«Дом в разрезе» собирает друзей
Недавно в художественном музее был представлен проект «Дом в разрезе», ставший победителем десятого конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Симфония жизни
В основе проекта – картина «Дом в разрезе», написанная в 1931 году. Ее авторы Татьяна Глебова и Алиса Порет – ученицы одного из лидеров русского авангарда Павла Филонова.
Произведение обнаружила в 1988 году в Петергофе в квартире Татьяны Глебовой при просмотре ее наследия ярославский искусствовед Нина Павловна Голенкевич. Когда-то холст разрезали на четыре неравные части, причем в левом нижнем углу отсутствовал фрагмент. Художественный музей купил картину за символическую цену, и благодаря реставраторам она обрела новую жизнь, правда, найти утраченную частицу полотна пока не удалось.
Новый проект – попытка изучить самое загадочное произведение в музейной коллекции петербургского авангарда. А помогут в этом гостям «Дома» мультимедиаприложение для планшетного компьютера и сайт, созданные специально к данному проекту. Но главное – это сериал! Премьера – в сентябре 2014 года. Авторы проекта будут назначать свидания заинтересованной публике у «Дома в разрезе». Сериал в игровой форме предоставит гостям возможность увидеть через картину то «симфоническое многообразие жизни», изображению которого учил своих последователей Павел Филонов.
В течение всего года на листовках-афишах музея будут печататься фрагменты картины «Дом в разрезе». Того, кто соберет все 12 фрагментов, в конце года ждет приз.
Эпоха Хармса
Картина «Дом в разрезе» имеет несколько сюжетных линий. Три из них – в левой части холста – отражают жизнь улицы: фрагмент похоронной процессии, сцена тушения пожара, парк с влюбленными парочками. В правой части картины изображены семь других сюжетов, представляющих жизнь обитателей многоэтажного дома. В центре холста закрученная в спираль лестница как символ движения вперед.
В этом доме Татьяна Глебова жила у своей подруги Алисы Порет. Дом был своеобразным литературно-музыкальным и художественным салоном, где бывали Павел Филонов и Павел Кондратьев, поэты Даниил Хармс и Александр Введенский, музыковед Иван Соллертинский, пианисты Мария Юдина и Владимир Софроницкий, другие представители богемы. Алиса Порет называла тот период «эпохой Хармса».
Проект обретал новых участников и партнеров. Таковыми стали Яков Назаров, режиссер документального кино, племянник Марии Юдиной и ее ученица Марина Дроздова, с которыми руководитель проекта Марина Полывяная познакомилась в Витебске. Позже в Витебске произошло знакомство и с сыном Ивана Соллертинского Дмитрием, а также с сыном Дмитрия Шостаковича Максимом, внуком Дмитрием и его женой Кристиной. Все они заинтересовались ярославским проектом, а Дмитрий Соллертинский стал его партнером и музыкальным консультантом.
Кроме того, по просьбе Ярославского художественного несколько российских музеев предоставили ярославцам право на использование в проекте произведений из своих собраний, в их числе – Эрмитаж, Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей политической истории России, Костромской музей-заповедник и Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Подарок судьбы
На представлении проекта авторы рассказали о работе над его реализацией. Гости услышали музыку, которая могла звучать в доме Алисы Порет и Татьяны Глебовой, и первыми увидели версию утраченного фрагмента полотна. Его дописала в манере филоновской школы Татьяна Окружнова - художник-
аниматор «Мастерской Александра Петрова». Задача оказалась не из легких. В дневнике Павла Филонова упоминалось лишь о том, что на картине был красный гроб. Окружновой удалось создать свою версию утраченного фрагмента. Позже она станет основой для игры, и каждый, используя рисунки Татьяны Окружновой, сможет почувствовать себя «соавтором» Алисы Порет и Татьяны Глебовой.
А еще гостям встречи представили две работы Павла Кондратьева из тех 20, что музей получил в прошлом году. Павел Кондратьев - уроженец Рыбинска, ученик Павла Филонова и Казимира Малевича. С ним познакомилась искусствовед Нина Голенкевич в 1981 году на его первой персональной выставке в Ленинграде. А в 1985 году Ярославский художественный музей получил основную часть наследия Кондратьева. После персональной выставки интерес к Кондратьеву как к представителю русского авангарда резко вырос, и на этой волне ему предложили выставиться в Европе. Две картины, представленные гостям музея на вечере «Дома в разрезе», относятся к концу 1920-х годов, когда Кондратьев работал под руководством Филонова в объединении «Мастера аналитического искусства». Подарок судьбы, говорят музейщики, ведь это событие значительное не только для Ярославля.
Зинаида ШЕМЕТОВА
Фото из архива ЯХМ
Комментарии