05:43
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 мая 2015

Дом для маленьких эльфов

Этот детский сад как-­то по-­особому уютен. Открываешь калитку и попадаешь в настоящее зеленое царство. Маленькие обитатели этого детсада нуждаются в повышенном внимании и теплоте, чтобы не чувствовать себя одинокими в большом мире.

Групповые комнаты напоминают скорее укромные домики для эльфов –  сказочных существ, живущих в своем мире. В каждой множество игрушек, книжек, поделок. Поначалу даже и не поверишь, что ходят в этот детский сад компенсирующего вида не совсем обычные детишки, большинству из них врачи поставили не по одному сложному диагнозу. Немало пятилеток, которые  еще не умеют говорить, есть и те, кому приходится постоянно напоминать, что необходимо сделать, когда пришел в сад. У каждого такого ребенка в шкафчике прикреплены специальные картинки-напоминалки. Малыш смотрит на них и вспоминает, что сначала надо снять куртку и шапку, переобуться, а потом пойти вымыть руки…
– Наш 78-й сад открылся уже давно, – рассказывает его заведующая Тамара Гусева. – Сначала «квартировали» в многоэтажном жилом доме на Большой Октябрьской, а в середине 90-х переехали сюда, на Угличскую. Детки к нам ходят необычные, каждый из них талантлив по-своему, хотя многим и непросто даются все премудрости обучения.  Однако педагогический коллектив хороший – в основном все имеют высшую и первую квалификационные категории. Безусловно, основная нагрузка по обучению ребят ложится на педагогов-дефектологов – это наши главные специалисты. Был в штате и свой логопед, но, к сожалению, сложности с финансированием не позволили продолжить наше сотрудничество, хотя потребность в этом специалисте, конечно, остается.
Так как детский сад № 78 имеет особый статус, здесь есть массажисты и психолог. Получают воспитанники и специальную помощь, за состоянием их здоровья регулярно следят медики.
На вопрос, легко ли работать в таком учреждении, Тамара Владимировна отвечает:
– У нас коллектив стабильный, что такое текучесть кадров, мы не знаем, ее у нас никогда не было и нет. Но скрывать не буду: работать с нашими детками могут далеко не все. Бывает, молодые педагоги, бодро начав трудиться, вскоре опускают руки и бегут либо ко мне, либо к Татьяне Павловне Виноградовой, нашему старшему воспитателю, и жалуются: «Не видим результата, ничего не получается!». Мы их успокаиваем и говорим, что результат будет, не сразу, но будет. Просто надо работать не только с детьми, но и с родителями, тогда многие вопросы решаются проще.
Обычно ребята попадают в этот детский сад по направлению психолого-педагогической комиссии, берут сюда малышей-трехлеток, и большинство из них потом идут в школы. Но для кого-то обучение в первом классе начинается в семь лет, а для кого-то и на год позже, однако для восьмилеток в этом случае ничего не меняется, они по-прежнему ходят в сад.
Педагоги стараются научить их не только азам чтения, математики или рисования, нередко здесь устраивают специальные ролевые игры. 0705-2
– Недавно с семилетками играли, – рассказывает Тамара Владимировна. – Сюжет взяли самый обычный. Няня пожаловалась, что у нее голова заболела. Педагог тут же предложил помощь, стали вызывать  «скорую». Причем «звонили» сами дети. Но ведь неизвестно, куда доктору  ехать – ему надо точный адрес назвать. Это раз. Второе – диспетчеру «скорой» надо внятно рассказать, что с больным приключилось. И вот тут началось самое интересное. Голова же просто так болеть не может, значит, предполагаем, что, скорее всего, давление прыгнуло. Аппарат у нас есть, детям показали, как им пользоваться. И ребятишки в роль вошли окончательно! С диспетчером разговаривают уже на профессиональном языке, называют показатели давления, другие симптомы и, наконец, говорят адрес.
«Доктора» прибыли спустя минуту. Измерили давление, пульс проверили, «врач» выписал лекарство, а «медсестра» сделала укол. Они так понравились гостеприимным хозяевам, что те пригласили их и чайку с ними выпить.
В отличие от обычных стандартных дошкольных учреждений групповые помещения и спальни здесь невелики. Но в комнатах помимо игрушек на подоконниках есть «огородики». Малыши особенно любят смотреть на травку. Это их успокаивает. А еще успокаивает музыка. Бывает, что на музыкальном занятии кто-то из ребят тихо идет «в свой домик» (а им может служить даже покрывало), ложится на ковер и замолкает.
На уроках здесь тоже не все сидят. Кто-то может ходить, заниматься своими делами, но при этом слушать и слышать все, о чем говорит педагог. Среди воспитанников сада есть четырехлетки, которые уже умеют читать, прекрасно рисуют, поют, танцуют…
Ольга Иванова, воспитатель одной из групп, рассказывает, что найти общий язык с детишками не всегда легко.
– Ко мне ходят малыши, у которых диагностирован аутизм, – рассказывает она. – Это особенные детки, они порой неохотно идут на контакт, но я как-то интуитивно всегда чувствую их настроение. Знаю, к кому можно подойти, а кого лучше оставить в покое и просто понаблюдать за ним со стороны.
Малыши, услышав голос воспитательницы, поворачивают головы, и, несмотря на то что «тихий час» не закончился, один из них пытается встать с кроватки. Ольга Вениаминовна помогает ему и по каким-то только ей ведомым признакам понимает, что мальчик проголодался. Его одевают и ведут к столу. Поев, малыш успокаивается и подходит к окну, на котором зеленеет «огород». Подросшая травка оказывает на него поистине магическое действие, он внимательно смотрит на росточки, потом начинает их потихоньку трогать…
– Есть мамы, которые не хотят принять диагноз, поставленный их ребенку психиатром, – рассказывает  Татьяна Виноградова. – Они категорически не согласны с тем, что он должен учиться в специальном коррекционном классе, более того, уверены, что малыш прекрасно справится с программой общеобразовательной школы. Думаю, это своего рода защита от неприятной информации. Но мы знаем:  время пройдет, и жизнь все поставит на свои места, мама поймет, что правы доктора. Конечно, непросто общаться с такими родителями, но мы стараемся помочь им принять своего ребенка таким, какой он есть.
Политика руководства детского учреждения во взаимоотношениях с родителями проста: здесь уверены, что достичь успеха можно, только если работа по воспитанию детей ведется совместно. С родителями дружат и педагоги, и медики. Для мам и пап проводят не только родительские собрания, но и специальные лекции, семинары, на которые приглашают специалистов. Кстати, папы в садике бывают часто, они участвуют во всех  мероприятиях, охотно откликаются на просьбы воспитателей, помогают что-то сделать, смастерить.
– У нас есть папа, который один воспитывает четверых детей, – говорит Тамара Владимировна. – Все ходили к нам, сейчас вот младшенькая еще осталась. Мы ему, конечно, помогаем, но и он внимательно выслушивает все наши рекомендации. Очень ответственный человек. И таких большинство.
И еще. В МДОУ № 78  действует главный принцип – его называют принципом трех «п»: понять, принять и помочь. Именно благодаря этому нехитрому правилу мир в волшебном царстве царит всегда, а маленькие эльфы и большие люди находят общий язык.

ФОТО Ирины ШТОЛЬБА 

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать