03:57
суббота,
27 июля 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 июня 2016

Дом-отказник, или Как разозлить Управдом

Ярославцы хотят, чтобы управляющие компании содержали их дома в идеальном порядке. Но стремясь к этому, всегда ли горожане действуют разумно? И как найти золотую середину в чрезмерной активности одних жителей, пассивном равнодушии других и официальном подходе к делу управляющих компаний?

Новое не значит ценное

Когда в нашу редакцию позвонил читатель Евгений Ляшенко и сообщил, что Управдом Дзержинского района развалил и бросил его дом, мы выехали на место происшествия.

Дом Евгения Николаевича по проспекту Дзержинского, 10 корпус 2 почти новый. Он сдан в 2001 году и стоит среди таких же аккуратных домиков в микрорайончике, видном из окон Дзержинской администрации. Микрорайон строился в 2000 – 2003 годах и по применяемым жилищным технологиям опередил время.

Однако председатель совета дома Евгений Ляшенко своей «крепостью» недоволен. Разрушается крыльцо у подъезда, крошится кирпичное ограждение цветников, являющееся и частью стены дома. Стены у входа в подвал исписаны граффити и небрежно подмазаны штукатуркой. Над дверью в подвал большая дыра — место исчезнувшего прибора регулировки отопления дома. Евгений Ляшенко говорит, что работники управдома сняли его, чтобы перенести в одну из холодных квартир на первом этаже. Но в той квартире прибор так и не появился.

Еще одна дыра – в подвале. Здесь был другой, тоже исчезнувший прибор. Зато бойлер, подающий в квартиры горячую воду, на месте. Бойлер не чистили с момента строительства дома, и теперь, как утверждает председатель, он еле пыхтит. Подвальные трубы местами проржавели, местами без вентилей, кое-где обмотаны проволокой. Зато в подвале сухо и чисто. Еще год назад он был залит стоками из канализации.

– Мы, жители, сами его чистили, – вспоминает Ляшенко. – Вон Наталья с первого этажа за 4 тысячи рублей своими ручками выгребала…

Но в целом в этом доме ничего из ряда вон выходящего. То есть такого, чего бы не было в остальных домах микрорайона. А уж в многочисленных «брежневках» и «хрущевках» проблемы еще хлеще. Но управляющие компании их из-за этого не бросают. «Отказниками» дома становятся редко, как правило, только аварийные, содержать которые «управляшкам» невыгодно. Дом Евгения Ляшенко в этом смысле уникальный: он перестал быть ценным для управляющей компании. Почему?

Строго по букве закона

Председатель совета дома причину знает точно.

– Я достал управляющую компанию судами и жалобами, – огорчается он. – Я это хорошо понимаю.

Экс-военный автомобильных войск, человек дисциплинированный и точный, Ляшенко каждую проблему дома решал строго по букве закона. Сначала вел длительную переписку с управляющей компанией. Если результата не было, обращался в суд. Причина ссоры с УК – количество претензий, которые сделали дом-скандалист невыгодным для содержания.

С 2011 года, когда Евгений Ляшенко въехал на Дзержинского, 10 к. 2, спокойная жизнь у коммунальщиков закончилась. Неистовый председатель совета написал 86 жалоб в управдом и подал 22 иска в суды. Заметим, что остальные жильцы с 2008 года, а именно с этого времени дом находился в ведомстве Дзержинского управдома, написали всего 21 обращение и ни разу не обратились в суды.

Среди судебных требований Евгения Ляшенко по текущему содержанию дома, на наш взгляд, есть очень-очень дельные. Например, во время земляных работ был нарушен контур заземления дома, и теперь в квартирах горят электроприборы. Надо восстановить? Безусловно! Бойлер не чищен, на цоколе здания трещины, кровля на вентиляционных шахтах износилась. Сделать? Разумеется. Но есть и абсолютно мелочные – такие, как ремонт полотенцесушителя в отдельно взятой квартире и дверного доводчика в подъезде. С этими неполадками жильцы обычных домов, как правило, справляются сами: без помощи судов и даже без управляющих компаний.

Но в том-то и дело, что дом по проспекту Дзержинского уникален. В Ярославле пока нет таких случаев, чтобы УК отказалась от хорошего дома из-за одного человека.

По словам директора Управдома Дзержинского района Дмитрия Харченко, председатель дома не только измучил компанию мелочными запросами, но в погоне за совершенством не желал принимать сделанные работы. И вообще не собирался договариваться.

– Нам предписали установить новую железную дверь в подвал, – приводит пример Дмитрий Иванович. – Дверь председатель не принял, он потребовал просверлить в ней вентиляционные отверстия, число которых соответствовало бы нормативным расчетам. Оказалось, что сверлить нужно как дуршлаг. Мы сделали и это. В результате дверь пришлось менять. «Так, может, надо было сразу установить решетку?» – спросили мы председателя. Тот пожал плечами.

Сам Евгений Ляшенко говорит, что в борьбе за идеальное состояние своего дома по-другому поступать не мог:

– На мои обращения Управдом отвечал обещаниями, но их не исполнял. Приходилось обращаться в суд.

Идеальный совет

– Я не вписывался в образ идеального для управляющей компании жильца: пассивного, ленивого, равнодушного, – считает Ляшенко. – Весной я ездил к своей тетке на Нефтестрой. В подъезде кто-то наложил кучу. Чтобы не разглядывать такую гадость, жители прикрыли ее бумажкой, но не убрали. Приехал через неделю – куча лежит. И через две! Только бумажка потемнела. Вот какие люди нужны УК.

Но директор Управдома Дзержинского района с этим мнением не согласен. Он считает, что жители, напротив, должны быть активны. Только тогда они смогут построить отношения сотрудничества с управляющими компаниями. Директор УК поделился своим рецептом правильного взаимодействия с УК.

Сначала нужно выбрать совет дома. Члены совета должны иметь возможность общаться с представителями УК в рабочее время. Здесь подходят молодые, энергичные пенсионеры.

– Часто члены советов хотят встречаться с нами, когда им удобно, – поясняет Дмитрий Харченко. – Однажды, не шучу, мне назначили встречу на десять вечера. Я согласился, но предупредил, что это время у меня уже занято и предложил перенести общение на половину двенадцатого. Только тут члены совета поняли, что перегнули палку.

Необходимо, чтобы в совет избирались представители от каждого подъезда. Среди них должны быть жители первого и последнего этажей, торцевых квартир. Только так, по мнению Харченко, достигается объективность в оценке проблем дома:

– Был случай (Труфанова, 25 корпус 4), когда выбрали жителей одного подъезда и они единогласно проголосовали за ремонт своего подъезда. Проблемы крыши, подвала и нужды остальных жителей их не волновали.

Желательно, чтобы работа совета дома оплачивалась. Только так у членов совета появляется мотивация к работе и ответственность перед жителями. Наконец, в каждом доме есть юристы, бухгалтеры и понимающие в строительстве люди. Полезно, чтобы они помогали совету дома контролировать работу УК по своим направлениям.

Третий – лишний?

Случай Евгения Ляшенко уникален лишь временно. Эксперты в ЖКХ утверждают, что сейчас появляется все больше людей, которые хотят и умеют судиться. Суды стали принимать решения в пользу жителей. Также по жалобам горожан активно действуют городская и федеральная жилищные инспекции.

– Хорошо, что ярославцы стали активнее отстаивать свои жилищные права, – говорит начальник жилищно-коммунального отдела администрации Дзержинского района Борис Резниченко. – Но, к сожалению, не понимая целостной картины и логики работы жилищной сферы, они часто вредят себе и роют яму жилищно-коммунальному хозяйству города.

В чем вред? По жалобам жителей жилищные инспекции подвергают УК многомиллионным штрафам. Совокупные штрафы одной компании могут доходить до полумиллиарда рублей в год. (К сведению: годовой оборот Дзержинского управдома 2 миллиарда рублей). Эти штрафы изымаются в государеву казну. А значит, деньги для ярославцев уже потеряны. Другая подножка – судебные решения. На их исполнение УК тратят значительную часть бюджета. Как правило, жители решают через суды малозначительные вопросы, считая, что все остальное УК сделают и так. Обычно этими малозначительными вопросами бывают различные косметические ремонты.

– Из 48 миллионов рублей, потраченных в 2015 году нашим управдомом на все виды ремонта, 40 миллионов мы потратили на ремонты подъездов. Мы отремонтировали 200 подъездов, то есть каждый 12-й, – говорит Дмитрий Харченко. – Я в шоке! Отремонтировать на эти деньги кровли или подвалы было бы гораздо полезнее.

При этом деньги на косметические ремонты часто уходят в песок. Примеров масса.

– Дому по Балашова, 16 корпус 2 из фонда капремонта делали крышу. Мы должны были сделать и подъезды, – продолжает Харченко. – Работы по крыше затянулись. Многочисленные проверки и инспекции стали требовать ремонта подъездов. Мы уговаривали подождать до окончания работ по крыше. «Ничего не знаем, делайте!» – отвечали нам. Сделали. Ремонт через дырявую крышу смыли дожди.

Непродуманная активность жителей делает невозможной и плановую работу УК. Управдомы работают как пожарные: тушат там, куда указали суд или инспекция.

– Эти структуры с удовольствием вмешиваются в процесс, – объясняет Дмитрий Харченко. – Ведь оправдание их существования в том, чтобы рассмотреть как можно больше жалоб жителей. Но нам, руководителям компаний, кажется, что третий здесь лишний.

Итак, управляющие компании хотят строить плановую работу и видеть перспективы на годы по каждому дому. Для этого им нужны рабочие, бесконфликтные советы домов. Они уверены: при планомерных и позитивных взаимоотношениях многие проблемы можно решить.

Управдом, вернись!

Несмотря на войну с Управдомом, Евгений Ляшенко вовсе не хотел жить без управляющей компании. Но уже больше года дом ничей. Выиграли ли жители от самоуправления? В чем-то да! Ранее пассивные, они проснулись и поняли, насколько непросто управлять домом. Все многочисленные проблемы – от уборки придомовой территории до платы за управление – им приходится решать самим. И если при УК в злостных неплательщиках числились 2 квартиры из 34, то при самоуправлении их стало 4.

Были сложности в начале и в конце отопительного сезона. Здесь молодцом показала себя Дзержинская администрация. Так как по закону мэрия отвечает за любой городской дом – есть у него управляющая компания или нет, замглавы администрации и начальник отдела ЖКХ засучили рукава и пошли крутить вентили в подвал. Впрочем, так, в режиме личного присутствия, мэрия управляет всеми домами-отказниками города. А их 11 только в одном Дзержинском районе.

Найти новую УК дому по проспекту Дзержинского долго не удавалось. Прослышав о характере председателя, несколько частных компаний отказались участвовать в конкурсе на управление. По идее дом давно должна была бы взять Региональная управляющая компания, созданная в 2014 году на базе ОАО «Ярославская генерирующая компания» в том числе и для таких брошенных домов. Но по факту компания так и не заработала.

Недавно дело все же пошло: дом Ляшенко решились разыграть две управляющие компании – «ПИК-Комфорт» и «Теплый дом». Неудачно. Сейчас между ними идет спор в УФАС. Впрочем, Евгений Ляшенко считает, что УК хороших не бывает. Но отношения с ними строить ему все же придется.
Автор: Елена Солондаева
ФОТО автора

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать