01:09
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 июня 2012

Дмитрий Донсков: Мы будем строить город, комфортный для жизни

Мы продолжаем знакомить наших читателей с членами новой команды мэрии. Наш сегодняшний собеседник – заместитель мэра Ярославля по вопросам социально-экономического развития города Дмитрий ДОНСКОВ.


– Дмитрий Александрович, наверняка до того как вы стали заместителем мэра по экономике, у вас были представления о том, чем придется заниматься. Насколько эти представления совпали с реальностью?
– Времени с того дня, как я приступил к работе в мэрии, на самом деле прошло немного, но что нужно делать и как, мне в принципе понятно. Поменяв должность директора коммерческого предприятия на статус муниципального служащего, я не ощутил какого­то жесткого перехода из одной жизни в другую. Конечно, с 8.30 до 21 часа я никогда раньше не работал, не было у меня и такого напряженного графика, как сегодня, когда весь день расписан буквально по минутам, а если и появляются какие­то 15­минутные окна, то и они заполняются встречами с людьми, которые приходят решать оперативные вопросы.
Безусловно, мне сегодня очень помогает опыт, приобретенный мною в ходе депутатской деятельности: я знаком со многими людьми, ясно представляю, как можно решить основные вопросы. Разница в том, что сейчас я получаю больший объем информации по многим проблемам и имею реальную возможность повлиять на ход их решения.
Конечно, сегодня основные проблемы с позиции представителя исполнительной власти мною оцениваются несколько иначе, но этому есть объяснение. Будучи депутатом, я наблюдал за всем происходящим как бы со стороны и не был вовлечен в сам процесс принятия решений. Я разбирался в базовых вещах, но чтобы ясно понять, как все работает, нужно владеть намного большим объемом информации. Например, еще полгода назад я ситуацию по ГДУ, так как сейчас, не знал. Откровенно говоря, я даже не представлял глубины той пропасти, в которую провалилось это стратегически важное для города предприятие. К сожалению, сегодня в таком же положении у нас и САХ, и МУП «Брагино»…

– Как вы оцениваете ту социально-­экономическую ситуацию, которая сегодня сложилась в Ярославле…
– В целом, как свидетельствуют показатели, все очень даже неплохо. Растет общий объем промышленного производства, а главное, объем продаж произведенной продукции, этот показатель по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 109 процентов. Это говорит о том, что промышленные предприятия работают не на склад, в то же время число людей, ищущих работу, снижается, а количество вакансий, напротив, имеет тенденцию к росту. Другими словами, мы показываем очень неплохую динамику.

– Сегодня в Ярославле предприятий сферы услуг в шесть раз больше, чем промышленных. Даже если сложить вместе число строительных и промышленных предприятий, все равно получается пропорция один к двум, то есть у нас, как и в большинстве государств Европы, сфера услуг становится приоритетной…
– И это абсолютно правильно. Ставка сегодня делается на малые предприятия, но так и должно быть, потому что производительность труда на этих предприятиях выше, чем на крупных, да и рабочих мест в совокупности на них больше.

– Сегодня привлечение инвестиций в экономику города – стратегическая задача. Как вы собираетесь ее реализовывать?
– У Ярославля есть одно неоспоримое преимущество – близость к Москве. У нас можно строить предприятия, производить на них продукцию и продавать ее в столице. Это очень удобно, ведь расстояние между нашими городами небольшое.
Кроме того, в Ярославль можно перевести какие-­то структурные подразделения столичных компаний, это для них отличный способ сокращения издержек. Самый простой пример: головной офис крупной промышленной корпорации базируется в Москве, а у нас размещается его финансовое подразделение. Проблем с кадрами никаких, ведь ЯрГУ выпускает и экономистов, и аудиторов, и бухгалтеров, на аренде тоже можно сэкономить. Так что выгода очевидна. Деловые люди это понимают и идут на подобные шаги. Один из крупнейших российских операторов сотовой связи уже заявил, что в ближайшее время переведет к нам свой сервисный центр, и это позволит создать в Ярославле 400 новых рабочих мест.
Однако по большому счету привлечение инвесторов в регион – это задача областного правительства, ведь земля в его ведении и решение всех вопросов, связанных с ее выделением, тоже. Но и мы готовы предоставить инвесторам некие свободные площадки на территориях наших муниципальных предприятий.
Сегодня, как вы знаете, в городе строится крупнейший торговый центр. Инвестор – немецкая фирма, они к реализации своего проекта привлекли турецких рабочих. Чтобы их расселить, нужно возвести временный лагерь. Мы помогли и выделили под него участок на территории одного из наших муниципальных предприятий. С одной стороны, строители будут жить в самом центре города, с другой – инвестор готов платить арендную плату за использование земельного участка, которая поступит в городской бюджет.

– Вот уже несколько лет подряд, и об этом свидетельствуют цифры, объемы строительных работ в Ярославле снижаются. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?
– Выскажу свою точку зрения: в последние годы очень много привлекательных с точки зрения инвесторов строительных площадок у нас раздали «нужным людям». Откровенно признаюсь, сегодня мне и самому не очень понятно, почему у нас так мало строится жилья, ведь бум на рынке ипотечного кредитования вполне очевиден, то есть спрос есть, проблема, думаю, в строителях, они не могут нормально организовать процесс. При том что ряд банков готов кредитовать и застройщиков, и будущих новоселов. На мой взгляд, на нашем региональном строительном рынке слабо развита конкуренция.

– Дмитрий Александрович, как известно, сделка по продаже ОАО «Водоканал» приостановлена. Объясните, пожалуйста, причину.
– Во-­первых, против сделки выступили многие горожане. Во­-вторых, я внимательно изучил весь пакет документов по приватизации предприятия. Выводы однозначны: инвестор должен был получить свою прибыль за счет снижения амортизационных отчислений, то есть за счет выкачивания тех ресурсов, что есть у предприятия. При этом уменьшались объемы работ по реконструкции и развитию «Водоканала», кроме того, инвестор настаивал на росте тарифов для населения.

– Но только за последний месяц в городе произошло несколько серьезных аварий именно на сетях «Водоканала», трубы не выдерживают, лопаются, жители терпят неудобства, лишаясь в одночасье благ цивилизации. Что с этим-­то делать?
– Нам предстоит провести серьезную модернизацию предприятия. За счет каких средств? В том числе и за счет повышения тарифной составляющей. Мы понимаем – мера непопулярная, но ведь и плата за холодную воду для населения у нас в отличие от платы за тепло не зашкаливает. Так что если человек за воду платил сто рублей, а будет 110, это его не разорит, ведь это не триста и не тысяча рублей.
Второй путь – участие в федеральных программах по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Третий вариант – привлечение стратегического инвестора, но такого, который не будет начинать свою деятельность по модернизации предприятия с существенного увеличения тарифов для населения.

– «Водоканал» – рентабельное предприятие?
– При грамотном подходе к управлению – да. Оно показало 56 миллионов убытка за прошлый год, но в этих убытках спрятаны и низкие тарифы, и те 10 миллионов, которые мы заплатили аудиторской фирме за проведенную оценку и анализ состояния дел при подготовке предприятия к продаже.

– На муниципальных предприятиях, в структурах исполнительной власти сегодня трудятся сотни ярославцев. Насколько я понимаю, в ближайшие месяцы вы собираетесь провести аудит всех рабочих мест и оценить эффективность работы каждого чиновника…
– Безусловно, мы думаем над тем, как оптимизировать численность сотрудников, штаты некоторых предприятий раздуты, а люди зачастую работают неэффективно. Например, у нас есть Спецавтохозяйство и Городское дорожное управление. Сотрудники последнего летом заняты на ремонте дорог, а зимой у них объемы работ резко сокращаются, но ведь и в этот период они могли бы успешно и плодотворно трудиться, убирая улицы города. Однако мы этого не наблюдаем.
Еще одно предприятие – «Горзеленхоз» – фактически занимается тем же, чем и САХ. Почему бы их не объединить в одно и при этом не сэкономить часть бюджетных средств на содержании того же управленческого аппарата?

– Ряд коммерческих фирм задолжал городской казне немалые деньги. Есть ли реальная возможность взыскать с них эти долги?
– Увы, финансовое состояние большинства из них просто плачевное. Хорошо если нам удастся получить хотя бы процентов двадцать от той суммы, которую они должны городу.

– Что, по вашему мнению, можно сегодня сделать, чтобы наши муниципальные предприятия стали работать более эффективно?
– Надо повысить их рентабельность за счет сокращения необоснованных затрат. Именно с этой целью для руководства некоторыми из них мы уже пригласили новых менеджеров, исповедующих современные подходы к управлению, а главное – иную маркетинговую и кадровую политику.

– Ярославль достаточно дорогой город для жизни, а найти у нас хорошую, высокооплачиваемую работу сложно, многие уезжают искать счастья в столицу. Вы не боитесь, что в один прекрасный день вам просто некого будет пригласить на работу на те же муниципальные предприятия?
– Не боюсь. В Москву в поисках статусной работы уезжали и в советское время, и сейчас едут, но ведь далеко не все. Да, сегодня поток стал мощнее, но едут в столицу не только из Ярославля, но и из других российских городов. Почему это происходит, тоже понятно – именно в Москву стекаются все финансовые потоки, да и ярославская экономика во многом завязана на этих деньгах. Те же инвесторы, ведущие строительный бизнес в городе, в большинстве своем москвичи. Но это вовсе не значит, что городские власти ничего не будут делать. Это не так, мы стремимся к тому, чтобы наш город стал более комфортным для жизни.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать