02:41
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 июня 2016

Дети не умеют летать…

Почему дети травмируются? Отчего в каникулы это случается чаще? Как научить школьников  правильному поведению в опасных ситуациях? Можно ли предотвратить  несчастные случаи?  Этой статьей мы начинаем обсуждение проблемы детской безопасности.

Каникулы начались!

В травматолого-ортопедическом отделении областной детской больницы – каникулярная лихорадка. Уже две недели здесь лечатся около 70 детей – в полтора раза больше, чем во время учебного года. Вчера за два часа поступили три ребенка с внутрисуставными переломами плеча. Зимой такое случается раз в месяц. Прямо в момент нашего посещения врачи торопятся принимать ребенка после ДТП.

– Поступление детей идет круглосуточно, – на бегу поясняет завотделением Максим Александрович Вавилов. – Сегодня даже инструменты для операций закончились.
Лето – бум уличных травм. Детей везут с переломами, ушибами, сотрясениями мозга, свезенными «до мяса» локтями, коленями, лицами. Из дворовых городков, упавших с велосипедов, самокатов, роликов, батутов. Кого-то толкнули друзья, кто-то катался без шлема и наколенников. На днях поступил мальчик из городского лагеря. Приятели сильно раскачали его на качелях. Пацан упал, качели ударили по голове: сотрясение мозга, растяжение мышц шеи. Здесь же другой мальчик. Отец подарил ему скутер. Сыну 11 лет! Ребенок выехал на дорогу, врезался в грузовик – перелом бедра, обширная рана на коленном суставе. Лечение продлится как минимум три недели.

– Как будто учебу отрезали острым ножом и в безудержном стремлении к свободе дети впрыгнули в лето! – воспитатель отделения травматологии Ольга Владимировна Шубина знает, о чем говорит. Именно ей приходится развлекать, утешать и морально поддерживать маленьких пациентов, которые вместо отдыха мучаются на больничной койке. Горячая пора для нее и всего отделения закончится только в середине сентября.

Пугающая статистика

В каникулы детский травматизм взлетает до небес во всем мире. Но и без них статистика травм страшна. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от травм умирают около 830 000 детей от 0 до 17 лет, или около 2300 ежедневно. Ведущими причинами смерти ВОЗ называет ДТП, утопления, ожоги, падения и отравления. Самый низкий травматизм, менее 15 случаев на 100 тысяч человек, наблюдается в богатых странах: США, Канаде, Австралии и Западной Европе. Самый высокий, более 45 случаев, – в странах Африки, Индии, Пакистане и Индонезии. Россия вместе с Центральной и Латинской Америкой находится посерединке, 15 – 30 случаев на 100 тысяч.

Ежегодно травмируются более 3 миллионов российских детей. Большинство получают нетяжелые бытовые или уличные травмы. Среди смертельных в России преобладают ДТП и падения. В лидерах 4 федеральных округа: Северо-Западный, Приволжский, Дальневосточный и наш – Центральный.

В пугающую статистику ЦФО Ярославль вносит свою лепту. С начала года в городе произошло 16 ДТП с участием детей, 2 из них – смертельные. Первая трагедия случилась 30 апреля на проспекте Машиностроителей, где пьяный водитель автомобиля «Киа» на переходе насмерть сбил 3-летнего мальчика. Летний счет открылся 5 июня смертью 15-летнего подростка и тяжелыми травмами у его 15-летней подруги: в девятом часу вечера во дворе на улице Нефтяников ребята на скутере врезались в автомобиль «Мицубиси».

В статистике смерти и гибель 8-летнего мальчика от удара электротоком. 14 мая в садоводческом товариществе «Дорожник», гуляя рядом с трансформаторной подстанцией, ребенок прикоснулся к проводам. Поговаривают, что подстанция была открыта и мальчишка прятался в ней, играя в прятки...

3 мая на улице Нефтяников насмерть разбился 3-летний мальчик. Он остался один в комнате, забрался на подоконник, открыл окно, оступился и упал на землю с 12-го этажа.

Вторую оконную жертву – 2-летнюю девочку, выпавшую с 3-го этажа на улице Панфилова, на днях выписали из детской областной больницы. Врачи надеются, что ее здоровье восстановится.

Во всем мире ВОЗ давно проводит информационную кампанию под названием «Дети не могут летать!». Да, да, дети падают из окон не только в России.

Взрослый должен быть рядом

ВОЗ считает, что 90 процентов детских травм случайны и большинство из них можно было предотвратить.

– Однажды летом я с двухлетней дочерью сидела в комнате. Окно (на пятом этаже) было открыто, – вспоминает мама двоих дочерей Анна Серебрякова. – Дочь спокойно играла с куклой на полу, я строчила на швейной машинке. Поднимаю голову, вижу, малышка стоит на подоконнике и упирается руками в москитную сетку. Я не крикнула, испугалась, что девочка сделает резкое движение. Молча бросилась к дочери, успела схватить на руки. Потом ругалась, плакала, выла. Когда успокоилась, объяснила, что она могла разбиться, и впредь запретила залезать на подоконник. С тех пор окна оставляю открытыми только в откидном положении.

Еще случай произошел, когда дочь только начала подниматься на ножки с опорой. Я мыла пол в кухне. Ведро с водой стояло в коридоре. Видимо, малышка подползла к нему, поднялась, заглянула внутрь, потеряла равновесие и вниз головой упала в воду. Я оглянулась на шум, увидела торчащие вверх ножки, в два прыжка долетела до ведра. Ребенок не успел даже испугаться, а меня долго трясло, как в лихорадке…

Если бы Анны не было рядом, ее дочь могла бы погибнуть. Но с маленькими детьми все же проще: взрослому нужно быть с ребенком, предвидеть опасные ситуации и не теряться в них. С подросшими сложнее: их приходится отпускать. Здесь вся надежда на то, что ребята обучены и в опасной ситуации правильно себя поведут. Отметим, ярославских детей в школах обучают всем азам безопасного поведения. ГИБДД – поведению на дорогах и езде на велосипедах. МЧС – обращению с огнем и газом, поведению на воде и на льду. Стражи правопорядка – правилам поведения в лифте, в подъезде, при встрече с незнакомцами. Но несчастные случаи все равно происходят. Почему?

Мимо цели

Причина в самих детях. Они познают мир. Мальчики делают это активнее девочек, в опасные ситуации они попадают чаще, травмируются больше.

– Мои мальчишки в детстве получили столько переломов, столько раз лежали в больнице, что не знаю, как вообще их вырастила, – рассказывает мама двоих сыновей Ирина Ш. – Они везде влипали в истории. Однажды один из сыновей попал в больницу с диагнозом «гепатит А», а вышел оттуда с диагнозом «ожог живота». Оказывается, он где-то достал кипятильник и варил в консервной банке сосиски...

Но при всей любознательности дети – не маленькие взрослые. Их способность обрабатывать окружающую информацию несовершенна. Там, где взрослый правильно оценит опасность, ребенок ошибется. А подростки могут еще намеренно рисковать, считая, что они заговоренные.

Другая причина травматизма – неэффективное обучение. Да, обучения много, но оно не всегда попадает в цель.

– Жизнь состоит из цепочки ситуаций. Учить детей и подростков тоже пытаются на ситуациях, – объясняет доктор психологических наук, доцент ЯрГУ Елена Витальевна Конева. – Ребенку говорят: «Если твои друзья пошли в опасное место, сам с ними не ходи. А если можешь – останови их!» Ребенок вроде бы все понял. Но беда в том, что в реальной жизни он часто не узнает ситуацию. Потому профилактика безопасности крайне сложна. В школе детям дают либо оторванный от жизни систематизированный материал, либо, наоборот, стараются максимально приблизить теорию к практике и снова попадают пальцем в небо.

Объясню на примере, как можно недооценить ситуацию и переоценить собственные силы. На днях я сказала своим детям, уходящим на прогулку с собаками, чтобы при приближении ливня они немедленно бежали домой. Вскоре тучи заволокли небо, но дети решили, что еще успеется. Начал накрапывать дождь, дети стали запирать собачью площадку. Замок не поддавался, они долго возились, дождь перешел в ливень. Дальше выяснилось, что на площадке забыта сумочка с собачьим лакомством. Дети снова открыли и снова долго закрывали площадку. Посыпался град. В итоге домой пришли совершенно продрогшие и на следующий день заболели.

Но несмотря на то что обучение безопасному поведению сейчас недостаточно эффективно, учить все равно нужно.

– Необходима разработка новых методик, – считает Елена Конева. – А пока объясняйте по-старому, на ситуациях: что делать, чего не делать, куда ходить, куда не ходить. Обобщения тоже уместны: «От своих не отходи». И помните: главная роль в формировании у ребенка навыков безопасного поведения принадлежит не школе, не обществу в целом, а родителям.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать