Для кого мы бренд создаем?
На прошлой неделе наш город по приглашению мэрии посетил известный московский специалист, автор книги «Брендинг городов» Денис Визгалов, который провел семинар по этой теме для ярославских экспертов.Семинар, который состоялся в мэрии, превратился в живой, заинтересованный разговор. Местами возникали споры – ярославцы в чем-то не соглашались с московским гостем, высказывали свои точки зрения, задавали много вопросов. В работе приняли участие бывший директор библиотеки им. Некрасова Дмитрий Полознев, заведующая кафедрой музеологии и краеведения ЯрГУ им. Демидова Виктория Марасанова, преподаватель МЭСИ Ирина Иванова, представители туристического бизнеса, музеев, библиотек.
По словам Дениса Визгалова, в последние годы бренд своей территории ищут и большие, и малые поселения всего мира. Российские города тоже «проснулись» и вступили на путь поиска своей идентичности в глобальном мире. Причем процесс самоидентификации происходит очень бурно.
– Вообще, понятие бренда пришло в маркетинг территорий из бизнеса, – сказал Денис Валерьевич. – Раньше оно относилось в основном к известным компаниям и их товарам – чем известнее бренд, тем большей привлекательностью для потребителей обладают ее товары. Сегодня такую же роль играет и самоидентификация территории, делая ее узнаваемой во внешнем мире.
Правда, найти бренд такого большого и разнопланового города, как Ярославль, довольно трудно. Московский эксперт даже предположил, что процесс его поисков здесь будет довольно долгим.
– Даже беглый взгляд показывает, что это сложный случай, – посочувствовал москвич. – Самое главное – надо определиться, для кого вы создаете бренд. Если ориентироваться только на туристов и инвесторов, то из этой работы могут оказаться выключенными местные жители. В то же время настоящий фонтан идей, который привлечет и туристов, и инвесторов, может родиться только в богатой разнообразием городской среде. Поэтому на первое место, я считаю, надо поставить интересы местных жителей. Затем надо определить стратегическую цель бренда. Что больше всего интересует Ярославль? Привлечение инвесторов? А может, создание хороших условий для молодых людей? Каждая из этих целей диктует разные подходы.
Сам процесс брендинга территорий очень живой и текучий, считает Денис Визгалов. Например, еще несколько лет назад в моде были сказочные бренды. А сегодня они теряют актуальность: во-первых, чтобы познакомиться с ними, достаточно одного раза, а во-вторых, в неравной борьбе победу давно одержал Дед Мороз – до сих пор в Новый год в его резиденцию в Устюге приходит огромное количество писем, а туристы едут туда в новогодние каникулы, как говорится, толпами.
Бренды сегодняшнего дня становятся сложнее и прорастают в самые разные городские сферы – культуру, бизнес, архитектуру. Даже инфраструктура является настоящим Клондайком для оригинальных идей. Например, во Львове кирпичная стена обычной многоэтажки спроектирована в виде кроссворда, на котором можно отгадать слова на тему местной истории и краеведения.
– Бренд надо выращивать, – считает столичный гость. – Когда из всего фонтана идей ярославцы выберут одну, тогда и настанет время внедрять ее в городскую среду – придумывать проекты, мероприятия. Если она будет в нарисованном виде, то его надо фиксировать на зданиях, в транспорте, на тротуарах.
Обсуждая бренд города, ярославское экспертное сообщество разделилось на «зрелых», которые считают, что надо развивать уже существующие идеи, и «молодых», которым хочется чего-то новенького. Например, Дмитрий Полознев предложил проводить в Ярославле конференцию по древнерусской культуре международного масштаба. Юлия Кривцова, директор фестиваля «Архитектура движения», предложила альтернативную концепцию Дня города, где каждый житель Ярославля будет участником праздничной программы. А по мнению заместителя мэра Ярославля Олега Виноградова, любые проекты совмещаются, и именно на стыке идей может родиться интересный бренд.
Дмитрий Визгалов не стал разрешать этот спор профессиональным советом – по его мнению, их просто не может быть в брендинге. Но несколько рекомендаций все же дал.
– Во-первых, забудьте слово «бренд», – заявил он. – Оно сбивает с толку, дискредитирует сам процесс творческого поиска идентичности города. Во-вторых, к генерированию идей надо сначала привлечь молодежь, которая даже не слыхивала ни про какой бренд. Получите от них фонтан идей, а потом советуйтесь со специалистами.
Комментарии