12:18
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 октября 2016

Домонгольские артефакты

В Ярославском музее­заповеднике завершила работу восьмая межрегиональная научная конференция «Археология: история и перспективы». В ней приняли участие ученые из Москвы, Санкт­Петербурга, Ярославля, Костромы, Сергиева Посада, Плеса, Переславля­Залесского, Рыбинска и Вологды.

До нашествия Бату-хана

В течение двух дней на конференции прозвучало более двух десятков докладов, состоялись интересные стендовые презентации. Заместитель директора Института археологии РАН, кандидат исторических наук Ася Энговатова представила новые результаты археологических исследований «Ярославль до нашествия Бату-хана».

В 2004 – 2013 годах отрядом Института археологии РАН проводились археологические исследования на территории Ярославского кремля – древнейшей части города, расположенной на Стрелке Волги и Которосли. Работы закончились, но ученые продолжают анализировать полученные результаты, открывая новые страницы жизни домонгольского города.

В ходе раскопок на территории Стрелки обнаружены многочисленные археологические объекты, относящиеся к разным этапам существования Ярославля, начиная со времени его основания. Именно на территории кремля были обнаружены артефакты, говорящие о его статусности в домонгольский период: фрагменты импортных стеклянных сосудов, впервые найденные в Ярославле четыре свинцовые печати. Многочисленные раскопки за пределами Стрелки подобных материалов не дали. Найденные артефакты переданы в музей-заповедник, где они частично представлены на выставке «От времени Ярославова» в составе экспозиции «История Ярославского края».

– Зона распространения археологических находок XII – начала XIII века свидетельствует о довольно больших размерах города в этот период. Интенсивность жизни, косвенным показателем которой может служить количество археологических объектов и артефактов, также говорит о подъеме города в XII – начале XIII века, прерванного катастрофой 1238 года. Город фактически вышел за пределы домонгольского поселения только на рубеже XVI – XVII веков, – считает Ася Энговатова.

Дорогая сабля

Обнаруженные свидетельства разорения Ярославля войсками Бату-хана зимой 1238 года стали одной из сенсаций. Археологи неоднократно, в том числе и на этой конференции, представляли результаты исследований девяти массовых захоронений жителей и защитников города. Однако наука не стоит на месте: у ученых появляются новые возможности для лабораторных исследований.

Так, была изучена найденная в одном из первых, обнаруженных в 2006 году, захоронений сабля. В результате металлографического исследования удалось установить, что откована она из литой тигельной стали. Ученые инновационного центра «Сколково» подтвердили результаты, полученные специалистами ИА РАН. В начале XIII века тигельная сталь производилась в мастерских Средней Азии, Ирана, Индии. Европейским мастерам секрет ее производства не был известен. Из нескольких тысяч изделий Древней Руси, прошедших металлографический анализ, сабля из Ярославля пока единственный предмет, изготовленный по такой технологии.

На территорию Ярославля сабля могла попасть из городов Средней Азии, покоренных монголами ранее. По всей видимости, оружие принадлежало очень состоятельному воину, так как такая сталь в начале XIII века стоила очень дорого. Сама сабля была сломана, а клинок согнут. В захоронении она оказалась, вероятно, после того как побывала в сильном пожаре и стала непригодной для использования.

Статные дружинники

Свои исследования продолжают и антропологи. Младший научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия ИА РАН Анна Тарасова изучила особенности конституции жителей города первой трети XIII века. Установлено, что средний рост мужчин составлял 171 см, женщин – 156,3 см. Это средние показатели для древнерусского населения. Но что интересно, рост 22 процентов ярославских мужчин был выше среднего и доходил до 175 – 188 см. Возможно, часть из них были дружинниками, участниками обороны города в 1238 году. Обнаружено сходство их с населением верхнего Киева XII – XIII веков и с высокорослыми исландскими викингами. Но говорить о генетическом родстве пока рано.

Средний рост ярославских женщин был намного ниже. Возможно, это являлось следствием различий в питании мальчиков и девочек в древнерусских семьях. Девочки явно подвергались физиологическим стрессам. К слову, вторая и третья палеонтологические выборки из раскопок кладбища Иоанна Златоуста XVI – XVII, где вскрыто более 250 погребений, также свидетельствуют о задержке роста, вызванной, вероятно, острой пищевой недостаточностью.

В крестьянских семьях женщины заботились, чтобы были сыты мужчины, а сами перебивались остатками трапезы или тем, что удалось припрятать от мужа в тайниках. Описывались случаи воровства еды женщинами. К тому же после частых постов, согласно письменным источникам XVII века, многие из них были чуть живы от скудной и однообразной повседневной еды.

Питейный дом

Гастрономическая тема затронута и в докладе Наталии Самойлович «Набор посуды из «Большого питейного дома» начала XVIII века в Ростове Великом». В 2014 году Волго-Окская экспедиция Института археологии провела охранные работы в центре Ростова. На глубине около полутора метров были зафиксированы остатки деревянного сооружения, где обнаружили большое количество керамики – свыше 10000 фрагментов. В основном это осколки чернолощеной и сероглиняной столовой посуды, мисок, кувшинов, горшков. Выделялась насчитывающая около 70 экземпляров серия сосудов разного объема. В основном это чаши – как тщательно выделанные, так и грубые, толстостенные.

В постройке найдены и 19 медных монет – полушки, копейки чеканки 1703 – 1719 годов, а также обломки 6 голландских курительных трубок, пуговицы из цветного металла, обломок креста-тельника, подвеска-иконка плохой сохранности с поясным изображением Николая Угодника, костяной гребень. Обнаружены и два ножа, множество сапожных подков, обломки деревянных ложек, фрагменты лыкового плетения.

Монеты позволяют датировать обнаруженный комплекс в пределах первой четверти XVIII века, а по составу находок можно предполагать, что на исследованном месте находился кабак. Эта версия находит подтверждение при обращении к картографическим материалам. На плане Ростовской крепости середины XVIII века на участке к югу от северо-восточного бастиона земляной крепости значится «Болшей Питейной дом». Этот участок в современной планировке города примерно ложится на перекресток улиц Маршала Алексеева и К. Маркса. Можно полагать, что незначительная часть этого питейного заведения и попала в площадь раскопа.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото с сайта yarmp.yar.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать