07:09
суббота,
27 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 января 2014

Дом под мостом

Под Толбухинским мостом появился необычный палаточный лагерь. Зимнее убежище для бомжей на 60 человек организовало Ярославское отделение Российского фонда мира.

 

Обогреть – благое дело
– Летом мы подали заявку на комплексную программу ресоциализации бездомных и лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации, – рассказывает первый заместитель председателя отделения фонда мира Асия Резанова. – Получили грант Национального благотворительного фонда. На 450 тысяч закупили две палатки, 120 тысяч отложили на питание, приобрели двухъярусные кровати, матрасы, подушки, одеяла, постельное белье, генераторы. Работаем с 8 вечера до 8 утра.
Условия здесь спартанские: двухъярусные кровати стоят в два ряда, матрасы и одеяла с постельным бельем. Температура в палатках около нуля.
– Когда собираются люди, включаем тепловую пушку, – поясняют организаторы.
Постоялец Максим в лагере кем-то вроде завхоза – печку растопить, за генератором присмотреть. Одет он в приличную зимнюю спортивную одежду, на бомжа не тянет.
– Приехал я из Архангельска, занимался ремонтом квартир, однажды за работу не заплатили, паспорт украли, деньги кончились, домой без документов не вернуться. Вот сюда и подался, – рассказал он, вероятно, что-то недоговаривая. Есть же законные способы получить вместо утерянных документов временную справку!

Другой постоялец, шестидесятидвухлетний  Владимир Михальченко из Большесельского района, тоже оказался в трудной жизненной ситуации.
–  У меня есть дом в Варегове, только топить его нечем. Когда надо было заготавливать дрова, я лежал в больнице. Вышел, домой не поехал. На вокзале ночевал. Полиция посоветовала идти сюда. Помочь некому, здесь греюсь, – пояснил пенсионер.

Ложка дегтя
Таковых в лагере не одна, а сразу несколько. Палатки продуваются со всех сторон. Единственное удобство – биотуалет, который, как и контейнер для сбора мусора, бесплатно поставило «Спецавтохозяйство». Нет умывальников и возможности приготовить еду, поскольку отсутствует отдельное помещение для кухни, чего требуют санитарно-гигиенические нормы. Да и с сетью социального питания договориться не удалось. В качестве стола используется  коробка со второй тепловой пушкой. На ней стоит одноконфорочная плитка, рядом пара тарелок, чайник, чашки. У стен среди груды вещей виднеются огнетушители и совковые лопаты. Место им на противопожарном стенде.  Как в случае пожара, особенно ночного, обитатели найдут средства пожаротушения?
   – Мы порекомендовали отодвинуть пушку на безопасное расстояние от кроватей, провели инструктаж с руководителем лагеря и предложили сделать его для работников,– сказал заместитель главного государственного инспектора Ярославской области по пожарному надзору Анатолий Титов.

Только, по его словам, нет нормативов для палаток, значит, нет законной возможности предъявить претензии организаторам. Пожарные, правда, направили в правительство Ярославской области письмо с предложением обсудить условия работы лагеря.
Если в государственных учреждениях белье меняют раз в десять дней, то в палаточном городке за две недели этого ни разу не делалось. Велика вероятность, что туда приходят необследованные и не продезинфицированные постояльцы. Тем более что с 20 января временно приостановила свою работу дезостанция.
– Было распоряжение областного департамента здравоохранения проверить бомжей на разные заболевания. Мы это делали, но только в конце декабря, на вокзале. Те ли лица живут в палаточном лагере? – сомневается главный врач  областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом  Надежда Антипова.  

Главная проблема лагеря – финансовая. Генераторы съедают в день десятки литров дорогостоящего топлива. Асия Резанова ходит по организациям за помощью. От энергетиков она хочет, чтобы те подключили их к сетям и давали электричество по льготным тарифам, пытается найти военно-полевую кухню, у строителей просит металлический забор, чтобы огородить территорию. Пока все отказывают.

Что позволено Юпитеру…
В Ярославле почти нет мест для ночевки такой категории людей. В Доме ночного пребывания могут разместиться лишь 34 человека. И только мужчины, поскольку женского отделения там нет. Однако есть чистое белье, медпомощь, еда и возможность помыться. Помогут в традиционной «ночлежке» и с оформлением документов.
 – Меня за любое из нарушений, которые имеют место в лагере, моментально сняли бы с должности, – уверена Ольга Лобачева, директор Дома ночного пребывания лиц без определенного места жительства города Ярославля, куда люди из-под моста приходят порой на санобработку. Стоит согласиться, стандарты должны быть едиными.
Так или иначе, лагерь существует на вполне законных основаниях. В октябре на рабочем совещании, где присутствовали пожарные, полиция, ДГХ, департамент охраны окружающей среды, управление развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма, было дано добро на его развертывание на берегу Которосли.

 Не поторопились ли организаторы довольно «сырого» проекта из фонда мира, по сути, выставив людей на мороз и только потом начав искать еду и топливо? Наверняка стоит чаще проверять, как работает эта неоднозначная инициатива.
Владимир КОБЫЛИНСКИЙ
Фото автора

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать