностранцев – лица, имеющие патент на трудовую деятельность. Он нужен тем, кто устраивается на работу к физическому лицу. Допустим, захотел человек нанять на работу садовника из Узбекистана. Тогда иностранец должен получить патент. А договор с ним работодатель имеет право заключить даже в устной форме.
– Это законный способ жить в России. С 1 июля 2010 по 1 марта 2012 года приняты заявления о выдаче патентов для работы у физических лиц более чем у 7 тысяч иностранных граждан. Патенты выдаются, но никто не проверяет, работает потом иностранец или нет, – говорит начальник отдела по вопросам трудовой миграции управления Федеральной миграционной службы по Ярославской области Ирина Смирнова. – Но государству это выгодно, поскольку иностранец, получивший патент, каждый месяц отчисляет 1 тысячу рублей в виде налогового платежа. Это 12 тысяч в год. А разрешение на трудовую деятельность обходится всего в 2000 рублей в год. Вот и почувствуйте разницу. За прошлый год Ярославская область получила от иностранцев, имеющих патенты, 20,5 миллиона рублей, а от тех, у кого есть разрешение на работу, всего 12,5 миллиона.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Если в 2006 году армия иностранного труда насчитывала всего 2078 «штыков», то в 2007-м их было уже 7054, в 2008-м – 7699. В 2009-м, кризисном году, количество желающих поработать в России резко сократилось – до 4440 человек. В последующие два года наблюдалось небольшое увеличение количества выданных разрешений на работу, и в 2011 году их было предоставлено 5,5 тысячи. Так что на докризисный уровень мы еще не вышли.
Комментарии