Детский сад ее мечты
Некоторые родители, желая развить детей творчески и интеллектуально, обращаются к новомодным зарубежным методикам дошкольного воспитания. Однако сегодня и самые обычные ярославские детские сады не только не отстают от «мировых трендов», но в чем-то даже опережают их. Об одном из таких детских дошкольных учреждениях – наш рассказ. Это муниципальный детский сад №182, который недавно отметил свой 50-летний юбилей.
По своей программе
До 2004 года здесь, на улице Тургенева, было два разных детских сада – №182 и №248. Один был построен в 1961 году, а второй – в 1962м, и долгое время их разделял забор. В 2004 году садики объединили, забор убрали, и остался только один – №182, но в двух зданиях.
– Теперь мы можем два года подряд юбилей отмечать, – шутит заведующая детским садом Ольга Горшкова.
С виду это самый обычный детский сад, каких немало в Ярославле: два небольших здания с требующими ремонта фасадами. К сожалению, пока на ремонт денег нет. Но когда заходишь внутрь, впечатление меняется: отремонтированные лестницы, новенькие детские спальни, светлые группы.
По словам Ольги Горшковой, каждый год на выделенные деньги удается отремонтировать очередное помещение. А те, до которых ремонт пока не дошел, воспитатели украшают своими руками – шьют яркие занавески, постилают уютные коврики, развешивают на стенах веселые детские рисунки. Малыши любят красоту, считает директор, и если с детства она будет окружать их, то дети научатся ценить ее. Красота лежит и в основе педагогической деятельности коллектива дошкольного учреждения.
– Вообще, мы работаем по программе Васильевой, – рассказывает Ольга Анатольевна. – Но в связи с новыми государственными требованиями на ее основе написали свою программу, приоритетные направления которой – познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Рисуем вместе
В детском саду №182 очень тесно сотрудничают с родителями. По словам Ольги Анатольевны, мамы и папы сейчас меняются: они не просто отводят ребенка в детский сад, чтобы иметь возможность работать, а живо интересуются его развитием, предъявляют высокие требования к дошкольному учреждению и являются активными участниками педагогического процесса – организуют экскурсии, участвуют в праздниках, спортивных состязаниях.
– Главное, что хотят родители, – это наблюдать за развитием детей, – говорит Ольга Анатольевна. – Конечно, когда целый день на работе, пропускаешь такие прекрасные моменты жизни ребенка! Поэтому мы стараемся дать папам и мамам всю информацию о ребенке – какой у него характер, чем ему нравится заниматься, какие качества в нем лучше всего развивать на данном этапе. И сами родители постоянно консультируются с педагогами, психологом, инструктором по физкультуре. Например, маме хочется, чтобы ее ребенок был лидером. И мы вместе с психологом и педагогом смотрим, каков потенциал развития лидерских качеств именно в этом малыше и в каком возрасте лучше всего этот потенциал развивать. Ведь тут главное – не перегнуть палку, не перегрузить ребенка. А чтобы его понять, сейчас есть все – тесты в интересной игровой форме, новые методики воспитания, заинтересованное общение, в конце концов. И, конечно, мы практикуем открытые занятия и совместные с родителями мероприятия – спортивные, праздничные, творческие. Они не меньше своих детей любят рисовать, мастерить поделки и участвовать в конкурсах.
Один танцует, другой поет
Естественно, у продвинутых родителей – продвинутые дети. По словам воспитателей, иногда малыши такие вопросы задают, что ответ приходится искать в Интернете и готовиться к занятию весь вечер.
– Самые лучшие занятия получаются, когда идешь от желания детей, – говорит воспитатель Татьяна Костылева. – Например, ребенок интересуется динозаврами – и мы рисуем динозавров, лепим их из теста, вышиваем, вяжем, играем в динозавров, устраиваем выставки и конкурсы. А попутно рассказываем о них: когда они жили, почему вымерли, как выглядели, чем питались, какой климат и растительность были тогда на Земле. Причем дети рассказывают не меньше нас, воспитателей. Так что это даже не занятия, а интересное общение.
По словам Ольги Горшковой, мониторинг потенциала знаний, умений и навыков детей проводится постоянно, и перспективы ребенка всегда обсуждаются с родителями. Например, если девочка артистична и любит танцевать, с ней занимается хореограф. Если мальчик любит петь, на него особое внимание обращает музыкальный руководитель.
Общение на равных
В каждой группе – на окошках рассада. Детям нравится сажать растения и наблюдать за их ростом.
– Главное в общении с детьми – любое явление превратить в познавательное действие, – рассказывает воспитатель Анна Борисова. – Почему весна на улице? Почему на Новый год наряжают именно елку? Вокруг этих, казалось бы, простых вопросов выстраивается общий разговор, получаются творческие занятия. Сейчас все на равных – мы, воспитатели, такие же участники разговора, как и дети. Мы иногда узнаем от них удивительные вещи! Их интересуют и сложные, философские вопросы. Однажды один мальчик спрашивает: «Я посмотрел много передач по телевизору – про животных, про растения, про разные приключения. Но ни в одной из них ни разу не сказали, почему человек живет на Земле?» Представляете? Это же юный философ! Ну разве может быть неинтересным общение с такими детьми? Они и о предназначении человека спрашивают, и о цели в жизни, и о космосе, жизни во Вселенной. И не только спрашивают, но и рассуждают, высказывают свои мнения.
Нам нужна портниха
В целом коллектив в детском саду №182 молодой. Сотрудников Ольга Анатольевна Горшкова, которая работает здесь заведующей уже восемь лет, подбирала тщательно.
– С кадрами сейчас трудно, – говорит она. – Зарплата у нас невысокая, а люди в детском саду должны работать неравнодушные. Поэтому коллектив формировался долго – чтобы найти хорошего педагога или другого специалиста, требуется время.
Зато сейчас тут все сотрудники как на подбор! Чего стоит одна кастелянша Татьяна Заречнева – костюмы, которые она шьет для детских праздников, на прагматичном Западе стоили бы тысячи долларов. Но Татьяна Ивановна с радостью дарит свой талант ярославским детишкам, да еще и сама ищет, где материал для костюмов можно купить подешевле – ведь царевна обязательно должна быть в короне, обшитой «драгоценными» каменьями, и в летящем платье из романтичной органзы.
– Я искала такую кастеляншу четыре года, – рассказывает Ольга Анатольевна. – Многим отказала – мне нужна была женщина, умеющая шить. Татьяна Ивановна превзошла все мои ожидания. На собеседовании я говорю ей: «Нам нужна портниха». А она отвечает: «Без проблем!» Я снова: «Мы ведь сложные костюмы шьем, для праздников». А она мне: «Да без проблем!» Представляете? Работать с таким творческим человеком одно удовольствие – мы вместе придумываем костюмы, вместе расшиваем.
Чтобы педагог не выгорал
Воспитателями в детском саду работают в основном девушки. Большинство из них параллельно учатся в педагогическом колледже и ЯГПУ им. Ушинского, но в профессии уже состоялись – они и детей любят, и занимаются с ними творчески, и постоянно пополняют свои знания и навыки.
– Сейчас открыты любые методики, – говорит Ольга Горшкова. – И если каких-то знаний не хватает, мы отправляем своих сотрудников на курсы в областной и городской центры развития образования. Сейчас курсы самые разные – и по речевому развитию детей, и по познавательной деятельности... И еще одна наша «фишка» – мы устраиваем курсы у себя. Образовательные инновации в основном находит старший воспитатель Ольга Груздева, а полученными на курсах знаниями воспитатели делятся с коллегами. Поэтому наши педагоги в курсе всех передовых методик.
Работа с коллективом, считает Ольга Горшкова, не менее важна, чем с детьми.
– Педагоги, и школьные, и детсадовские, выгорают на работе, – говорит она. –Поэтому надо работать с ними отдельно. Наш психолог проводит с сотрудниками занятия на снятие напряжения, беседует с воспитателями, тестирует их, дает советы в сложных ситуациях. Мы устраиваем корпоративные праздники, выезжаем на природу. Детский сад должен жить единой семьей, иначе педагогическая деятельность становится формальной.
Все воспитатели в 182-м детском саду – выдумщицы, любую ситуацию наполняют творчеством: рисуют, лепят, делают аппликации, играют с детьми в развивающие, ситуативные игры. И умеют справиться с расшалившимися малышами.
– У меня в группе есть один гиперактивный мальчик, который любит задирать других детей, – рассказывает воспитатель Татьяна Чернышева. – Увещевать таких малышей неэффективно – для них надо придумать интересное занятие.
Откуда берутся эти творческие идеи? По словам педагогов, из общения с коллегами, обучения на курсах, из книг, фильмов, Интернета и, конечно же, от родителей.
Комментарии