Дети в школу собирайтесь
Как жаль, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и до окончания летних каникул осталось совсем немного. Пройдет еще неделя, и наши дети вновь переступят порог школы, начнется новый учебный год. Как сделать так, чтобы его течение не было омрачено различными болезнями, как помочь ребенку адаптироваться к режиму? Об этом мы говорим сегодня с Татьяной НОВИКОВОЙ, заместителем главного врача по лечебной работе поликлиники №5, и ее коллегой Натальей ПРОШИНОЙ, заведующей отделением организации медпомощи детям в образовательных учреждениях.
Наталья Прошина: – Дни действительно наступают непростые, ведь за лето ребенок отвык от режима: он ест когда хочет, спать ложится позднее, чем обычно, много гуляет. А с началом учебного года в его жизни меняется все. Поэтому, чтобы все эти перемены не были для школьника стрессовыми, надо уже сегодня стремиться к тому, чтобы он возвращался к привычному распорядку дня: пусть встает раньше на 15 – 20 минут, ложится спать не позднее 22.00, завтракает и обедает именно в те часы, в которые он будет это делать начиная с сентября.
Правила, казалось бы, простые, и мы напоминаем о них родителям ежегодно, но каждый год именно изза того, что многие взрослые их игнорируют, у детей возникают проблемы. Ведь адаптация к школе далеко не у всех ребят протекает легко и безболезненно. И тому есть немало причин. Тот же первоклассник, перешагнувший первый раз порог школы, вынужден долгое время проводить без родителей, к тому же он должен достаточно быстро научиться соблюдать определенные правила поведения, наконец, ему необходимо приспособиться к жизни в новом детском коллективе… Это очень сложно! Именно поэтому мы всегда говорим родителям, что ребенка надо обязательно готовить к школе.
Татьяна Новикова: – А я бы вот еще что отметила: у нас изменилась сама структура заболеваемости детей. Зачастую ребенок уже при рождении имеет группу по какомуто заболеванию. Все это идет от того, что современные молодые женщины начинают половую жизнь очень рано. Да, они научились предохраняться от нежелательной беременности, но не соблюдают элементарных правил гигиены. В результате младенцы с рождения страдают целым букетом недугов. Пока дети находятся в дошкольном возрасте, мы стремимся по максимуму их пролечить, но ведь не все в нашей власти. Нередко именно начало школьных занятий обостряет ряд хронических заболеваний. Происходит это по самым разным причинам: гдето свою роль играет стресс, а гдето низкая иммунная защита организма.
Однако помимо врожденных заболеваний есть и приобретенные. Нас сегодня очень беспокоит распространение миопии. В начальной школе деток в очках вы практически не встретите, но к окончанию седьмого класса проблемы со зрением есть уже почти у доброй половины ребят. Почему? Да потому что сегодня дети много времени проводят у экранов компьютеров. Младшие школьники играют в различные игры, те, кто постарше, «сидят» в социальных сетях. Это оказывает негативное влияние на здоровье. Ведь растущему организму нужно больше времени проводить в движении, надо бегать, прыгать, кататься на лыжах, на коньках. А современные дети малоподвижны. Если ктото из них и занимается спортом, то ходит на занятия в зал. Час он «качает» мышцы в закрытом помещении, вместо того чтобы пробежаться по улице, а потом опять возвращается за стол, к компьютеру. От такого образа жизни страдает не только зрение, но и осанка, а это уже в свою очередь ведет к тому, что ребенка начинают мучить желудочнокишечные заболевания.
Наталья Прошина: – Начало учебного года, особенно его первые месяцы, нередко сказывается на нервнопсихическом состоянии как старших школьников, так и первоклассников. Все родители хотят, чтобы их ребенок был успешен, но не все знают и понимают, как этого добиться. Сегодня у нас во всех детских садах работают психологи, они наблюдают за детьми, дают рекомендации по их дальнейшему развитию и воспитателям, и родителям. К их советам надо обязательно прислушиваться…
Татьяна Новикова: – …хотя бы потому, что при нынешнем разнообразии учебных программ они порекомендуют вашему малышу ту, которую он в состоянии усвоить. В моей практике не было еще случая, чтобы воспитатели или психологи детских дошкольных учреждений ошибались в этом вопросе. Но зато я знаю немало примеров другого рода, когда родители вопреки этим рекомендациям отдавали ребенка в класс с очень сложной программой и сталкивались с большими проблемами.
Бывает, что мы рекомендуем малышу для начала поучиться в коррекционном классе, он со временем выровняется и спокойно догонит своих сверстников, но мамам и папам даже сама мысль о том, что их сын или дочь «не такие как все», уже не дает покоя. Они изо всех сил стремятся попасть в обычную школу, и что потом? Одни мучения для них, а главное, для малышей. Поэтому в самый канун учебного года хочу им порекомендовать вот что: если вы сомневаетесь в заключении, которое вам дали специалисты того или иного ведомства, придите к нам в поликлинику, у нас вот уже несколько лет работает специальное психотерапевтическое отделение. Здесь вас по всем вопросам проконсультируют не только опытные доктора, но и квалифицированные психологи.
Наталья Прошина: – Конечно, идеально, если ребенок всесторонне подготовлен к школе. Но вот только не надо думать, что такую подготовку можно получить, только посещая детские дошкольные учреждения. Детский сад – это хорошо, но и самим родителям надо заниматься с ребенком. К тому же отдавать в сад малыша раньше, чем ему исполнилось три года, все же не стоит.
Татьяна Новикова: – Еще одна рекомендация родителям: не забывайте о том, что ваш ребенок должен получать полноценное питание. В его рационе не должно быть ни чипсов, ни сухариков, ни магазинных пельменей. Пусть лучше он больше ест овощей, ягод и фруктов, которые растут в нашей полосе. Обязательно нужны белки – рыба, мясо, иначе растущий организм не сможет нормально развиваться.
Наталья Прошина: – Закаливайте детей, но в то же время не забывайте о том, что болезни могут быть вызваны не только какимито вирусами, но и стрессом. Поэтому говорите со школьником как можно чаще, причем вне зависимости от того, сколько ему лет – семь или семнадцать. Помните, что в любом возрасте дети нуждаются в вашей заботе и вашем участии.
Советы
Ваш ребенок идет в первый класс
Чтобы учеба не была ему в тягость, психологи советуют родителям сделать следующее:
1. Обязательно заранее познакомьте малыша не только с его будущей учительницей, но и с кем-то из одноклассников.
2. Если ребенок не ходил в детский сад, будет лучше, если в класс вы придете вместе с ним. Пусть он осмотрит классную комнату, чтобы незнакомая обстановка не смутила его в первый день занятий. Помогите ему обрести чувство уверенности в себе.
3. Расскажите ему о тех предметах, которые он будет изучать, объясните все о переменах и о том, как и когда он будет обедать в школе.
4. Поделитесь собственными воспоминаниями о первом дне в школе. Расскажите об этом с юмором, главное, чтобы ребенок не стеснялся спросить о чем-то у педагога или у ребят, с которыми он будет учиться.
5. Обязательно расспрашивайте его обо всех впечатлениях каждого учебного дня. Если у ребенка возникли проблемы, успокойте его и попытайтесь помочь выйти из затруднения.
Комментарии