02:38
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 августа 2015

Деревня моя, деревянная дальняя...

В Ярославле в серии «Библиотека ярославской семьи» вышел трехтомник «Деревни и села Ярославской области».  

О том, как шла работа над ним, рассказали на встрече в редакции «Городских новостей» исполнительный директор серии Антон ГОЛИЦЫН, авторы статей кандидат исторических наук Нина ОБНОРСКАЯ и кандидат исторических наук Андрей ДАНИЛОВ.
– По какому принципу отбирали села и деревни, включенные в трехтомник?
Антон Голицын: – Невозможно рассказать обо всех деревнях и селах – их слишком много. Но можно было выбрать, с одной стороны, наиболее типичные, а с другой – неординарные. Таким образом сложилась картина сельского мира Ярославской области. Представьте только: еще сто с небольшим лет назад 925 тысяч жителей губернии (из 1 миллиона 71 тысячи) населяли именно деревни и села! Мы все родом из деревни, потомственных горожан совсем немного.
Андрей Данилов: – В издание вошли очерки о разнообразии сельской жизни Ярославского края на протяжении столетий. Старинная деревенька Брагино в Мышкинском районе, в которой проживают сегодня всего-то 10 человек, дала название одному из самых знаменитых сортов льна и хотя бы поэтому была включена в трехтомник. Есть села, которые древнее многих городов, а есть молодые поселки, например, Дубки. Сегодня все знают дубковские огурцы, дельфинарий. Село Толбухино попало в книгу не только потому, что когда-то в Давыдковскую школу ходил будущий маршал Толбухин, но и потому, что рядом находится могильник фатьяновской археологической культуры.
Нина Обнорская: – Идея заключалась в том, чтобы показать сельскую жизнь с разных сторон. Над этим трехтомником работали около 40 авторов, каждый писал в своем стиле, и разницу нужно было сгладить, сохраняя при этом авторскую индивидуальность. Краеведческие материалы грешат тем, что писатель влюблен в свою местность и каждый объект считает уникальным. У краеведов не всегда получается вписать местную историю в общероссийскую. Мы старались выверить все, отделяя вымысел от истории.  
– С историей сел и деревень Ярославского края связаны дворянские усадьбы, среди владельцев которых было немало выдающихся деятелей Российского государства. Эта тема отражена в трехтомнике?
Н.О.: – Ярославской области повезло меньше, чем, скажем, Московской. Подмосковные дворянские гнезда превращали в пансионаты, санатории, тем самым сохраняя усадьбы. У нас хорошо сохранилась лишь Карабиха, и то только благодаря памяти Н.А. Некрасова. А многие усадьбы, к сожалению, забыты, разрушены, перестроены. Например, в Даниловском районе усадьбу древнего дворянского рода Борщевых – красивый трехэтажный особняк с колоннами – разобрали по кирпичику. Усадьба в Смоленском Переславского района сохранилась, но функционирует уже в другом качестве. Есть люди, которые занимаются историей этого села и усадьбы, она показана в трехтомнике.
А.Г.: – Мало кто знает старинную усадьбу в селе Ракоболь Пошехонского района. Там сохранились главный дом, усадебные постройки, парк и пруды.
А.Д.: – Ярославская область – территория не усадебная. Усадьбы были мелко- и среднепоместные, зачастую они не отличались от крестьянских изб, поэтому большая часть их не сохранилась. Тех, что представляли значимый элемент культуры, определяли жизнь округи и имели общероссийское звучание, – единицы.
Усадьба «Иловна» графов Мусиных-Пушкиных покоится под водами Рыбинского водохранилища, Петровское, когда-то загородное имение Михалковых, вошло в черту Рыбинска, сейчас находится в плачевном состоянии. От усадьбы Щербатовых в Михайловском сохранились только липовый парк, храм и хозяйственные постройки.
От некоторых и вовсе осталось только название, например, Пятницкая гора в Гаврилов-Ямском районе. Некогда это одно из культурных дворянских гнезд, принадлежавших Карновичам, центр агрономических инноваций середины XIX века, где разрабатывались новейшие подходы в льноводстве, картофелеводстве, где была одна из крупнейших частных картинных галерей.
– Недавно Новоселки с усадьбой Коковцевых вошли в черту Ярославля. Какая судьба ожидает это дворянское гнездо?
А. Д.: – Этот уникальный объект – единственная сельская дворянская усадьба, вошедшая в черту Ярославля. Мэрии нужно внимательнее отнестись к этому культурному феномену. Там сохранились главное здание с овальными боковыми стенами, каскад прудов, парк.
Род Коковцевых был известен в России. Последний его представитель, Владимир Николаевич Коковцев, занимал пост министра финансов Российской империи, затем – премьер-министра, был преемником Столыпина. Очень важно, чтобы для этой усадьбы нашелся хозяин. Сейчас расселенное здание пустует, а значит, подвержено разрушению. Усадьба с таким же зданием в селе Спас-Виталий Ярославского района была утрачена именно в связи с отсутствием хозяина. Она принадлежала дворянам Хвостовым. В этом имении, вполне возможно, останавливался Суворов, так как Дмитрий Иванович Хвостов был его родственником. Слава Богу, что удалось найти хозяина для замка Понизовкиных на Красном Профинтерне.
– Во многих селах Ярославской области дома украшены деревянными ажурными наличниками. Например, в Курбе. Есть ли информация об искусстве народных умельцев, резчиков по дереву в трехтомнике?
 Н.О.: – Главными специалистами по изготовлению наличников были сицкари – этническая группа, проживавшая вдоль реки Сить. Сицкари славились на всю округу как умелые плотники, о них даже ходили поговорки. Умельцы резьбы по дереву были и в других местах, например, в Пошехонском районе, в Пречистом. Каждого отличали своя техника резьбы, свои узоры. К сожалению, этот пласт культуры на наших глазах рушится и пропадает.
А.Д.: – Ярославский наличник недоизучен, недооценен. По работе с иностранными туристами я знаю, что им безумно нравится русская деревянная резьба. А у нас нет ни одного туристического объекта, который бы показывал этот пласт культуры. Обидно. Я помню, как одна финская студентка буквально бросалась к каждому наличнику, который встречался ей на пути, фотографировала в разных ракурсах, говорила, что ни в Финляндии, ни в Европе ничего подобного нет. Когда я ей объяснил, что это такое, она даже взялась написать про наличники.
– Интересны и названия многих сел и деревень, среди них немало угро-финских. Топонимика нашла свое отражение в издании?
А.Д.: – Статья про каждый населенный пункт начинается небольшим топонимическим экскурсом. В местах компактного проживания мерян из финно-угорского племени мы видим целую россыпь названий населенных пунктов. Например, в Ростовском районе – Шурскол, Деболы. О мерянском происхождении говорят такие названия, как Сопелки, Туношна, Шопша. Финно-угорские названия больше характерны для рек, озер, они более древние, устойчивые. Названия населенных пунктов значительнее подвержены изменениям.
– Древняя Ярославская земля наверняка хранит мифы, легенды, истории, связанные с известными личностями…
А.Г.: – В каждом населенном пункте есть какая-то своя история, связанная с  дворянским родом или конкретным человеком, который прославил это место. Это может быть современная история успеха, например, у Демино. Менее известно о Сопелках, где когда-то находился крупнейший центр старообрядчества.
Н.О.: – В конце XVIII века в Сопелки пришел некто Евфимий, который развил идеи страннического согласия – одного из направлений беспопов-
ского старообрядчества. Некоторое время он жил в Ярославле в Коровниках. Там нашел единомышленников. Он говорил, что вся власть от Антихриста, значит, надо бегать, скрываться от антихристовых властей, не признавать документов, не брать денег. Из Ярославля Евфимий ушел в Сопелки, где жители приветили его. Он всех перекрестил, и село стало жить тайной жизнью. Сюда отовсюду стекались последователи страннического согласия, Сопелки стали всероссийской тайной столицей бегунов, или странников, – одного из наиболее радикальных толков старообрядчества. Они подразделялись на истинных, проводивших всю жизнь в скитаниях, и жиловых, ставших оседлыми обитателями села Сопелки. У жиловых были дома с большим количеством дверей, потайных ходов,  укрытий. Власти об этом не знали,  и только в середине XIX века была создана специальная правительственная комиссия для борьбы с бегунами. Одним из ее членов был Иван Аксаков, сын знаменитого писателя. Столица бегунов в Сопелках была разорена и  в начале ХХ века переместилась в Сибирь. Но даже в 70 – 80-е годы прошлого века в Сопелки приходили странники.
Считается, что одним из странников был и Никита Понизовкин, основатель известной промышленной династии. Он пропал, и его никто не мог найти. Когда шло расследование по делу бегунов, Понизовкиных привлекали к допросу, но к тому времени это были такие финансовые тузы, что подступиться к ним было трудно. С Сопелками связано еще одно известное купеческое семейство – Полетаевых. Рассказывали,  Яков Полетаев откупал бегунов от местной полиции. Кстати, у него служили в приказчиках дед и отец Леонида Собинова.
А. Д.: – Что касается легенд, главное было представить их именно как предания и параллельно дать реальный исторический материал.
А.Г.: – Мне нравится легенда села Середа, восходящая к Смутному времени. Когда к Середе подходил отряд поляков, некий житель по прозвищу Крошило первым увидел их приближение. Он спрятал церковные ценности, боясь разграбления, но никому об этом не сказал. Жители решили, что поляки захватили церковные реликвии. Когда угроза отступила, Крошило их достал и вернул сельской общине. Его поступок в селе воспринимался как настоящий подвиг. В память об этом событии жители Середы даже устраивают праздник «Крошиха». Насколько это предание достоверно, трудно сказать. Но событие отражено даже в пословицах и поговорках: «Сусанин заведет, а Крошило спрячет», «Спрятал, как Крошило».
Н.О.: – Есть легенды, утвердившиеся в советской литературе, например, про село Великое. Считается, что Петр I пожаловал этот населенный пункт  своему сподвижнику фельдмаршалу Репнину в 1709 году за победу в Полтавской битве. Но село-то Репнин получил в 1707 году. Существует и предание о том, что Петр посещал Великое, и даже сохранился дом, где император останавливался. Но это событие никак не подтверждается.
А. Д.: – В краеведческой литературе говорится, что царь Михаил Романов останавливался в Великом. Однако дорога, по которой он ехал, была немного в стороне, шла через Шопшу. Что должно было заставить Михаила Федоровича отмахать 15 верст в сторону, чтобы переночевать в Великом?
Есть еще одна легенда, связанная с селом Вятским. Когда там начал создаваться туристический центр, меня попросили дать комментарий относительно названия села. Легенда гласила, что, когда Иван Грозный ехал через эту местность, у него завязла карета. Царь никак не мог выбраться, устроил истерику и так долго кричал, что все услышали: «Вязкое, вязкое, здесь не надо ездить». Якобы «вязкое» и превратилось впоследствии в «вятское». Мне стоило достаточно большого труда доказать местным краеведам, что название населенных пунктов так не образуется. Вятское, вероятнее всего, связано с вятичами – это один из родоплеменных союзов восточных славян, который принимал участие в первичном освоении этой территории. Видимо, это был один из первых славянских населенных пунктов, за что и отмечен названием  «вятский», то есть славянский, а не финно-угорский.
Н.О.: – Мы нашли документ – маленькое частное судебное дело, где разбирался вопрос о какой-то меже и при этом упоминались более ранние события. В нем упоминалось Вяцко – название митрополичьей волости. Но если есть волость, значит, имеется и центр с таким же названием. Таким образом, документ позволил предположить, что село Вятское как центр митрополичьей волости существовало уже в начале XV века.
А.Д.: – То есть вместо 1502 года, от которого жители Вятского вели историю до недавнего времени, отсчет надо вести от начала XV века. Документы позволяют увеличить возраст села почти на сто лет.
– Какие населенные пункты Ярославского района вошли в трехтомник?
А.Д.: – Толбухино, Сопелки, Туношна, Дубки, Карабиха, хотя этот перечень можно было в три раза увеличить.
А. Г.: – Мне, например, было интересно узнать, что поселок Дубки образован путем переселения жителей порядка десяти деревень, которые оказались на месте строительства НПЗ. Или, например, аэропорт Туношна. На старых картах на месте взлетно-посадочной полосы находились деревни, их тоже переселили.
А. Д.: – Статьи о каждом селе или деревне захватывают и древнейшие пласты истории, и современность, что важно. Авторы и редакторы очень тактично старались описать и то, что было до 17-го года и после, и то, чем живет село или деревня в наше время.

ФОТО Сергея ШУБКИНА  

КСТАТИ

На фестивале «Книги России», который прошел 25 июня в Москве на Красной площади, первое место как лучший региональный проект завоевала книжная серия «Библиотека ярославской семьи». Почетный гость фестиваля президент Владимир Путин, обходя книжные ряды, обратил внимание на нее и  отметил, что традиции, история, природа – это то, чем гордятся люди. Издатель Виталий Горошников презентовал президенту том «Святые Ярославской земли».

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать