
День студента, или Татьянин день
25 января отмечается Татьянин день, который еще в середине прошлого века стал Днем студента, веселым и шумным праздником студенческой братии.Билет при нем!
Кто самый бесстыжий?
Считается, что европейские и американские студенты не списывают, ибо для них знания важнее оценок. В Принстонском университете США во время экзамена преподаватели для проверки моральности студентов даже выходят из аудитории. Ведь учащиеся сами приняли кодекс чести, запрещающий списывание. Кроме того, в Штатах за пользование шпаргалками можно вылететь из универа. Также там считается нормой работа информаторов из числа студентов, чья задача сообщать куда следует о нарушении «списывательной» дисциплины.
Тем не менее и американцы пытаются списывать. В 2013 году с громким скандалом из Гарвардского университета за списывание на экзамене отчислили 60 студентов.
Последние соцопросы европейских студентов подтвердили, что и они при случае пытаются смухлевать. В этом признались немецкие и французские студенты. Есть такая проблема и в Японии.
А в России списывание не является аморальным поступком. Однако преподаватели считают, что нельзя всех списывальщиков стричь под одну гребенку. Умный, знающий предмет студент от страха и неуверенности подсмотрел в учебник… и успокоился. Уставшая после тяжелого трудового дня, обычно добросовестная студентка-заочница «затупила» на экзамене и подглядела в мобильник. Это можно простить! А вот глупый, ленивый, не желающий учиться студент списывает нагло. За это карать беспощадно! В рамках дозволенных экономических возможностей.
Каждый студент – деньги для вуза
А кстати, что бывает со студентами ярославских вузов, пойманными на экзамене со шпаргалками?
– По-разному, – объясняет один из преподавателей ЯрГУ. – Одних пожурят и зададут пару заковыристых вопросов. Других отправят на пересдачу. Не отчисляют никого.
Между тем за рубежом, а теперь и в России проводятся исследования об экономическом вреде списывания. Утверждается, что нечестное поведение студентов уменьшает эффективность инвестирования в высшее образование из-за снижения квалификации выпускников. Также считается, что двоечники-недоучки будут и впредь обманывать, но уже на своих рабочих местах.
Однако многие ярославские преподаватели называют проблему списывания надуманной. Да, в вузах масса студентов, которые систематически не учатся и учиться не собираются. Но отчисление тунеядцев вне компетенции преподавателя, поймавшего их со шпаргалкой. Это даже не вполне в рамках вуза. Корни вопроса уходят в государственную политику в отношении экономики высшего образования России. Ее принцип «каждый студент – деньги для вуза». Потому практически всех тупиц и лентяев на платном отделении тянут до диплома.
Препода не проведешь!
Шел экзамен по истории КПСС. Моя однокурсница задрала юбку и срисовывала с обширных бедер даты партийных съездов. Проходя мимо, историк демонстративно отворачивался. Он все видел. А однокурсница думала, что нет. А можно ли на самом деле обмануть препода?
Владеющего предметом – невозможно. Асы преподавания мастерски умеют ставить заслон списыванию. Мобильники, конечно, не отбирают: «Мы полицейские, что ли?» Противодействуют интеллектуально. Кто-то устраивает блиц-опросы. Другие задают вопросы в нестандартной форме. И, наконец, никто не отменял уточняющие вопросы на понимание материала…
Однако делать шпаргалки не всегда плохо. Помню, преподаватель по зоологии беспозвоночных изъял на экзамене у одного из нас шпаргалку длиной от окна до двери аудитории. Рассмотрев это чудо, он с придыханием сказал:
– Ставлю на балл выше!
Дело в том, что в зоологии много латыни, которую надо тупо знать. Потому преподаватели часто не против шпаргалок по предметам, где требуется заучить большой объем материала. Но писать их надо непременно от руки и вдумчиво. Это отличный способ запоминания!
Елена СОЛОНДАЕВА
В вуз за «корочкой»
Ни для кого не секрет, что на заочных или, как это сейчас принято, заочно-дистанционных отделениях вузов обучается немало студентов, которые пришли в учебные заведения не за знаниями, а исключительно для получения «корочек» – диплома о высшем образовании.
Речь идет о студентах, поступающих в высшие учебные заведения уже в достаточно «солидном» возрасте: в тридцать, сорок, а то и в пятьдесят лет. Как правило, это люди, у которых за плечами огромный опыт работы, но нет диплома.
Но если вдруг впереди замаячила перспектива устроиться на солидную должность в госструктуру или компанию федерального значения, а единственным препятствием для этого служит отсутствие высшего образования, то совсем обидно становится. Это как раз и случилось с 40-летним Дмитрием из Ярославля.
По словам мужчины, он уже лет пятнадцать работает в торговой сфере. Казалось бы, зачем продавцу, тем более успешному, высшее образование? Еще пару лет назад так думал и Дмитрий. Однако после одного случая его мнение на этот счет резко изменилось.
– Учитывая мой опыт работы и высокие показатели продаж, мне предложили высокую должность в одной крупной российской компании, но не случилось… А все потому, что у меня не было диплома о высшем образовании, а по корпоративным стандартам это необходимое требование для претендента, – рассказывает Дмитрий. – Обидно было, не то слово. Конечно, первое, что пришло на ум, это купить «корочки» в каком-нибудь московском переходе. Затем знакомые знакомых предложили переговорить с нужным человечком в каком-то вузе, который мог бы за энную сумму помочь в получении вроде как легального диплома о высшем образовании.
Дмитрий от таких предложений отказался. Он поступил в один из частных вузов в соседней области на так называемое заочно-дистанционное обучение. Разумеется, на платной основе.
– На вступительных экзаменах мне пришлось сдавать тесты, но ничего страшного тут не было, члены приемной комиссии были настроены очень дружелюбно ко мне и другим абитуриентам в возрасте, – ухмыляется Дмитрий. – Дальше мне стали высылать задания с темами рефератов, контрольных работ, тестов, которые требовалось выполнить к определенному сроку. Приезжать во время сессии в вуз необходимости нет. Все работы отправляю электронной почтой. Думаю, что появлюсь в университете уже только на защиту диплома, до которой осталось совсем немного времени.
Понимают ли это в самих вузах? Ответ, конечно, очевиден.
Сергей ЛАВРОВ
Халява, приди
Самые веселые студенческие истории связаны со сдачей экзаменов.
Это сегодня Юля и Оксана без пяти минут выпускницы ЯГМУ, а готовясь к своему первому экзамену, обе страшно волновались.
– Ну что, девчонки, боитесь на экзамен идти? – спросил их солидный пятикурсник. – А вы не бойтесь! У нас главное – халяву правильно позвать.
– Это как? – заинтересованно спросили хором девчушки.
– Так просто. Вечером после десяти высуньтесь в форточку, зачетку в руке держите и громко кричите: «Халява, приди! Халява, приди!». Потом со спокойной душой ложитесь спать, учебник только под подушку суньте…
…Вечером девчонки все сделали, как им и было велено. Старшекурсники смеялись до слез над доверчивыми «малолетками», но самое обидное было то, что у Юли «призыв» не сработал, и с тех пор девушка рассчитывает только на собственные силы.
Однако самый большой облом случился с ребятами, когда они сдавали общую химию. Здесь их «наколол» преподаватель – дама серьезная, которая и улыбнуться-то себе не позволяла.
– Так, группа, – произнесла она, – завтра с утра приходите на экзамен. Тому, кто сделает шпаргалку пять метров длиной и десять сантиметров шириной, на которую сумеет поместить весь материал, поставлю на балл выше.
Наутро со шпорами пришли все.
– Ну, – с порога произнесла преподавательница, – кто смог сделать шпаргалку?
Все подняли руки.
– Надо же? – искренне удивилась дама. – Староста, соберите подручный материал. Собственно, господа, можно тянуть билеты и готовиться.
И в этот самый момент до народа дошло, как его жестоко обманули. Шесть лет прошло, но вспоминают студенты об этом случае так, будто он произошел вчера…
Анастасия ЕЛИСЕЕВА
Другие новости раздела «Общество»






Комментарии